Введение к работе
Актуальность исследования. На протяжении нескольких последних десятилетий - в 60-80-е годы- музыкальная культура республик быЕшего Союза отмечена активизацией развития камерного вокального цикла.
Особенно интенсивно этот процесс протекал в творчестве композиторов Российской Федерации, где высокий "рейтинг" канра закреплен присуждением Государственной премии России I99J года -Е.Гохман за камерный вокальный цикл на стихи М.Цветаевой. К камерному вокальному циклу обращаются композиторы, творчество которых давно стало классикой -Д.Шостакович, Г.Свиридов,и композиторы более молодого поколения, уно снискавшие известность - В.Гаврилин, С.Слонимский, Б.Чайковский, А.Шнитке, Э.Денисов и яачинакше, для которых работа в жанре камерного вокального цикла - поиски своего стиля.
Характерной чертой развития камерного вокального цикла последних десятилетий (особенно в 70-80-е годы) становится создание произведений, сохраняющих очевидные связи с канроы, но в большей или меньшей степени отклоняющихся от него. Среди таких произведений ХІУ симфония Д.Шостаковича, которую в равной, мере можно рассматривать как в канре симфонической музыки, так и камерной вокальной; "Вторая немецкая тетрадь" В.Гаврилина, отпеченная влиянием театра; его не вокально-симфоническая поэма "Военные писька", связанная с кантатой и многие другие произведения.
Качественные изменения в некоторых случаях оказываются столь существенными, что ведут к формированию новых свойств камерного вокального никла, Iі результате чего "цг.кл полу чи з? в современной локальной музыке то яе значение, что симфония е «узнке инструмсн-
2 таліной, то есть значение наиболее широкоохватного концепционно-го жанра".
Таким образом, к настоящему времени в жанре камерного вокального цикла накоплен обшрный музыкальный материал, нуждающийся в изучении и систематизации, однако для постижения и объяснений процессов, определяющих его современное состояние, необходимо привлечение всего - более,чем полугоравекового опыта его развития. В этих условиях проблема эволюции камерного вокального цикла встает с особой остротой, превращаясь в одну из наиболее актуальных проблем современного музыковедения.
Камерный вокальный цикл постоянно привлекал к себе внимание исследователей. Литература о нем довольно обширна, но фундаменты!^ ных работ немного. Среди них книга Ю.Хохлова о "Зимнем пуги" Ф. Шуберта, кандидатские диссертации Т.Курышевой и Л.Крыловой, исследования В.Васиной-Гроссман, разрабатывающие вопросы теории, истории и эволюции жанра.
Весомый вклад в изучение камерного вокального цикла кноеят работы П.Вульфиуса, В.Коннова, Е.Дурандиной, м.Киракосовой, Л.Поляковой, И.Брежневой, посвященные вокальным циклам Г.Вольфа, М.Мусоргского, Г.Свиридова, Д.Шостаковича, а также статьи А. Сохора, В. Васиной-Гроссман, П.Вульфиуса, Е.іьіняноеой , И.Земцовского, Г. Григорьевой и многих других чаще об отдельных произведениях или вокально-циклическом творчестве, реке о некоторых общих проблемах жанра.
Избранный в работе сравнительно-структурный ракурс изучения эволюции жанра камерного вокального цикла , воссоэдаюыий едины!;
I Васина-Гроссман В. Мастера советского романса.2-е изд. М., 1980. С.24І. .
процесе его исторического развития и эволюции от истоков до современности в данной литературе не встречается.
Более того, проблеме эволюции камерного вокального цикла как предмету специального исследования фактически посвящена лишь диссертация А.Крыловой "Советский камерно-вокальный цикл периода 70-х - начала 80-х годов: К проблеме эволюции кадра". Однако в это!! работе автор не ставит задачу показать весь процесс эволюции - от истоков до наших дней - ограничиваясь одним из современных его аспектов - взаимодействием вокального цикла с другими жанрами, а точнее с камерный инструментальным ансамблем.
Немногочисленны исследования по непосредственно связанным о эволюцией проблемен истории и теории камерного вокального цикла.
