Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Свадебная причетно-песенная традиция русских старожилов Сибири Урсегова, Наталья Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Урсегова, Наталья Александровна. Свадебная причетно-песенная традиция русских старожилов Сибири : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Новосибирск, 2000.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-17/59-4

Введение к работе

Фольклорная традиция русского старожильческого населения Сибири является традицией позднего формирования. Ее характерные черты складывались на протяжении длительного периода от конца XVI в. до конца XVIII в., в процессе освоения региона (Сибири) выходцами из различных, в основном, северных, районов европейской части России. Становление русской этнической территории в Сибири происходило стихийно и к концу XVIII в. привело к образованию больших «очагов» (При-тоболье, Зауралье, Томское Приобье, Приангарье, Южный Алтай), в которых русское старожильческое население стало преобладающим.

Разносоставность русского старожильческого населения по исто-рико-временному, социальному, конфессиональному, исходно-региональному параметрам обусловила определенную неоднородность его народно-песенной традиции.

Фольклорный репертуар русских старожилов-сибиряков объемен и включает все основные жанрово-родовые сферы традиционного пласта и образцы городской и современной народно-песенной культуры. Одно из центральных мест в преобладающей традиционной части репертуара занимает свадебный фольклор — самый развитый и значительный цикл семейно-обрядовой песенности, который принято относить к драматическому, причетно-песенному типу русской свадьбы. Именно, свадебная песенность русских старожилов Сибири избрана в качестве предмета изучения.

Актуальность темы диссертации определяется несколькими факторами и обусловлена прежде всего особенностями самого материала, освоенного в этнографической и филолого-фольклористической исследовательской практике, но совершенно неизученного в музыковедческом плане. При большом количестве источников песенного материала (опубликованного и неопубликованного) до сих пор не существует обобщающего научного исследования, посвященного избранному жанру (свадебному фольклору) в его культурно-стилевом (русская старожильческая традиция) и региональном (Сибирь) ограничении.

Основная цель данной работы заключается в многоаспектном исследовании свадебной традиции русских старожилов Сибири, направленном на выявление музыкальной специфики двух составляющих ее жанровых образований — причети и песни, принципов их взаимодействия и функционирования в обряде. Изучение свадебного пласта ведется в широком сравнительном (локально-внутрисибирском и частично

региональном) контексте, с учетом этнографических, социально-исторических и конфессиональных характеристик традиции.

Поставленная цель достигается в процессе решения нескольких конкретных задач. Важнейшими из них являются следующие:

1) вовлечение в сферу научных интересов новых архивных матери
алов, репрезентирующих изучаемую песенную традицию;

  1. фолыслорно-этнографическая, жанровая (филологическая) и музыкально-стилевая классификация репертуара свадьбы; формулирование принципов выделения основных жанрово-стилевых комплексов (ЖСК) сибирской свадьбы;

  2. построение типологии причетных форм на сибирском материале и определение принципов их соотношения;

  3. анализ причетного и песенного материала на уровне стихосложения, ритмо-синтаксиса, звуковысотности; определение жанрообразу-ющих признаков причети и песни;

  4. апробация на новом материале современных аналитических методик и развитие принципов анализа звуковысотной организации напевов;

  5. сравнительный анализ сибирских и европейско-русских одно-сюжетных песенных вариантов на основе комплексного подхода.

В процессе многоаспектного описания и анализа свадебных песен русских старожилов Сибири использованы методологические подходы, а также аналитические операции, апробированные в научной практике фольклористов (филологов и музыковедов), адаптируемые к изучаемому материалу и задачам настоящей работы.

Основные параметры этнографической и жанровой классификаций сформировались в процессе настоящего исследования под воздействием научных трудов Н. Колпаковой, В. Аникина, Р. Потаниной, Ю. Круглова. Методология анализа поэтики, стихосложения, композиции основана на идеях А. Веселовского, Л. Астафьевой, Б. Тома-шевского, К. Чистова. При анализе музыкального материала используются методики, восходящие к структурно-типологическим идеям К. Квитки и реализованные в научной практике отечественных фольклористов (Е. Гиппиуса, А. Рудневой, В. Щурова, Б. Ефименковой, А. Банина, М. Енговатовой, В. Лапина). Изучение звуковысотной организации напевов потребовало привлечения дополнительной информации, содержащейся в исследованиях Ф. Рубцова, М. Харлапа, Г. Ви-рановского, Э. Алексеева. Кроме того, в исследовании используются некоторые обобщенно-аналитические категории академического музыкознания, изложенные в монографиях М. Арановского, Т. Бершадс-

кой, Л. Мазеля. В заключительной главе диссертации концентрированно представлены методические подходы смежных научных дисциплин. Полученные в ходе музыковедческого анализа данные интерпретируются в контексте сравнительно-исторического (А. Веселовский, Е. Мелегинский, Б. Путилов), структурно-типологического (В. Пропп), структурно-семиотического (А. Байбурин, Г. Левинтон) и этнолингвистического (Н. Толстой) подходов.

