Введение к работе
^ж; Актуальность темы. Самобытная культура азербайджанского тара составляет неотъемлемую часть богатого уховного наследия азербайджанского народа. Тару принадлежит одно из ведущих мест в практика народного музицирования и преобладающая роль в формировании многих жанров профессиональной музыки устной традиции. Особое значение приобрел тар в период становления в Азербайджане новей профессиональной /композиторской / музыки. Именно этому инструменту, вобравшему в себя опит многовековой исполнительской практики,суждено было стать связующим звеном меяду традицией устного музицирования и новыми для Азербайджана формами бытования музыки г оперой, симфоническим оркестром, различными видами ансамблевого музицирования. В фиксированном строе тара находят отражение законы национального ладового мышления ; культивирование этого инструмента является надежным гарантом устойчивого бытования традиционного репертуара ыутамов, рен-гов, зерби мугамов.
Столь актуальная ныне проблема синтеза музыкальных традиций Востока и Запада находит свое специфическое преломление в широком круге вопросов, связанных с современным бытованием азербайджанского тара. Еще на заре становления новой азербайджанской культуры Узеир Гаджибеков прозорливо выделял культуру исполнительства на таре - с одной сторони, как залог развития теории и практики восточной музыки, с другой - нак средство придания европейскому оркестру национального колорита. Тар выступает хранителем и пропагандистом мугама - этого вершинного завоевания национального музыкального гения. Тар является также объектом творческого внимания композиторов республики, создакцих для этого инструмента произведения крупной и мелкой фор.ы, вводящих тар в оперные и симфонические партитуры. Обращение к тару как предмету научного исследования обусловлено таким образом,
исключительной ролью этого' инструмента в развитии музыкального искусства Азербайджана как в прошлом, так и в условиях, современной действительности. При этом необходимо отметить, что кроме нашей респуолики исполнительство на таре издавно бытует в Иране и Турции, а также активно осваивается в музыкальной культуре Узбекистана, Таджикистана, Туркмении,Дагестана, Грузии, Армении. Исполнительство-на таре, г одном случае, глубоко связано с местными традициями, где, как и в Азербайджане, бытование этого инструмента обусловлено развитием локальных ветвей общемакамного искусства, в другом, позволяет исследовать кросскулыуральные связи географически близких, но имеющих разные исторические корни традиций.
Все вышесказанное делает понятным нашу заинтересованность проблемой азербайджанского тара, являющегося весомой частью культуры Ближневосточного региона.
Многогранность и синтетичность тара, исходящие из его природы, обуславливают рассмотрение проблемы в этноорганоло-гическом аспекте, охватывающем широкий круг связей инструмента с окружающей его культурной средой, как то : инструмент - инструментальная музыка / и наоборот /, конструкция инструмента - эволюция ладоього мышления, новая музыкальная практика - усовершенствование типов артикуляции, инструмент - исполнительский коллектив и т.д.
Проблемы, связанные с историей и современной практикой тара, давно привлекали внимание исследователей. Изучение инструмента / вплоть до обязательного освоения техникой игры на нем / стояло в центре внимания средневековых восточных, в том числе и азербайджанских исследователей, таких как Сафиаддин Урмави и Абдулкадыр Марагаи. Развития на новом этапе традиции восточного инструментоведения, Уз.Гаджи-беков не только изучал тар, но и активно боролся за обучение игре на таре по нотам. В своих изданных трудах и выступлениях о народной музыка, он указал пути развития исполнительского искусства на этом инструмента, научно обосновал его будущие перспективы и значение в розвитий'азер-
5 байджанской национальной и профессиональной музыки.
Пристальное вниманио уделял тару один из основоположников отечественной этноорганологии В.М.Беляев.Путем сопоставления ладков совреиенного тара со звукорядами других восточных музыкальных инструментов, со средневековыми музыкальными системами, с таблицами последоьательности тонов,предложенными Пифагором, и.Урмави.А.Марагаи.В.М.Веляев старался вывести законы эволюции ладовых систем восточной классической музыки.
