Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Томас Морли и становление мадригала в Англии Петрова, Вера Игоревна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова, Вера Игоревна. Томас Морли и становление мадригала в Англии : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Петрова Вера Игоревна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 266 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/168

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Мадригал как феномен ренессансной культуры в Англии конца XVI - начала XVII века

1.1 Жанровые признаки мадригала: Исторический ракурс, разновидности, национальные школы 19

1.2 Возникновение, развитие и угасание английского мадригала 26

1.3 Поэтические особенности итальянского мадригала 36

1.4 Своеобразие поэтического текста английского мадригала (культурный контекст) 39

1.4.1 Особенности английской poesia per musica 47

1.4.2 Петраркизм в Англии на пороге двух веков 54

ГЛАВА П. Английские антологии итальянского мадригала. Преломление традиций 57

2.1 Musica Transalpina (1588) 63

2.2 Italian Madrigals Englished (1590) 67

2.3 Более поздние антологии (1597-98) 70

2.4 Влияние антологий на становление мадригала в Англии 75

ГЛАВА III. Т.Морли - родоначальник английского мадригала

3.1. Характеристика творчества Т.Морли в свете влияния итальянской музыкальной традиции 79

3.2Балетто 81

3.3 Канцонетта 95

3.4 Мадригал 111

3.5 The Triumphs of Oriana 139

Заключение 159

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования

Проблемы становления и развития важнейших жанров светской вокально-хоровой музыки в культурной ситуации различных стран находятся в центре внимания музыковедческих исследований. Изучение особенностей формирования художественных тенденций и анализ причин их возникновения на определенном историческом этапе являются основными отраслями научного музыкознания.

В музыкальной практике XVI столетия особое место занимает жанр итальянского мадригала. Тончайшая передача широкого диапазона эмоций, чуткость в следовании за поэтическим текстом это характерные черты, сделавшие мадригал своеобразным знаменем Ренессансной эпохи, отражением стремления к личностному высказыванию о самом Человеке, его индивидуальности. К концу XVI века итальянский мадригал пускает корни на всем европейском континенте, образуя сложный гибрид с местными музыкальными традициями.

Особенности претворения итальянского наследия в музыкальной культуре Англии конца XVI – начала XVII века во многом определяются фигурой одного из наиболее значительных музыкантов того времени, первым мастером английского мадригала – Томасом Морли. Деятельность Морли как композитора, ученого, издателя оказывает огромное влияние на современников, в большой степени обозначая стиль и пути развития английского мадригала. Именно на примере творчества Морли наилучшим образом можно проследить взаимосвязь итальянской и английской светской вокальной музыки. Тесное взаимодействие итальянских влияний, национальных особенностей и индивидуальных черт стиля в произведениях Морли важно не только с музыкально-теоретической точки зрения. Оно является отражением общей тенденции в английской культуре конца XVI столетия, испытавшей значительное воздействие итальянского искусства. Мадригалы, баллетто и канцонетты Томаса Морли представляют богатейший материал для исследования, они притягивают современного музыканта своей особенной, неповторимой красотой, богатством и разнообразием художественных образов.

Английский мадригал и связанные с ним песенные формы составляют значительный пласт истории музыки, который пока недостаточно освещен отечественной наукой; внимание большинства музыковедов привлекает более значимое (по их мнению) наследие Ренессанса – месса, мотет, итальянский мадригал. Существуют отдельные работы в зарубежном музыкознании, посвященные роли музыки и поэзии в жизни английского общества исследуемого временного периода. Обзор творчества композиторов английской мадригальной школы содержится в трудах Э. Феллоуза и Б. Патиссона. Тем не менее, целый блок проблем, связанных с феноменом Томаса Морли, – влияние его издательской деятельности на поворот в музыкальных предпочтениях елизаветинцев, исключительный авторитет его творчества для композиторов-современников – остается неизученным.

Сказанным определяется актуальность исследования: для более полного представления об эпохе Возрождения требуется освещение музыкальной культу-3

ры со всеми ее составляющими, включая особенности национального преломления идей Ренессанса, в данном случае английского, где, базируясь на итальянских моделях, была создана собственная самобытная мадригальная традиция.

