Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тамбовская гармонь как самобытный пласт традиционной музыкальной культуры Москвичёва, Светлана Анатольевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Москвичёва, Светлана Анатольевна. Тамбовская гармонь как самобытный пласт традиционной музыкальной культуры : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Москвичёва Светлана Анатольевна; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова].- Саратов, 2013.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-17/101

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Традиция гармошечного музицирования на Тамбовщине представляет собой своеобразный уникальный пласт традиционной культуры данного региона. Впервые появившаяся во второй половине XIX века на территории Тамбовской губернии гармонь достаточно быстро распространялась и осваивалась в местном этническом пространстве, приобретая богатое видовое разнообразие. Необычайный, почти ажиотажный спрос на инструмент, способствовал становлению местного кустарного промысла по изготовлению инструментов различных конструкций. Во второй половине XX века гармонь была самым любимым и популярным, а в ряде мест единственным музыкальным инструментом фольклорной традиции в регионе.

Искусство современных народных гармонистов – это реально существующая в наши дни, ярко выраженная, самобытная сфера инструментального фольклора. Наигрыши ныне живущих исполнителей сохраняют не только интонационно-мелодические, ладогармонические, эмоциональные стереотипы народного музыкального мышления, – они прямые свидетельства существования множества старинных жанров, бытовавших на территории региона. Чтобы не допустить безвозвратной утраты уникального материала, одной из актуальных задач современной этномузыкологии является активизация усилий, направленных на сбор информации, ее детальное изучение, расшифровку с последующей публикацией нотных сборников, что дает не только формы архивного существования, но и вводит данный материал в практическую исполнительскую и научную деятельность. В этой связи направленность данного исследования представляется современной и важной.

Объектом исследования выступает инструментальная музыкальная традиция Тамбовского региона.

Предмет исследования – тамбовская гармонь как феномен региональной музыкальной культуры.

Основная цель настоящей работы – создание целостной многоаспектной характеристики гармошечного искусства как музыкального феномена в этнокультурном пространстве Тамбовского региона.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

1) исследовать исторические предпосылки становления и распространения гармошечного искусства, установить личности мастеров кустарного промысла гармоник в Тамбовском регионе;

2) выявить особенности кустарного производства местных гармоней на основе информации народных мастеров и архивных документов;

3) на основе анализа зафиксированных и расшифрованных традиционных наигрышей дать общую характеристику жанровой палитры тамбовских наигрышей, а также выявить основные типы и структурно-типологические особенности бытующих композиций, выявить их формообразующие свойства;

4) рассмотреть мелодические, ладогармонические признаки и имитационно-стилевые особенности наигрышей различного семантического функционирования; а также способы импровизации, принципы образования вариантов;

5) определить на мировоззренческом и психологическом уровнях взаимосвязь коллективно-традиционного и индивидуального начал в становлении исполнительских стилей.

Методология исследования базируется на системно-этнофоническом методе И.В. Мациевского, в основе которого лежат диалектико-материалистические гносеологические принципы и трактовка народной инструментальной музыки как формы общественного сознания. Метод, предложенный И.В. Мациевским, предполагает синхронное изучение
музыкального инструмента (морфологии, способа и традиций изготовления, строя, акустических возможностей), исполнительства (исполнительской техники, артистической и творческой практики, творческой личности исполнителя) и исполняемой музыки в целостном комплексе.

В диссертационной работе учитывается метод типологической классификации инструментальной музыки по принципу функционального бытования. В решении вопроса классификации инструментальных жанров принимались во внимание опыты систематизации инструментальной музыки, разработанные А.А. Баниным, А.М. Мехнецовым, И.В. Мациевским.

В вопросе изучения музыкально-стилевого аспекта важную роль выполняет психологический подход, выражающий одну из общих тенденций комплексного изучения народного творчества, обоснованный в работах В.М. Щурова, Е.Н. Назайкинского, М.К. Михайлова. С позиций психологического подхода исполнительский стиль рассматривается как
совокупность всех социальных функций музыкального искусства, как важнейший фактор музыкально-творческого мышления и психологии восприятия музыки.

С целью раскрытия специфических особенностей традиционной гармошечной культуры региона использовался когнитивный метод, реализуемый включением информации от аутентичных исполнителей, содержащей определенные знания, представления, терминологию, традиционную эстетику. Метод обосновывается в работах А.Н. Соколовой, В.И. Мациевской, А.В. Ромодина.

Хронологические рамки исследования охватывают период от начала XX века до настоящего времени, что обусловлено наличием этнографической информации, относящейся к данному периоду.

Источниковую базу диссертации составили:

– архивные материалы (журналы начала XX века), содержащие информацию о музыкальных инструментах, бытовавших в регионе на рубеже XIX и XX веков;

– материальные источники: инструменты, наблюдаемые как в целостном виде, так и в процессе их кустарного производства-изготовления местными мастерами;

– аудиозаписи бесед с мастерами кустарного промысла, гармонистами-исполнителями и местными жителями, носителями местных региональных фольклорных традиций;

– музыкальные материалы: аудио- и видеозаписи, собранные в процессе экспедиционной работы, проводимой на территории Тамбовской области.

