Введение к работе
Актуальность работы с позиций музыкальной науки заключается, во-первых, в выборе инст рументоведческого аспекта темы, который ранее не акцентировался исследователями скоморошества и не рассматривался на столь объемном материале.
Актуальны и значимы для отечественной музыки вопросы формирования и сохранения ее национального своеобразия, которые рассматриваются в диссертации в связи с обращением композиторов к теме скоморошества. Вопросы историко-культурной и художественной ценности образа скомороха, который трактуется в отечественной музыке как носитель черт национального характера, в последнее время приобрели дополнительную актуальность. В современных условиях полумаргинального существования классических жанров (особенно оперы), когда закрепляется тенденция тотального редактирования произведений не только в плане постановки, но и содержания шедевров, возникает насущная потребность в обсуждении их исходной значимости, традиционной образности, художественной ценности и, соответственно, — допустимых границ интерпретации. Эта проблема живо перекликается с аналогичной тенденцией скоморошьего творчества — переиначивания (органичного переигрывания) бытовавших в то время жанров и форм народного искусства.
Остается всегда актуальной проблема изучения и популяризации малоизученных и вновь появляющихся сочинений, в нашем случае — отобранных для тематической антологии произведений, представляющих серию художественно-образных воплощений темы скоморошества. Актуальна и практика анализа в новом ракурсе произведений классического уровня, которые могут служить художественными ориентирами для творческой молодежи. В
свою очередь, изучение новых образцов программного воплощения в произведениях молодых современников способно обогатить не только арсенал композиторских средств, но и опыт исследования программной музыки.
Теоретическая значимость. Объемность и междисциплинарный характер темы обусловили обращение к общей для искусствознания культурологической проблематике, рассматриваемой на примере средневекового скоморошьего и последующего композиторского творчества. Это вопросы национального своеобразия в музыке, устного и письменного профессионализма, культивирования народных и фольклорных традиций, параллельности и преемственности явлений культуры, воплощения образов прошлого в современном музыкальном искусстве (на примере образов скоморошества).
Указанная специализация работы определила приоритет в обсуждении проблем поиска и анализа фактов, значений и знаков скоморошьего инструментализма в текстах письменных и фольклорных памятников, признаков синкретического скоморошьего мышления в синтетических жанрах фольклора, рудиментов инструментального интонирования и контонирования15 в сохранившихся образцах песенного и инструментального фольклора, вопросы тембровых, ритмических и структурно-тематических аналогий устно-профессионального и академического инструментального мышления. Диссертация вносит посильный вклад в изучение проблемы «композитор и фольклор», находящейся на грани интересов фольклористики и музыковедения и в частности в разработку технологии контактов. В аналитической части работы, связанной с композиторской практикой, рассматриваются разного уровня связи, возникающие между прототипом (скоморошьим инструментализмом), представлением о нем, расположенности к нему композитора (когнитивный и психокреативный компонент творчества) и его художественно-образным воплощением в музыкальном произведении. Выявление документальной и разработка научной (рабочей) терминологии, изучение историографии темы, составление тематической антологии и типологии образов, обсуждение проблем и перспектив темы будут способствовать ее дальнейшей теоретической и практической жизни. Предложенная концепция темы скоморошества в отечественной музыкальной культуре, ее проблематика, аналитические установки, классификации, типология художественных образов и другие теоретические наработки могут послужить основой для новых самостоятельных исследований.
Научная новизна исследования обусловлена обращением к инструментоведению как науке, дающей возможность выстроить ретроспективный взгляд на синкретическое творчество скоморохов с позиций современного инструментального искусства и попытаться
15 Термин И. В. Мациевского.
смоделировать те связующие нити и каналы на пути его развития, по которым передавались коды инструментального профессионализма и благодаря которым отечественное музыкальное искусство сегодня остается самобытным. Инструментоведческий ракурс анализа заставляет переосмыслить известную информацию, сформулировать новую проблематику, ввести необходимые рабочие термины, проследить аналогии между явлениями-современниками и явлениями-наследниками. Анализ упоминаний, изображений, описаний инструментального музицирования скоморохов позволил выдвинуть в качестве гипотез документальный ряд инструментальных терминов, рудиментов инструментального мышления, художественные критерии скоморошьего авторства, запечатленного в фольклоре, и критерии опознания скоморошьих образов в произведениях академической музыки.
1). Сюжетно-лексический критерий позволяет выявить в текстах инструментальные термины, наименования, жанровые обозначения и приемы игры, примеры смехового, звукоимитирующего, кинетического словотворчества. 2). Контекстно-функциональный критерий способствует определению назначения инструмента, инструментального жанра или факта музицирования в контексте былинных, песенных, литературных сюжетов. 3). Критерий сопоставления по аналогии позволяет найти параметры сравнения явлений или компонентов явлений одной или аналогичной природы, но разного времени (скоморохи-кукольники и театр Петрушки) или явления одного времени, но разной национальной принадлежности (скоморохи и менестрели). 4). Рудиментарно-дифференцирующий критерий исследования явлений синкретической (или синтетической) природы способствует выявлению одного из компонентов (в нашем случае инструментального — в мелодике скоморошьих песен и былин). 5). Тембро-фонический критерий позволяет выявлять приемы и средства программного воссоздания звуковых образов, имитации звучания традиционных инструментов.