Таким образом, в качестве проблемы исследования выдвигается судьба мадригала в Англии рубежа XVI – XVII веков и неразрывно связанная с этим феноменом деятельность Томаса Морли.

Состояние и степень изученности проблемы

Круг научных работ, непосредственно связанных с проблематикой диссертации, невелик. Сколько-нибудь представительных изданий данного профиля в нашей стране до сих пор не было. Упоминания о национальных школах мадригальных жанров, которые встречаются в ведущих трудах, связанных с исследованием музыкального Ренессанса (Т.Н. Дубравская, Н.А. Симакова, Т.Н. Ливанова, Р.И. Грубер), ограничиваются лишь общими сведениями и не преследуют цели развернутого анализа этих явлений. Особняком стоит диссертация Е.С. Кофано-вой «Трактат Томаса Морли "Простое и доступное введение в практическую музыку": Вопросы теории и практики», в которой, не фокусируясь специально на области английских мадригальных жанров, автор, тем не менее, рассматривает трактат и творчество Томаса Морли в контексте английской и общеевропейской культуры рубежа XVI – XVII веков.

Описаниям жизненного и творческого пути композиторов английской мадригальной школы посвящены труды зарубежных исследователей Э. Феллоуза, Б. Патиссона и Т. Олифанта. Поэтические особенности мадригальных текстов рассматривают Э. Арбер и Ф. Хезелтайн. Все эти работы (изученные автором диссертации на оригинальном языке, ввиду отсутствия переводов) предлагают панорамный обзор состояния английской культуры, но не рассматривают процесс формирования и развития жанра мадригала в новых культурно-исторических условиях. Именно в особенностях становления новых музыкальных жанров автор диссертации усматривает проявление уникальных черт английских мадригалов, впервые проявившихся в творчестве Морли.

Небольшое количество разрозненных отечественных публикаций нотного материала интересующего нас периода не дает полного представления о мадригальных жанрах, как важнейших явлениях песенной сферы английского Ренессанса. Поэтому даже сбор нотного материала требовал специальных усилий. В процессе подготовки материала для диссертации автором были найдены практически все светские вокальные сочинения Морли, а также их итальянские прототипы в зарубежных изданиях. Некоторые из них представлены в виде обширного нотного приложения. Переводы текстов в музыкальных примерах выполнены автором исследования.

Объект исследования: процессы, характеризующие светскую вокальную музыку Англии на рубеже XVI – XVII веков.

Предметом исследования является бытование мадригальных жанров в английском музыкальном искусстве рубежа XVI – XVII веков и деятельность Томаса Морли – композитора, теоретика, пропагандиста итальянской музыки в Англии.

Материалом исследования выступает большой пласт светской вокальной музыки английского Ренессанса, преломляющий итальянские мадригальные жанры: это шесть сборников сочинений самого Т. Морли и изданная им антология английских мадригалов «The Triumphs of Oriana»; пять антологий итальянских мадригалов разных составителей, изданных в Англии в конце XVI века; трактат Т. Морли «A Plain and Easy Introduction to Practical Music», рассматриваемый с точки зрения преломления эстетического подхода к вокальным жанрам в период английского Ренессанса.

Цель исследования:

Комплексное изучение мадригальных жанров в английской вокальной музыке конца XVI – начала XVII веков и особенностей преломления традиций итальянских мастеров.

Задачи исследования естественно вытекают из обозначенной выше ситуации в российском музыкознании. Практически не освещенные в отечественной науке, английские мадригальные жанры требуют разностороннего анализа.

Среди важнейших задач назовем следующие:

обосновать культурно-исторические предпосылки возникновения итальянизированных жанров в английской музыкальной традиции;

исследовать взаимосвязь литературных тенденций и их музыкального воплощения в процессе адаптации жанров на новой национальной почве;

рассмотреть процессы обновления известных жанров, проследить пути эволюции итальянских форм в новых культурных условиях;

показать характерные особенности английских мадригальных жанров, получившие закрепление в музыкальной традиции;

проанализировать сочинения Т. Морли с целью выявления степени их соответствия итальянским прототипам и нахождения факторов обновления жанров.

