Введение к работе
Актуальность данного исследования проистекает прежде всего из иеизученности ашыгского искусства в контексте локальных стилей и их взаимовлияний в процесс развития. Каждая из перечисленных школ имеет присущие только ей мпнерм и традиций исполнительства, собственный репертуарный круг напевов а дастанов, отличающихся вариантностью. Школи внесли весомый вклад в формирование я аасшвремие традиционного репертуара напевов, сопровождаемый совераен-стяовднисм технических її выразительных исполнительских средств. Одной из ведущих и самобытных ашыгских школ в Азербайджане является Таузская школл, которой посвящена данная оабма.
Набранная тематика обусловлена также усилением идеологической борьбы з сфере художественной культуры после обретения Азербайджаном политической независимости. Общеизвестно, что многие влиятельные круги соседних стран искажаю? и даже полностью отрицают историю, национальную и культурную самобытность азербайджанского народа. Поэтому изучение искусства слова и саза, а іакжв других йндов и жанров музыкального искусства устной традиции (например, мугама) во кс-торикоггеорафичесхим регионам способствует более скрупулезному и результативному сбору фольклорного материала, а следовательно, более глубокому его анализу я осмыслению, особенно в историко - эволюционном контексте.
Цеяь исследования - впервые в отечественном зтномузыковедении на примера одной школы формируется картина конкретного ареала, описывается культурный репертуар, механизм приобретения, хранения и передачи традиционной информации, процессы инкультурации и социализации ее представителей. Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:
}. При полном отсутствии архивных данных выявляется и наглядно иллюстрируется история школы, процесс ее формирование и развития, место школы в
ашыгском искусстве, се плиание ua фольчдор как целого региона, так и всего Азербайджана, творческий обмен в сфере репертуара и исиолиительства.периоди расцьегт и упадка;
г2. Рассмитрмчшгса основные компонентам їузской исполнительской традиции,
вопросы современной настройки инструмента, специфика ее применения, местный
культурный репертуар, наиболее важные черты инструментального, и ідеального ис-
.. лолнення напевов и, наконец, сущность такого феномена, кик дуэт аишга с балибан-
чи и условия его функционирования;
3. Уаскрывшотса » обших чертах современное музыкально-исполнительское
творчества ведущих таузеких устадов, ооределяются важные аспекты изучении музы:
і кально- художественного взыка совеременных ашьпских напевов; ,
1 Степень разработанности темы . Вплоть до И половины XIX в. устно-слухо-
- лое искусство сказителей Азербайджана осшв;иіось вне ноля зрения .исследователей.
Первые научные сообщения носили лишь историко-литературный характер (Я.По
лонский, А.Ходзьмі, Ф.Кочарли и др.). Начиная*,с 1920-х -: 30-х гг.,
. азербайджанскими филологами {Г.Ализаде, СМюмтаз,-А.Гарабаглы, М.Тахмасиб,
.А.Ахундов, М.Рафнли, С.Ахундов, МАкимов, К. Намазов, С.Пашаев, Б.Абдуллаев,
Э. ^аыедли, МГасымлы и др.) проделана ргбота по ^бору и научному изучению.
, ашыгского эпическою и -поэтического творчества. ... < ,
. ;- Музикоредческоіі разработке ашыгского искусства посвящены отдельные работы
основателя а.іербаі'їда-анскоі: композиторской школи Уз. Гаджибекова, русских му-
, зыковсдов-фсшклористов В,Беляева и В.Кривоносова. Однако вплоть до 70-х годов
XX-в. азербайджанское этпомузыконаденне,заметно отставало.в деле собирания, ио
дирования и систематизации существующих напевов... і - ,
Ветка Здк'луга зтномузыкоаеда Э- Эддаровой, впер.» іе, разработавшей п научно обосновавшей рид до сик пор не.исследованных прейдем слона и саза. В дальней-.ндем- этномузыкрцеду Т.А.Мамедоау, в ',своих . фундаментальных ' трудах удалось .решить ряд проблем данного, вида искусства, связанных с инвариантностью напевов, мобильніхтью и стабильностью струк.-ур. самого напева, их тйпологизацией,
виутрикомиозиционни.м и целестнй-.сомпозициолным варьированием, проблемами 2
лада, фор^и к т.н.. -
:Иегмотрл на определен ние успехи и научные достижения, изучение ашыгского
ксполнитгдьсгв-д в коніексте местны:' традиции и и>.. оно/пошиї, на наш. взгляд,
преджвлил-'ч наиболее акт;., мы ним. ,. ' . . '
J. ЗЗльікірм'.і. Искусства tunbt.'Oii АгербайОжи/Ш- Нчку,. Ишьп\ IU44 г, 2. Г.ЛМилі'Л-м. Песни Ксриг.чу. Ваку, ГячОхлик, /'A'-V .;
Чрадицштны іиіичи ипчшмдханских нии-'лл.'. Паку. Ишыг, JOS.!
Научная новизна работы - определяется тем, что по существу они ялястся первой этномузыковедческой попыткой проникновения в сферу ншыгского искусства на примере одчого историко-географического региона республики. В работе вперрые представлены:
а) отдельные генеалогические ветви Таузсгрй школы с биографическими сведе
ниями и хронологией всех ее представителей;
б) '22 йотированных напева от мслострофи к мелострофе, из которых 17 явля
ются авторскими оригиналами ведущих таузских устадоа;
в) таузские варианты традиционных напевов "Гахраманы" и "Агар" в дуэтном .
исполнении ашыга с балабанчи;
г) репертуарные таблицы Ашыга Акбера, Ашыга Махмуда и Ашыга Хіиьігвсрди
в авторском изложении;; .
. д) подробные описания видов и подвидов классических и современных настроек саза, особенности их функционирования;
е) процессы формирования культурного репертуара;
ж) некоторые закономерности вокального и, инструментального звуконзвлече-
ниї, с характерными исполнительскими приемами.
Кроме того, впервые рассмотрены такие самобытные s/вления, как дуэт ашыге с балабакчи и ашыгское музыкально-исполнительское творчество в целом.
Научно-практическая значимость работы состоит з наглядной иллюстрации эволюционных процессов внутри конкретной школы, что может служить материалом . для исследования генеалогии и'истории других существующих ашыгских школ. Более глубокое изучение этих вопросов приведет, в свою очередь, к решению глобальной задачи - всеобьемцому исследованию . древнего синкретического искусства тюркских народов, истории и специфики'их культурных и этнических контактов.
Автор вводит в научный обиход ряд новых сведений, положений по истории и ашыгскому исполнительству, по структурному анализу и типологизации напевов па основе 22 оригинальных и ряда уже опубликованных расшифровок.
Йотируемые напевы могут быть также использованы в качестве учебного пособия и представлять определенный интерес для композиторского творчества.
Материал Оля диссертации собран автором в ходе многочисленных экспедиций в Таузский и прилегающие его районы Азербайджана, и также Гейчинскую и Борча-лиискую зоны (1978-1990). Было записано на магнитную пленку свыше 120 напевов с их вариантами, а также варианты некотрых известных и малоизвестных дастанов. Для сбора исторического, генеалогического и фактологического материала были опрошены десятки, информаторов.
Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались в отделе. истории и теории азербайджанской народной музыки Института архитектуры и ис-
кусства Академии наук Азербайджана, а также на заседаниях лаборатории этномузы-кальных исследований и кафедры истории к теории азербайджанской народной музыки Бакинской музыкальной академии им. Уз. Гдджиоекова. По теме диссертации опубликован рад научных статей к сообщений.