Сведения по истории жанра содеркагся в работах В.Васиной-Гроссман "Русский классический романс XIX века", "Романтическая песня XIX века", "Мастера советского романса". Но, во-первых, .вокальный цикл фигурирует в них не как самостоятельное явление, а часть общего процесса исторического развития камерной вокальной музыки; во-вторых, представленные в этих работах исторические обзоры содеркат лиаь краткую характеристику камерных вокальных циклов и не вскрывают сущности исторического и эволюционного процесса. К тому неразделенные по школам: западноевропейская - русская - советская, они не позволяют проследить за общим процессом исторического развития канра как единым и неделимым.
Не создана еще в отечественном музыковедении как целостная система и теория яанра камерного вокального цикла. Наиболее весомый вклад в изучение этой проблемы внесли книга Ю.Хохлова "Зимний путь" Ф.Шуберта и кандидатская дисер-
*i
тацнп Т.Курышевой "Камерный Еокальный цикл в современной советской музыке. Вопросы жанра, принципов драматургии и композиции".
В работе Хохлома вокальный цикл осмысливается как музыкально -поагиче екая целостность с точки зрения наиболее общих принципов драматургии и композиции.
Курьшева от общих принципов переходит к частным, по существ, создавая модель музыкальной драматургии камерного во -кального цикла. Однако масштабы работы не позволили автору так ке подробно исследовать композиционные закономерности жанра.
Таким образом, в выше названных проблемах эволюции и истории камерного вокального цикла отсутствует целостный обобщающие
.их, подход іГ'разресению, а в теории канра наиболее разработанной ока
зывается лииь область музыкальной драматургии.
СраЕнительно-структурный иетод изучения эволюции камерного вокального цикла, привлекая предшествующий исследовательский опыт, способен до некоторой степени еосполнить неизбежные пробелы в уке существующих исследованиях.
Исходя из контекста музыковедческой литературы, сравнитель
но-структурный ракурс изучения эволюции камерного гокального цик
ла выдвигает главную цель исследования - описать
структурные особенности канра
камерного вокального цикла в
переломные моменты его развития и через это описание выявить некоторые закономерности эволюции и коренные черты канра.
Для разрешения поставленных проблем ~в работе выдвинут» следующие исследовательские задачи:
-определить исторически значимые вехи в развитии камерного опального цикла от истоков до произведений современных коыпози-оров;
изучить композиционно-драматургические закоцоиерности лассического шуберго-шумановского цикла;
соотнести классический тип цикла с качернкия вокальными иклами, знаменующими переломные этапы в истории нвчра.
МеТОДОЛОГИЧеСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛеДОВаНИЯ будет СЛУЖИТЬ ЇИПОЛО-
ия канра камерного вокального цикла в сочетании с историческим одходом.
Научная новизна и практическая ценность исследования, представленной работе впервые предпринята попытка через претер-еваекые е ходе исторического развития метаморфозы нанра камерно-'о вокального цикла проследить за его эволюцией как внутренне це -:остным неделимый процессом от ранн ароматического образца до со-ременных произведений.
В процессе изучения вснрыты закономерности композиции на-ерного вокального цикла как совокупности принципов, что по кои-ілєксности подхода могло бы создать необходимый "противовес" более юлно освещенной в литературе драматургии яанра.
Сведп воедино принципы композиции и драматургии, в работе далось выстроить обобщающую композиционно-драматургическую мо-;ель классического камерного вокального цикла и через ее соотне-ієниє с циклами, образующими наиболее ванные вехи в развитии кан->а, выявить его коренные черты.
Материалы исследования могут быть использованы в курсе истоми музыки. Вероятно, они будут полезны и для дальнейшего изуче-іия эволюции камерного вокального цикла - перспективной проблемы современного музыковедения
Апробация работы проходила через обсуждение материалов ис -следования на кафедре истории музыки Алматинской государственной консерватории и опубликование статей.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав ("Обзор развития камерного вокального цикла ХІХ-ХХ веков и структурные особенности жанра в творчестве Ф.Шуберта и Р.Шумана"; "Структурный инвариант жанра камерного вокального цикла е контексте его эволюции в музыке XIX - начала XX века"; "Образы канра в отечественной музыке XX века"), заключения, библиографии и приложения, которое включает четыре раздела:
композиционные схемы циклов как совокупность контрастов;
композиционные схемы как совокупность tfopM частей;
нотные примеры, иллюстрирующие интонационно-тематические связи циклов;
. - нотогра$ический список вокальных циклов казахстанских композиторов.