Исследование естественно опирается на фактологическую базу, имеющуюся в зарубежном музыкознании; таким образом, среди прочих задач в данной работе решается и такая:

- обобщить и донести до отечественного читателя данные (прежде всего ис
торические), накопленные западными учеными.

Методология исследования опирается на историко-стилевой подход, интонационную теорию Б.Асафьева, а также принцип комплексного изучения, соединяющего в себе теоретический, исторический, эстетический подходы к материалу. В различных аспектах данное исследование опиралось на работы:

- исследования в области истории и теории музыки, посвященные итальян
скому мадригалу и связанным с ним песенным формам (А. Эйнштейн, Т. Дубрав-
ская, Н. Симакова, Е. Бедуш);

- научные труды по проблемам формообразования (Е. Назайкинский,
Б. Асафьев, Ю. Холопов, В. Цуккерман и др.);

научные исследования специально направленные на изучение ренессанс-ной гармонии (Ю. Холопов, Т. Баранова, Е. Ходоровской);

монографии, посвященные жизни и творчеству английских мадригалистов (Э. Феллоуз, Дж. Керман, А. Эйнштейн);

исследования литературоведов, предметом изысканий которых стала поэзия елизаветинского мадригала (Э. Арбер, Ф. Хезелтайн);

трактат Т. Морли «Простое и доступное введение в практическую музыку».

Методы исследования: в диссертации использованы методы исторического, источниковедческого, музыкально-теоретического, сравнительного анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

Актуализация итальянской мадригальной эстетики в эпоху уходящего «Золотого века» в Англии – закономерное явление, обусловленное сходным характером исторических периодов двух стран (Италии 1530-х и Англии 1590-х). Они характеризуются проникновением Ренессанса во все сферы культуры: от науки и философии до архитектуры, поэзии и музыки.

Тенденции итальянизации английской музыки не сопряжены со сходными процессами, происходящими в литературной среде, хотя по времени они совпадают: вызванные к жизни общими предпосылками они существуют во многом параллельно, не находя взаимодействия друг с другом.

Развитие и обновление форм песенных жанров в елизаветинской Англии обусловлено как особенностями представления их итальянских прототипов в антологиях, так и отсутствием сформированной традиции творческого общения музыкантов и поэтов.

- Обширное композиторское наследие Томаса Морли, а также деятельность в ка
честве теоретика, составителя антологий, пропагандиста итальянской музыки в
Англии позволяют назвать его основателем английской мадригальной тради
ции. Понимание эстетики итальянских жанров, изложенное Морли в трактате
«Простое и доступное введение в практическую музыку», собственные экспе
рименты с усложнением, обновлением музыкальных форм заимствованных
жанров, убедили современников воспринимать творчество композитора как
эталон для подражания.

Научная новизна исследования

данная работа является первым комплексным исследованием на русском языке, освещающим специфику английской вокальной музыки конца XVI – начала XVII века в контексте взаимодействия английской и итальянской культур;

выявляются причины появления мадригальных жанров в музыкальной культуре Англии, также рассматриваются особенности претворения этих жанров в новых условиях;

в свете обозначенной проблематики впервые проанализированы все светские сочинения Томаса Морли для вокального ансамбля, которые явились эталоном

для более молодых английских композиторов, обратившихся к изучаемым жанрам;

впервые предпринята попытка систематизировать легкие мадригальные жанры согласно жанровым признакам;

прослежена степень соответствия английских сочинений их итальянским прототипам, рассмотрены пути обновления известных жанров;

собранный в приложении музыкальный материал отражает зарубежные публикации мадригалов. Отечественные издания не содержат достаточного количества нотных примеров английской хоровой миниатюры указанного временного периода. Те немногие образцы, которые вошли в сборники хоровой музыки, изданные А.В. Михайловым и П.П. Левандо, непросто поддаются идентификации, так как включают только русский текст и не содержат упоминания об источниках.