В диссертации проверяются на уровне инструментализма известные гипотезы:
1) о скоморошьем этапе в эволюции обходных обрядов и обрядов вождения (З. И. Власова) —
на примере инструментального компонента; 2) о типологическом родстве явлений
средневековой культуры скоморошества и менестрельства (А. И. Кирпичников, И. Д. Беляев,
И. Ф. Барщевский, А. А. Морозов, М. А. Сапонов) — на примере инструментальных терминов,
понятий, классификаций; 3) о преемственности между представлениями скоморохов-
кукольников и театром Петрушки (А. П. Кулиш, А. А. Белкин) — анлизируется информация об инструментальной составляющей представлений; 4) о стилистике скоморошьего «ясака» в текстах лубочных картинок и признаках родства с другими скоморошьими жанрами
(Д. А. Ровинский, Б. М. Соколов) — на примере инструментальных мотивов в текстах и изобразительных сюжетах; 5) о критериях опознания фольклорных жанров и конкретных текстов как скоморошьих (З. И. Власова, Л. М. Ивлева, О. П. Соломонова) – рассматриваются инструментальные критерии скоморошьего «авторства» на примере жанра сказки с напевами; 6) о взаимодействии инструментального и вокального в синтетических фольклорных жанрах как следствии синкретического мышления (Е. В. Гиппиус, В. В. Коргузалов, И. И. Земцовский, И. В. Мациевский) – на примере песенной мелодики скоморошьих сказок с напевами из сборника Г. Науменко; 7) об архетипических мотивах в оперном творчестве Римского-Корсакова как едином «сверхпроизведении» (Л. С. Дьячкова, Ю. Ю. Петрушевич) - идея проверяется на скоморошьих образах опер композитора, ставших базовой основой для общей типологии.
Ряд отобранных для анализа композиторских произведений выстроен в соответствии с их причастностью к теме скоморошества, с расчетом на достаточную (для статуса научного исследования и тематической антологии) полноту и жанрово-стилистическое разнообразие. В рамках тематического ряда произведения группируются хронологически в соответствии с актуальностью (востребованностью) жанра на данном этапе музыкальной истории и внутрижанровой проблематикой. Подборка по принципу антологии служит базой для выведения (по результатам анализа) типологии скоморошьих образов и средств их музыкального воплощения.
В связи со включением в рамки антологии малоизученных произведений прошлого и совсем новых произведений молодых композиторов, чье творчество еще не получило освещения в литературе, исследуются биографические факты, связанные с историей создания этих произведений, а также информация, необходимая для понимания концепции, музыкальных идей, деталей программы и сути представлений композитора о предмете воплощения. В этих случаях используются не только аналитические, но и журналистские методы работы.
Практическая значимость исследования заключается в обращении к вопросам фольклорного и академического исполнительства, композиторской практики, а также к практике классификации и систематизации материалов. Это предполагает возможность применения ее результатов не только в области музыкального фольклора, органологии, но и в сфере академической музыки. Материалы диссертации будут полезны для использования в области профессионального музыкального образования в курсах учебных дисциплин среднего и высшего звена обучения (инструментоведение, музыкальный фольклор, анализ
музыкальных произведений, история и теория музыки, история культуры, музыкальная психология, критика, история художественных стилей, исполнительская интерпретация). Аналитические очерки по произведениям русской музыки можно использовать в качестве пособий при изучении жизни и творчества отечественных композиторов в курсе музыкальной литературы и истории музыки. Материалы приложений могут служить иллюстрациями, справочными пособиями, образцами систематизации и анализа.
Диссертация откликается на интерес современности к древним языческим пластам славянской культуры, информация о которых востребована ныне не только наукой, но и практикой организации и проведения фольклорных фестивалей, туристических, культурно-массовых мероприятий. Это делает работу об инструментализме скоморошьей культуры практически значимой. Кроме того, обращение к теме из отечественного прошлого актуально в условиях возросшего интереса к истории многонациональной России в противовес попыткам весьма вольной трактовки исторических фактов и явлений.
Степень достоверности исследования обеспечивается: выбором ракурса темы, в котором она имеет фактологическое основание; наличием объемного информационного базового материала, определенного объекта и предмета исследования с четким обозначением целей и задач; опорой на авторитетную методологию, обращением к опубликованным памятникам письменности, фольклора и академической музыки, а также диалогом с научно достоверной исследовательской и биографической литературой.
Апробация осуществлялась в нескольких формах. Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора инструментоведения РИИИ как частями, так и в полном виде. По теме диссертации автор неоднократно выступала на международных конференциях в Новгороде, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Москве. Положения и материалы диссертации апробированы в рамках преподавательской деятельности в Новгородском областном колледже искусств им. С. В. Рахманинова в учебных курсах по дисциплинам: музыкальная литература, народное музыкальное творчество, композиция, инструментоведение и инструментовка, анализ музыкальных произведений. По теме диссертации опубликовано 20 научных статей, в том числе три в журналах системы ВАК РФ, которые полностью соответствуют содержанию диссертации.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы, списка фольклорных источников и четырех приложений (1. Инструментальные термины и сюжетные мотивы в текстах народных песен. 2. Пословицы и поговорки о скоморохах. 3. Инструментальные сюжетные мотивы и приемы звукоимитации в песнях из