Введение к работе
Актуальность темы
Традиция скотоводческих заговоров, относящаяся к обрядовой сфере народных культур, широко распространена у тюрков и монголов, населяющих территории Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, Закавказья. По культурным представлениям, заговоры, поющиеся самкам домашних животных в случаях их отказа от кормления новорожденных детенышей, при необходимости приучить чужого детеныша, а также для успокоения во время доения, оказывая магическое воздействие на маток, способствуют сохранению приплода и увеличению надоев.
Играя важную роль в преимущественно животноводческих тюркских и монгольских культурах, эта традиция осталась почти не изученной. В научной литературе содержатся единичные нотные образцы и краткие сведения, а иногда - лишь упоминания о тувинских, хакасских, казахских, киргизских, узбекских, туркменских, азербайджанских, бурятских и монгольских заговорах. Полные же описания структуры этой традиции в конкретных этнических культурах отсутствуют. Что касается южноалтайских - те-ленгитских, тёлесских и алтай-кижи - заговоров, то они вообще являются "белыми пятнами" музыкальной этнографии.
Между тем, по ряду признаков скотоводческие заговоры входят в центральную, не подверженную быстрым изменениям и, следовательно, наиболее архаичную область тюркских и монгольских культур. Такое системное положение делает заговоры уникальным источником информации о древнейших состояниях этих этнических культур и обусловливает актуальность их исследования и подробного описания. Необходимость описания, выявляющего грамматические закономерности традиции, не вызывает сомнений, поскольку без него трудно делать какие-либо заключения культурологического и исторического характера. Реконструкция же истории заговоров имеет особое значение, так как она может дать ключ к пониманию исторических процессов как в одной, так и в нескольких тюркских или монгольских культурах, открывая путь сравни-* тельно-исторически^ исследованиям, ставящим задачу реконструкции, прежде всего, пратюркской музыкальной культуры.
Предмет исследования
Предметом диссертации являются скотоводческие заговоры теленгитов - тюркского южноалтайского этноса, проживающего в Улаганском и Кош-Агачском районах Республики Алтай. Выбор именно этой этнической традиции обусловлен тем, что традиционная культура теленгитов сравнительно хорошо сохранилась, и заговоры в ней до сих пор реально функционируют, оставаясь совершенно неизвестными этномузыкологии.
Задачи исследования
В задачи исследования входит:
-
введение в научный обиход новых полевых материалов;
-
описание условий функционирования заговоров в телен-гитской культуре;
-
выяснение системных закономерностей традиции, включая установление инвариантных единиц музыкально-поэтического текста заговоров, их функциональной структуры и модальной организации;
-
реконструкция исторического развития системы заговоров;
-
сравнение теленгитских заговоров с аналогичными традициями в родственных тюркских и монгольских культурах.
Материал исследования
Основным материалом диссертации служит коллекция из 54 теленгитских заговоров, записанная с участием автора от 17-ти исполнителей в 11-ти селах Улаганского и Кош-Агачского районов Республики Алтай в 1984 - 1985 годах. Для сравнительного анализа используются 7 образцов, репрезентирующих традиции заговоров алтай-кижи и телесов, которые выбраны из материалов алтайских экспедиций 1984, 1985 и 1992 годов, проходивших в Улаганском, Кош-Агачском и Онгудайском районах соответственно, а также все имеющиеся в научном обращении нотные примеры тувинских (И образцов), узбекских (1 образец), туркменских (5 образцов), азербайджанских (3 образца), бурятских (5 образцов) и монгольских (6 образцов) скотоводческих заговоров.
Методы исследования
В качестве главного метода исследования используется универсально-грамматический подход (В. В. Мазепус)1. Применяются также слогоритмический метод (К. В. Квитка и др.). метод диаграмм движения (В. Ченовет, Д. Би)2, артикуляционная классификация этномузыкальных тембров (В. В. Мазепус)3; предпринимается попытка распространения на этномузыкальный материал сравнительно-исторического метода и метода относительной хронологии, первоначально развитых в лингвистике.
Научная новизна
Впервые описаны условия и характер функционирования скотоводческих заговоров в культуре теленгитов. Впервые установлены инвариантные единицы систем архитектонической, ритмической и звуковысотной организации заговоров. Впервые определена относительная хронология исторического развития структуры те-ленгитских заговоров. Впервые в рамках сравнительно-исторического метода осуществлено внешнее сравнение теленгитских заговоров с аналогичными традициями в родственных тюркских (из них две близкородственные традиции - алтай-кижи и телёсская - также описаны впервые) и ареально близких монгольских культурах, в результате которого реконструированы некоторые черты пра-тюркской основы заговоров.
1 Мазепус В.В. Универсально-грамматический подход в куль
турологии. -"Новосибирск. 1993.
2 Chenoweth V.. Bee D. Comparative-generative models of a
New Guinea melodic structure // American anthropologist. -
1971. - Vol. 73. - P. 773 - 782.
3 Мазепус В.В. Артикуляционный принцип определения темб
ров при описании этнических интонационных феноменов // Абори
гены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. -
Новосибирск. 1995. - Т. 1. - С. 10 - 13.
Практическая ценность результатов работы
Результаты диссертации могут быть использованы в учебном курсе по музыкальному фольклору Сибири, а также при подготовке музыкантов фольклорных ансамблей. Кроме того, материалы работы могут служить практической основой для дальнейших исследований в области истории и типологии тюркских народно-музыкальных традиций.
Апробация работы
Основные результаты, изложенные в диссертации, докладывались и обсуждались на научных конференциях различных уровней, на кафедре этномузыкознания и семинарах по музыкальной семиотике НТК им. М. И. Глинки, использовались в курсе "Музыкальный фольклор", читаемом автором в НТК, и опубликованы в работах [1 - 8].