Теоретическая значимость исследования связана с уточнением историографического ракурса в отношении английского музыкального искусства рубежа XVI – XVII веков. В работе осуществлен анализ-оценка качественных изменений, произошедших в музыкальной культуре этого периода. Совокупность сформулированных теоретических положений и выводов позволяет иметь более полное представление о музыке Англии конца XVI – первой половины XVII веков и может служить базой для дальнейшей разработки вопросов европейской музыкальной культуры.

Практическая ценность работы заключается в том, что на выявленные характерные черты английских мадригальных жанров, проявляющиеся в произведениях композиторов-последователей Морли, можно опираться при дальнейшем анализе елизаветинских композиций. Настоящая работа вводит в научный обиход большой корпус англоязычных источников. Кроме того, освещение и популяризация мадригальных жанров способно значительно расширить горизонты музыкантов-исполнителей: введение в репертуар исполнительских коллективов образцов вокально-хорового письма композиторов Англии рубежа XVI – XVII веков становится более реальным благодаря теоретическим и нотным публикациям, связанным с диссертацией.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования

Материалы диссертации и опубликованные статьи по ее теме могут служить методическим пособием для студентов музыкальных и музыкально-педагогических училищ, лицеев и колледжей, консерваторий, музыкальных факультетов вузов. При работе в классе хорового дирижирования, вокального ансамбля и хоровом классе. Работа будет полезна студентам дирижерско-хоровых отделений, интересующимся проблемами ренессансного хорового исполнительства.

Апробация работы

Отдельные аспекты диссертации опубликованы в виде статей, а также от-7

ражены в выступлениях на научно-практических конференциях. Работа неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена. Материалы исследования были включены в занятия хоровых коллективов студентов факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 148 наименований. В диссертации есть два приложения: в первом даются сведения о сходстве и различии социально-экономических предпосылок становления мадригалов в Италии первой трети XVI века и Англии конца XVI века; во втором приводятся музыкальные образцы мадригальных жанров изучаемого периода. Объем диссертации составляет 266 страниц машинописного текста, включает нотные примеры.

Поэтические особенности итальянского мадригала

На протяжении веков жанр мадригала изменялся. Появившись в XIV веке в Италии в виде простой, незатейливой одноголосной пастушеской песенки, в XVI веке он становится многоголосной вокально-инструментральной пьесой с текстом лирического содержания.

Происхождение названия жанра (ит. - madrigale), имеющего в ранних источниках различные формы (madriale, matricale, madrigal, marigalis...) до сих пор достоверно не известно, наиболее удачными кажутся две гипотезы: первая относит этимологию к латинскому materialis (материальный, как оппозиция formalis - формальный), что подразумевает свободный стих без какой-либо определенной формы; вторая гипотеза рассматривает слово matricale, означающее песнь на родном (материнском) языке, как источник возникновения названия1.

В истории развития мадригала в Италии отчетливо прослеживаются два периода. Для первого из них, относящегося к XIV веку, характерно создание музыкальных форм с рядом особенностей, выделяющих их среди других лирических жанров. Симакова Н.А. описывает их так: «... нормой строения текста мадригала становится двухстрочное заключение нескольких трехстрочных строф. Музыкальной формой, в которой воплощаются подобные стихи, чаще всего оказывается куплетная форма, где повторяющийся раздел (куплет) имеет в конце заключительное построение ritomello... по сравнению с другими жанрами (прежде всего с мотетом и песней), музыкальная фактура мадригала XIV века отличается большей изысканностью, хотя в плане стилистики у них немало и общих свойств»1.

В XV веке мадригал исчезает из музыкальной практики, вытесненный различными разновидностями светской многоголосной песни - фроттолы. Он появляется вновь лишь в 30-х годах XVI века и уже существенно отличается от предшественника, хотя с поэтической стороны это все тот же лирический жанр со свободной формой, особенности композиции которого соотносятся со строением поэтического текста. В музыкальном отношении этот жанр вбирает в себя две стилистические ветви XVI века - церковную, представленную мотетом, и светскую, представленную фроттолой. А. Эйнштейн в своем обширном труде, посвященном итальянскому мадригалу, настаивает, что нет, и не может быть связей между мадригалами периода треченто и чинквеченто . В то время историческая память в искусстве была недолговечной, заложенные символы произведений ушедшей эпохи не могли быть адекватно прочитаны и поняты через столетие.