Исследованию иранского и азербайджанского тара посвящены фундаментальные работы таких представителей современного восточного музыкознания,как Р.Аалиги,А.Везири,Э.Зонис,)Кан Дюринг. Среди азербайджанских исследования о таре следует отметить работа А.Бадалбейли.М.и.Исыайлова,БЛ.Гусейнли,Э.Аба-совой, С.Абдуллаевой»О.Кулиева,А.Рахметова,Д.Мамедбекова,Р.Им-рани и т.д.
Несмотря на значительное количество исследований,посвященных тару, проведенные изыскания далеко не исчерпывают круга проблем, возникающих в связи с этим уникальным явлением восточной нультуры.Всв это в совокупности обусловливает выбор темы исследования и подчеркивает ее актуальность.
Целью настоящего исследования является изучение функционирования азербайджанского тара в этноорганологическом аспекте. Поставленная цель выдвинула задачу комплексного исследования проблемы по следующим направлениям і
а/ изучение этапов эволюции конструкции инструмента в совокупности с развитием азербайджанской ладовой системы ;
61 исследование истории инструмента в контексте общевосточного исполнительства на струнно-щипковых хордофонах ;
в/ изучение функционирования тара в связи с традициями мугашого исполнительства ;
г/ изучение деятельности Уз.Гаджибекова в направлении ассимиляции тара с требованиями современной азербайджанской мурыияльной культуры ;
д/ исследование стиля композиторской музыки для тара.
Методологической основой для разработки данной темы
явились классические труды по марксистско-ленинской эстетике. Методологическую базу исследования составляют методы, выдвинутые советскими этноинструментоведаыи В.М.Беляевым, Уз.Гадаибэковы.Т.и.Шэго.^.ЬМСародаговым.Б.Х.Гусейнли.И.В.Ма-циевским.Й.Иазиноп.
В диссертации также использованы поэтические произведения азербайджанских и персидских классинов,архивные документы, исследования советских и зарубежных ученых в области теории и истории музыки, музыкальной эстетики по данной теме.
Лаучнея новизна исследования. Объент исследования определил научную новизну. В представленной работе впервые осуществляется всесторонний научный анализ процессов бытования,' усовершенствования и развития тара,его претворения,как в народной музыке,так и в произведениях азербайджанских композиторов, ато дало возможность :
а/ наиболее полно представить картину бытования тара и восполнить в определенной степени пробел в истории музы-' кальной культуры азербайджанского народа ;
б/ объективно ответить на вопрос о путях развития тара в остро актуальном в настоящее время аспекте-взаимодей-ствия и взаимовлияния музыкальных культур Востока и ;-Запада{
в/ показать внедрение более усовершенствованной системы нотописания для тара и других народных музыкальных инструментов /особенно при расшифровке ыугамов /.
Практическая значимость работы - обнаруживает себя в нескольких аспектах. Выводы и положения диссертации могу* быть использованы для дальнейших исследований по инструментарию Востока, по изучению многих актуальных вопросов мугамове-декия.Определение теоретического значения различных конструкций тара в изучении эволюции восточной ладовой системы представляется практически значимым для исследования истории азербайджанской музыки устной традиции.
Результаты исследования ногут быть использованы в учебной практике при разработке теоретических дисциплин :
7 "Азербайджанское народное творчество", "История исполнительского искусства ", "Основы азербайджанской народной музыки", "Теория и история азербайджанской музыки ", а также по специальности " Тар " и "Методика преподавания игры на таре".
Апробация диссертации. Работа была обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедры истории и теории азербайджанской народной музыки и кафедры азербайджанских народных инструментов Азгосконоерватсрии шени Уз. Гаджибекова ( на заседании сектора современной музыки и фольклора. Института искусствоведения иы.Хамзы Министерства культуры Уз.ССР. Основные положения и вывода диссертации опубликованы в монографии автора "Азербайджанский тар "/Ваку,1У89/, в статьях и тезисах,доложены на научных конференциях /всего 14 публикаций /.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения,библиографического и нотного приложений.