Научная новизна работы определяется материалом и ракурсом исследования. Несмотря на очевидную значительную роль инструментального начала в народном искусстве, эта область в отечественной фольклористике остается недостаточно освещенной. Представленная диссертация – первый опыт комплексного исследования инструментальной традиции на территории Тамбовского региона. В настоящей работе впервые в этномузыкологии выполнен анализ гармошечных композиций, являющихся аутентичными синкретическими формами народного коллективного творчества, характеризующими региональную тамбовскую традицию. На основе зафиксированного в фольклорно-исследовательской работе материала осуществлен анализ инструментальных наигрышей, исполненных местными народными музыкантами; определены характерные особенности и отличительные черты разноименных композиций, имеющих типовое интонационно-мелодическое сходство. С учетом взаимосвязи коллективно-традиционного и индивидуального начал, определяющих исполнительский стиль тамбовских гармонистов, выявлены структурные принципы построения и закономерности импровизационных элементов инструментальных наигрышей.

Данный материал вводится в научный обиход впервые.

Положения, выносимые на защиту:

1. Гармошечная культура в Тамбовском регионе формировалась на основе устойчивых традиций фольклорного инструментального музицирования. Кустарный промысел ориентировался на единый мастеровой принцип изготовления, в то же время испытывал влияние музыкально-эстетических представлений исполнителей-гармонистов и в значительной мере соответствовал их исполнительскому стилю.

2. Традиционные гармошечные композиции, имеющие общую генетическую типологию, в процессе развития приобрели отличительные индивидуальные стилистические свойства, что обогатило их жанровое многообразие.

3. Музыкальная ткань тамбовских гармошечных наигрышей в
значительной степени определяется интериоризацией, что ведет к обогащению художественно яркими звукоизобразительными элементами
и является отличительной особенностью регионального исполнительского стиля.

4. Инструментальные композиции, бытующие в настоящее время, представляют собой синтез устойчивых мелодико-интонационных основ локальной традиции и индивидуальных музыкально-эстетических и психологических установок народных музыкантов – носителей традиции.

Теоретическая значимость работы определяется исследованием ранее не изученного материала, применением современных методов изучения традиции народного инструментального исполнительства с позиций комплексного анализа, возможностью использования данного исследовательского опыта в дальнейшей разработке проблематики традиционной музыкальной культуры тамбовского региона.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в углублении и дополнении курсов ряда учебных дисциплин, таких как «Народное музыкальное творчество», «Народное инструментальное исполнительство», «Народные региональные музыкальные стили» и других. Материалы исследования могут быть применимы в инструментальной аранжировке и композиторской практике. Издание нотного приложения будет представлять интерес для специалистов в области изучения народной музыкальной культуры, а также в сфере дополнительного образования. Образцы приведенных подлинных народных наигрышей с информационными данными, приведенными в тексте исследования, будут полезны исполнителям инструменталистам как в аккомпаниаторской практике, так и в сольном исполнительстве.

Апробация работы. Работа обсуждалась на кафедре народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории
им. Л.В. Собинова. Основные положения работы были представлены в сообщениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов «Исследования молодых ученых» (Саратов, 2009); Международная интернет конференция «Музыкально-инструментальная культура устной традиции» (Уфа, 2009); VI Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2009); II, III, IV Всероссийские чтения «Проблемы фольклора в современном мире. Памяти Л.Л. Христиансена» (Саратов, 2010, 2011, 2012); Международная научно-практическая конференция «Православная религия и традиционная культура» (Тамбов, 2011); X Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2013).

Основные положения по специфике тамбовской инструментально-музыкальной традиции, выявленные в результате полевых и аналитических исследований, в течение ряда лет находят применение в педагогической работе автора, отражаясь в лекционных курсах специальных дисциплин: «Народное музыкальное творчество», «Методика работы с творческим коллективом». Теоретические установки, выведенные наблюдениями из народной практики, применялись в классах «Постановка голоса» и «Фольклорный ансамбль» при работе над достоверностью хореографических движений, а также в вопросе взаимодействия вокалиста и инструментального аккомпанемента. Результаты исследований публиковались в научных изданиях.

Структура работы. Исследование состоит из Введения, трех глав, где региональная традиция бытования гармошечной культуры рассматривается с трех позиций (историко-этнографической, музыкально-теоретической, музыкально-психологической), и Заключения. В конце работы приводится список литературы, состоящий из 216 наименований. Общий объем работы – 173 страницы. К диссертации прилагается нотный материал, представленный расшифровками гармошечных наигрышей, записанных в фольклорно-этнографических экспедициях, фотографиями исполнителей.

Похожие диссертации на Тамбовская гармонь как самобытный пласт традиционной музыкальной культуры