Таким образом, музыкальное воплощение мадригала XVI века уже не имеет ничего общего с мадригалом XIV века, так как в нем проявляется характерное для нового времени внимание к выразительной стороне музыки. Композиторов интересуют возможности, связанные с более тонким проникновением в содержание текста, в смысл отдельных понятий и слов. Именно в этом заключается причина увлеченности музыкальной символикой, красотой ладовых эффектов, создаваемых хроматикой, новизной декламационного стиля.

В становлении итальянского мадригала XVI века принимают активное участие композиторы самых разных национальных школ, внося в него особенности своей национальной культуры, своих музыкальных жанров. Так, среди крупнейших мастеров итальянского мадригала этого времени немало фламандских композиторов, плодотворно работающих в Италии. Это А. Вилларт, Ф. Вердело, Я. Геро, Ф. де Монте, К. де Pope, Аркадельт, О. Лассо. Каждый из них, будучи яркой индивидуальностью, развивает в мадригале черты, присущие его творческой манере, по-своему обогащая этот жанр с точки зрения содержания и формы.

Первые печатные сборники мадригалов, включавшие произведения Вилларта, Вердело, Аркадельта, стали появляться с 30-х годов XVI века. Они сразу же обратили на себя внимание свободой выбора поэтического текста в форме канцоны, сонета, секстины, баллады (среди авторов: Петрарка, Бембо, Микеланджело, Ариосто), а так же в музыкальном решении - два наиболее часто употребляемых варианта композиционного оформления. Первый - это пьесы преимущественно аккордового склада, во многом напоминающие фроттолу, включающие элементы куплетности, репризности и имеющие довольно простое ладовое решение с тяготением к мажору или минору. Второй — пьесы, имеющие так называемую сквозную форму: с преобладанием полифонического, в частности, имитационного письма, с редким использованием повторов в строении композиции.

Композиции репризной формы с гибкими декламационными построениями, для которых характерна силлабическая организация музыкально-поэтического текста, плотное аккордовое четырехголосие с преобладанием в вертикали трезвучий в данном исследовании получают жанровую характеристику - madrigale arioso (или «легкий» мадригал - по классификации А. Эйнштейна).

Петраркизм в Англии на пороге двух веков

Наконец, нужно сказать, что множество композиций в английских книгах, как и в итальянских, обязано своим происхождением какому-то особому случаю. В некотором смысле целый сборник мадригалов Вотора1 был создан на заказ; он был посвящен сыну его патрона, сэра Дж. Виллиерса, когда тому был присвоен титул первого герцога Букингемского в 1619 году2. В других книгах есть элегии, свадебные композиции, даже молитвы о безопасности короля после Порохового заговора.3 Эти названия ясно дают понять цель их написания.

Не возникает сомнений относительно гипотезы, выдвинутой Паттисоном о том, что время всестороннего развития мадригала в Англии непосредственно связано с тем же самым духом, который вызвал возвышение «Новой поэзии» восьмидесятых4. Образцы итальянской музыки были известны в Англии в течение многих предыдущих лет, это доказывает множество рукописей, но заимствование идей у иностранцев в то время не поощрялось. Образцы иностранного творчества всегда присутствовали и в течение литературного «Ренессанса»; была ранняя попытка Петраркизма проникнуть в умы англичан во времена правления Генри VIII. Однако только в конце 70-х годов XVI века елизаветинское сознание взяло на себя задачу ассимиляции и использования этих иностранных моделей всерьез - и в музыке, и в поэзии.

