Введение к работе
Актуальность исследования. Современная музыка, вводящая исполнителя и слушателя в новую интонационную сферу, требует от них определенной культуры слуха. К сожаление, аудитория, способная Kjee восприятию, веоьма малочисленна, в результате чего огромная часть общества в определенном смысле лишается причаотности к современной ее культуре.
Приобщение к новому музыкальному мышлению не -представляется возможным вне разумного "управления" сложнейшими процессами музыкальной жизни. Поэтому исключительно важен каждый шаг, направленный на исследование современной музыки, вопросов, связанных о ее восприятием, особенностями исполнительской интерпретации.
Серьезный исследовательский интерес заслуживает грузинская камерно-вокальная музыка 50-80-х годов. Это одна из тех сфер композиторского творчества, в которой наиболее отчетливо отразились принципы нового музыкального мышления, повлекшие за собой жанровую и стилевую эволюцию произведений и, соответственно, новые формы исполнительского интонирования.
Цель и ооновнне задачи исследования. В предлагаемой диссертации современная грузинская камерно-вокальная музыка исследуется в свете взаимосвязи типологических форм драматургии и особенностей исполнительского интонирования. При этом новые художественные тенденции в развитии жанра рассматриваются как фактор', порождающий новые формы отношений между вокальной партией и фортепианным сопровождением о вытекающей отсюда эволюцией исполнительского интонирования.
В работе учтены особенности интонационно-вокального кок плекса, объединящего конкретные стилевые черты того или иногс композитора и различные приемы техники интонирования и фактически представлящего собой конкретное вокально-инструментальное выражение средств формообразования. Методом исследования этого комплекса предстает анализ комплексного взаимодействия выразительных средств, а не их традиционная дифференциация.
Помимо основных компонентов интонационно-инструментального комплекса - имеется в виду мелодико-полифоническое письме токкатный комплеко, сонорно-пространственные средства изложен* о соответствующими приемами артикуляции, агогическими и динаш чеокими средствами, принципами аппликатуры - учтены и характеї ные для музыки XX века приемы.вокального интонирования: исполі вование резких.тембров, авукоизвлечение на гортанных звуках, внутризвуковне красочные модуляции. В центре внимания оказываются и вовне декламационные приемы исполнения с различными вариантами соотношения слова и музыки. В частности» имеется в ві ду декламация, мелодекламация, ритмодекламация,. йотированная декламация ( Sp-i^tJJvifconvme , ^ргел&лЗ^о*^ ). Делая акцент на различных речевых формах исследуемых сочинений и на соответствующих этим формам способах интонирования, мы старее» ся установить, что воледствии.стилевого обновления приближаем современную грузинскую камерно-вокальную музыку к авангардным течениям, а что является ее органикой.
Новизна работы. Впервые в грузинской музыковедческой л тературе предпринята попытка анализа приемов камерно-вокально] интонирования, разновидностей декламационных форм в композиционных системах и стилях (включая системы современной сонористі
ки и типологии отношений вокальной и фортепианной партий) в грузинском камерно-вокальном творчестве 50-80-х годов.
Методологической базой диссертации послужили музыковедческие исследования, в разных аспектах касающиеся проблем музыкального" исполнительства, в первую очередь асафьевская теория 'интонации, учитывающая ведущую роль исполнительского интонирования в раскрытии смысла новой музыки.
Практическая значимость диссертации заключается в следующем. Представляющая собой опыт исследования композиционных систем в образцах грузинской камерно-вокальной музыки, она в то же время направлена на исполнителя и поэтому может быть использована в концертной и педагогической исполнительской практике, в разделах лекций по истории и теории концертмейстерского мастерства для ассистентов-стажеров и студентов музыкальных вузов.
Структура диссертации. Грузинское камерно-вокальное творчество 50-80-х годов немногочисленно и не дает оснований рассматривать его эволюцию "по периодам" как связный исторический процесс. Кроме того, большая часть композиторов на протяжении всего творчества сохраняла сложившийся композиционный метод и стилистику без существенных сдвигов. В значительной степени процессу радикального обновления творческих процессов мешали и государственная охранительная политика. Поэтому приход к новым стилистическим направлениям осуществился в качестве своего рода взлома традиций и только к 70-ым годам, хотя предпосылки к нему наметились еще в 60-е годы. Именно это и обусловило построение диссертации "по направлениям" с концентрированием внимания на крупнейших представителях каждого из этих нап-
равлений.
Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографии и нотных примеров.
Апробация диссертации. Диссертация была апробирована на кафедре эстетики и искусствоведения и кафедре педагогической подготовки Тбилисской государственной консерватории им.В.Сара-джишвилк.-'Основные положения диссертации изложены в опубликованных статьях.