Источниками для настоящего исследования послужили записанные в сибирском регионе неопубликованные песенные материалы, заимствованные из нескольких фольклорных собраний региона: фольклорные коллекции Архива традиционной музыки Новосибирской госконсерватории, архивов Новосибирского, Красноярского педагогических университетов, Алтайского центра фольклора и народных ремесел, Иркутского отделения Всесоюзного общества охраны памятников и культуры (137 образцов). В качестве равноправного по значимости материала привлекаются опубликованные в сборниках песни и причитания (330 напевов). Для воссоздания фольклорно-этнографического контекста привлекается большое количество дополнительного материала (словесные тексты песен, описания обрядов).

Научная новизна работы. Впервые в российском этномузыковеде-нии предпринимается многоаспектное изучение фольклорного репертуара русско-сибирской старожильческой свадьбы. Введение в научный эбиход свадебной песенностп различных сибирских локусов позволяет гудить о единстве и разнообразии изучаемой традиции.

Результаты аналитической работы позволили классифицировать свадебный репертуар и выделить в нем три жанрово-стилевых комплекса — причетний, песенный, песенно-танцевальный. Удалось изучить многоэлементную и иерархичную внутреннюю структуру, определить основные стилевые характеристики каждого ЖСК и выявить принципы соотношения комплексов и их объединения в целостную систему.

Апробация на новом материале известных аналитических методик, связанных с моделированием вербальных, ритмо-синтаксических, методических структур, позволила уточнить исследовательскую методологию и определить новые, дополнительные параметры анализа.

Развитие принципов изучения звуковысотного уровня предоставите возможность корректного сравнения причетных и песенных образцов зусско-сибирской старожильческой свадьбы, в результате чего были эбнаружены существенные качества их организации. Ладо-функциональ-тая система всех ЖСК опирается на два оппозиционных ладовых комп-текса: терцовый комплекс 1-ой и терцовый комплекс 2-ой ступеней,

при доминировании в изучаемой традиции тонов 1-го терцового комплекса. Специфика ладо-мелодической организации определяется впервые вводимым понятием — тип ладо-мелодического рельефа. ЖСК русско-сибирской свадьбы гибко и динамично координируются с тремя типами рельефов — «причетным» (нисходящим, количественно преобладающим), «песенным» (восходящим),»песенно-танцевальным» (одно-высотным), различающимися звукорядным положением кульминационных точек мелодических волн.

Практическая ценность. Диссертационный материал может быть использован при дальнейшем изучении русско-сибирской фольклорной традиции в том числе и в аспекте сравнения ее с коренными традициями европейской России, а также при исследовании региональных традиций русского свадебного фольклора. Кродіе того, материалы и результаты диссертации позволяют уточнить и развить известные методические подходы, применяющиеся в анализе иных фольклорных явлений.

Полученные результаты будут использованы при подготовке тома «Русский семейно-обрядовый фольклор» из серии СО РАН «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

Фольклорно-этнографический материал, накопленный в процессе подготовки работы, принципы его описания и результаты анализа используются в учебном процессе Новосибирского областного колледжа культуры и искусств: при чтении курсов «Русский фольклор», «Введение в этнографию», «Анализ народной песни», проведении фольклорной практики. Ряд положений может быть использован в учебных заведениях высшего звена в курсах «Музыкальный фольклор», «Музыкальная культура Сибири» и в других дисциплинах специального комплекса.

Апробация полученных результатов. Рукопись обсуждалась на заседании кафедры эгномузыкознания Новосибирской консерватории. Результаты проведенного исследования апробированы в докладах автора на научных конференциях: «Интеллектуальный потенциал Сибири» (Новосибирск, 1997-1998 гг.), «Сибирь и Россия: опыт четырехвековой истории» (Новосибирск, 1998 г.), научно-практических семинарах Сибирского регионального вузовского центра по фольклору (Новосибирск, 1997 г.; Омск, 1998-1999 гг.). Материалы диссертации представлены в опубликованных работах (см. список в конце реферата).

Структура и объем диссертации. Предлагаемая к защите диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка сокращений, Списка литературы. Приложение к работе содержит: 1) Хронологический указатель публикаций по свадебной обрядности и песенности Сибири; 2) Топографический указатель (перечень населенных пунктов,