Хотя итальянизация музыки и совпала по времени с литературной, она не была ей вызвана, и даже не имела непосредственного отношения к литературному движению. Мы можем подчеркнуть еще раз, что мадригал никогда не был литературной формой в Англии. Он не был развит поэтами, как итальянский мадригал, но был импортирован из-за границы -импортирован, это кажется ясным, музыкантами. Поэты, которые хотели угодить композиторам, естественно, затрагивали общие тенденции, и Петраркизм и пасторальные образы были приняты ими, но слишком автоматически. Мадригал не имел никаких реальных контактов с серьезной поэзией, которая очаровывала английские литературные круги, и которая через несколько лет создала свою собственную традицию и выпестовала своих собственных больших мастеров.

Расцвет литературного Петраркизма в елизаветинской Англии оказался недолгим. Приблизительно с 1600 года и начала распространения поэм Дж. Донна1 общество постепенно отворачивается от традиций Петраркизма; издание циклов сонетов резко сократилось, и критики начали брать себе за правило высмеивание чрезмерностей итальянских поэтов2. Естественно, нет возможности провести ясную разделительную линию, обозначающую наступление новой эры; первые признаки нового веяния появляются уже в работах В. Рали3, в то время как решительно петраркианское сочинение «Idea» Дрэйтона4 продолжает переиздаваться одиннадцать раз между 1594 и 1619 годами5. В «разочаровании елизаветинцев» можно обнаружить новое ощущение пессимизма, реализма и дисциплины, которые теперь доминировали в литературных публикациях6. Технически это привело к устранению неумеренной риторики и развитию аналитического аспекта в поэтических текстах. Напряжение этого «разочарования» является заметным даже в течение относительно оптимистических лет после поражения Армады. После смерти королевы Елизаветы в 1603 году это стало главной особенностью английской мысли.

Эта литературная ситуация точно отражена в английской музыке. Меланхолию в работах О. Гиббонса1 и поздних мадригалистов, а так же в английской инструментальной музыке отмечают многие исследователи2. Ключевая фигура - Дж. Дауленд3 - «Io. Dolande de Lachrymae» («слезный Дауленд»), как он сам обозначил себя4.

После 1600 года более простой и более народный lute-air5, глубоко связанный с новым поэтическим стилем, постепенно приобретал популярность, пока число его публикаций фактически не превзошло число печатных изданий мадригала. Дауленд начал издавать свои сборники в 1597 году, (когда вышли его первые английские lute-air)6; но можно предположить, что части этих сборников распространялись в рукописях гораздо ранее этого времени. Даже Морли обращается к написанию lute-air в своем последнем индивидуальном издании7. После 1600 года музыка Морли все еще переиздается, как и поэзия Дрэйтона, но большинство новых музыкальных печатных изданий включают произведения композиторов, чье творчество уже больше принадлежит идеям нового времени.

Italian Madrigals Englished (1590)

Томас Морли был первым английским мадригалистом, самым близким к итальянской культуре из всех композиторов того времени. Ученик и друг Берда, он был признанным в Англии музыкантом. После недолгой службы органистом в соборе Святого Павла в Лондоне, Морли принял присягу на должность Джентельмена королевской капеллы1 при дворе, где его друзья имели значительный вес. Связи Морли с королевским двором были достаточно существенны, так как именно он смог занять положение монополиста на печать музыки в 1598 году, после того как патент У.Берда истек. Он был первым английским композитором, который выпустил сборники мадригалов и канцонетт2 и, судя по количеству публикаций, безусловно самым плодовитым сочинителем такого рода музыки.

Морли родился в 1557 - 1558 году3, в 1580 начал карьеру, и без сомнения был столь же восприимчив к итальянской новой поэзии и музыке, как и другие англичане этого времени. Ни один другой музыкант поколения Морли не смог столь же ярко проявить свой талант в итальянской композиции, и более молодые композиторы воспринимали его как образец. Именно Морли первым усвоил континентальный стиль многоголосных вокальных жанров, дал им новую жизнь на национальной почве и представил соотечественникам уже в той форме, которую они смогли оценить и разработать в дальнейшем. Он смог установить тот стиль композиции, который станет характерным для английских сборников мадригалов, вышедших позднее. Благодаря Морли английский мадригал получил широкое распространение и популярность среди елизаветинской публики.

Известно, что елизаветинские композиторы в своих изданиях очень свободно трактовали жанр собственных композиций: никто не мог вывести твердое определение «мадригала», «канцонетты» или «арии» из посвящений на титульных листах сборников. Отсутствие ясной терминологии не означало однородности состава этих книг. Поэты обладали совершенным пониманием того, что есть сонет. Композиторы признавали основные различия между балетто, канцонеттой и мадригалом. Причина некоторых вводящих в заблуждение заголовков публикаций, скорее всего, не в путанице понятий, а в небрежности со стороны композиторов или типографий, и, можно отметить, что и итальянские публикации часто не более точны в своей терминологии1.

Речь не идет о дифференциации ясно различимого многообразия музыкальных жанров. Развиваясь, заимствуя друг у друга некоторые черты, английские жанры становятся более смешанными, да и сами итальянские образцы к 1580-ым и 1590-ым годам находятся в стилистически запутанном состоянии2. Например, особенностью легкого мадригала того времени становится использование простого стиля канцонетты; особенностью канцонетты - развитие alia madrigalesca3.

Несмотря на существование неуловимых промежуточных композиций, все еще остается существенное различие между типичными мадригалами и типичными канцонеттами. Далее мы рассмотрим творчество Морли начиная с самого простого жанра балетто и затем перейдем к более сложным -канцонетте и мадригалу.

Самой простой разновидностью итальянской вокальной музыки, заинтересовавшей Морли, был balletto. Различие между английским вариантом и итальянским образцом достаточно характерно и заслуживает внимания. В трактате «Введение в практическую музыку» Морли определяет балетто следующим образом:

«Есть также другой вид, более легкий, чем этот [villanella], который они называют ballete или танцами, это - песни, которые в процессе пения можно танцевать... Также есть другой вид балетто, обычно называемых fa la; первый подобный сборник, который я увидел, был составлен Гастольди. Я не знаю, работали ли другие композиторы в той же области, но этот легкий вид музыки, как я понимаю, просто создан для того, чтобы быть спетым в танце...»1

В этом определении Морли принимает во внимание не только известные балетто Гастольди, но показывает и более общее понимание термина, чтобы обозначить любую простую композицию, подходящую для танца. Однако нас будет интересовать только ограниченное представлением Гастольди определение жанра, поскольку именно в таком виде он был принят елизаветинцами. Эйнштейн указывает на то, что именно сборник Гастольди, на который ссылается Морли2, обладал огромной популярностью в Италии, Германии и Англии3. Характерная особенность балетто Гастольди - это разделение композиции на две части, каждая из которых повторена дважды и заканчивается рефреном на слоги «fa-la».

Канцонетта

«Phyllis I fain would die now» («Filli morir vorrei») (№21) из книги «Балетто» - семиголосный диалог, единственный английский пример этого итальянского жанра, который часто использовался в качестве завершающего номера в сборниках. Текст и общая схема композиции заимствованы из II книги мадригалов Кроче1. В итальянском прототипе «хор Amintas», состоящий из четырех мужских голосов (у Морли верхний голос этого хора написан в альтовом ключе), отвечает трехголосному женскому «хору Phillis».

Также, примеры мадригалов мы можем встретить в сборнике «5-ти и 6-тиголосных канцонетт» Морли, изданных в 1597 году.

«I follow lo the footing» (№17) (пример 22 в приложении) написан на текст трех строф канцонетты, которые использованы для сочинения сквозной композиции. Примечательно поступенное движение вверх, имитационно повторенное во всех голосах в начале произведения, которое точно иллюстрирует текст - «I follow lo the footing» («Я следую за ее шагами»). Дальнейшее развитие строится на стреттных имитациях короткой мелодической попевки в диапазоне квинты, иногда с поступенным заполнением, иногда с движением по ступеням трезвучия. Многократно повторяясь в заключительной строке произведения со все сокращающимся шагом вступления, этот мотив создает замечательную иллюстрацию погони в тексте - «Will runne me out of breathe till I have caught her» («преследованием иссякнет дыхание мое пока я не поймаю ее»).

«Stay heart run not so fast» (№18) - самый длинный мадригал. Состоит из четырнадцати строк мадригального стиха, большинство из которых содержат одиннадцать слогов. Каждая строка этой композиции трактована в двух вариантах, используемых в зависимости от настроения текста: если текст отражает веселое, игривое настроение - музыкальное изложение напоминает стиль канцонетты с ее короткими гомофонными фразами, расцвеченными быстрым движением восьмых; если же в тексте присутствует оттенок грусти - используется короткий эпизод, изобилующий задержаниями. В остальном Морли едва следует за содержанием и не воспроизводит диалог, содержащийся в тексте. «Good love then fly thou to her» (№19) скорее напоминает стиль мотетной композиции, чем итальянский мадригальный жанр. На протяжении пьесы неизменной остается метрическая единица равная половинной ноте. Подобное обращение с текстами серьезного содержания мы уже наблюдали в некоторых ранних сборниках. Индивидуализированного, внимательного отношения к слову здесь нет, хотя общее печальное настроение пронизывает произведение.

Мадригалы, которые Морли включил в сборник «Triumphs of Oriana»1 не являются оригинальными композициями. Пятиголосный «Arise awake» -это вариант канцонетты «Adieu you kind and cruel» из сборника «5-ти и 6-тиголосных канцонетт» (1597). Шестиголосный «Hard by a crystal fountain» -свободная транскрипция известного мадригала Кроне2. Особенности сборника «Triumphs of Oriana» будут рассмотрены позже, а пока есть смысл подвести некоторые итоги рассмотрения мадригального творчества Морли.

Кажется очевидным, что 5-ти и с 6-тиголосные композиции отражают более серьезное отношение Морли к жанру мадригала, и почти символично, что им было издано столь небольшое их количество. Всего один мадригал среди пятиголосных композиций, написанный на текст канцонетты «I follow lo the footing», является примером изящного легкого стиля, не обремененного излишней торжественностью. Строгие пьесы подтверждают архаичное впечатление от работ из двух более ранних сборников и подчеркивают отсутствие у композитора заинтересованности этой стороной развития итальянской музыки.

Справедливо рассматривать серьезные мадригалы Морли как разнообразные, многократно повторяющиеся попытки постичь идеал, к которому он никогда искренне не стремился. Морли экспериментирует, перенимая элементы итальянской практики, но элементы, которые он не принимает, более существенны для понимания его позиции. Очевидны усилия, прилагаемые для достижения выразительности и экспрессии, но композитор слишком консервативен в аспектах музыкальной выразительности: он избегает хроматических последовательностей, необычных задержаний, резких контрастов и, особенно, ярких ритмических эффектов. Морли часто нечувствителен к тексту: традиционная образная трактовка слова используется как внешнее художественное оформление техники. Отсутствие интереса к страстям и преувеличениям итальянских мадригалистов можно частично отнести к особенности английского характера, но, возможно, это характеристика индивидуальности композитора. Главным увлечением Морли был легкий мадригал, к которому он обратился посредством канцонетты. В этом жанре автор рано нашел свой стиль, который, последовательно развиваясь, воплотился в повествовательных мадригалах - вершине творчества Морли. Влияние канцонетты заметно даже в выборе композитором количества голосов для своих произведений: стандартный 5-ти или 6-тиголосный состав итальянского мадригала Морли сокращает до трех или четырех голосов, как в стандартной канцонетте. Некоторая ограниченность в использовании выразительных средств, предложенных итальянскими композиторами, не вызвана недостатком понимания итальянской музыки. Высказывания Морли во «Введении» ясно дают это понять. Скорее всего, причиной такого самоограничения стал недостаток интереса, симпатии к некоторым способам музыкального выражения. Нельзя говорить о некомпетентности Морли как музыканта; он и Уилби являются самыми сведущими в технике среди елизаветинцев, приверженцев итальянского стиля1. Морли и по сей день остается одним из величайших английских композиторов.