Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Системы поиска музыкальной информации Мичков Павел Александрович

Системы поиска музыкальной информации
<
Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации Системы поиска музыкальной информации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мичков Павел Александрович. Системы поиска музыкальной информации: диссертация ... кандидата : 17.00.02 / Мичков Павел Александрович;[Место защиты: Новосибирская государственная консерватория им.М.И.Глинки].- Новосибирск, 2015.- 195 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Музыкальная информация 11

1.0 содержании термина «музыкальная информация» 11

2. Специфика музыкальной информации 14

3. Музыкально-информационные системы 24

4. Особенности музыкальных библиотек и их фондов 32

5. Современные системы хранения музыкальной информации 45

ГЛАВА 2. Способы поиска музыкальной информации 59

1. Формирование запроса на поиск информации 59

2. Традиционные способы поиска музыкальной информации 64

3. Компьютерные способы поиска музыкальной информации 74

ГЛАВА 3. Технологии глубинного анализа текста в поисковой деятельности 91

1. Формирование информационного подхода в музыкознании 91

2. Программы глубинного анализа текста 98

Заключение 120

Литература

Музыкально-информационные системы

Для того чтобы выяснить содержание термина «музыкальная информация», необходимо рассмотреть его строение и составные части, определить функциональную сущность элементов его структуры, а также выявить исторический этап формирования термина. Основным элементом является понятие «информация». Многогранность понятия «информация», которое фигурирует сегодня фактически в каждой из сфер научной и практической деятельности человека, привела к множественности его определений . Среди имеющихся можно обозначить направление, в котором информация рассматривается как сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, передаваемые и обрабатываемые с помощью технических устройств. Акцентирование внимания на материальном аспекте понятия «информация» позволило родоначальнику теории информации Клоду Шеннону анализировать количественные характеристики информации [159].

Изучение смыслового содержания информации сформировало иное направление в исследовательской деятельности. Один из основоположников теории информации Норберт Винер предложил определение информации, в котором учитывалась содержательная компонента: «информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» [35, с. 31].

Военный инженер, создатель первого электронного устройства, синтезирующего звук Е. А. Мурзин, рассуждая о природе информации, уделял значительное внимание социальной составляющей как важной смысловой компоненте информационной системы: «Солнечный луч за пределами человеческой цивилизации несёт в себе отпечаток физических процессов, его породивших, но только цивилизация превращает его в сигнал, таким образом, носитель информации в системе Солнце - исследователь» [96, с. 53]. В тексте говорится о том, что именно человек генерирует одно из свойств информации -смысл. В более широком смысле информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - определённого рода сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом.

Важнейший источник информации - документ (от латинского слова documentum - свидетельство) - материальный объект с зафиксированной на нём информацией в виде текста, звукозаписи, изображения, в том числе, и машиночитаемой форме, предназначенный для распространения. Документы могут содержать текстовую, графическую, цифровую или аудио информацию. Различают первичные и вторичные документы. К первичным относятся документы, являющиеся непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации. Вторичными являются документы, в которых информация предлагается опосредованно. К примеру, применительно к музыкальному искусству вторичными документами будут являться публицистические работы с рецензиями на исполнение музыкальных произведений.

При исследовании феномена информации принято использовать системный подход. В опоре на эту методологию исследователь сущности информации И. Н. Кузнецов [69] предлагает следующую классификацию: а) по предназначению (массовая, специальная); б) по форме представления (текстовая, графическая); в) по способу восприятия (в зависимости от типа воспринимающих рецепторов человека: визуальная, аудиальная, тактильная и т.д.). Многогранна классификация информации по форме её представления. Здесь количество различных типов источников представлено достаточно широко: текстовые (монографии, научные труды, периодические издания, информационные бюллетени, конспекты и т. д.); графические (иллюстрации, портреты, схемы, и т. п.); электронные .

С понятием «информация» тесно связано понятие «алгоритм». Довольно часто информацию понимают как некий конечный результат, определённый набор сведений, но это лишь одна из сторон этого понятия. Сам алгоритм может служить неким информационным источником для исследователя, уже в нём, в определённом порядке действий, заключается набор информации, которая в конечном результате, в своей совокупности приводит к возникновению нового сведения.

Таким образом, сегодня говорить об информации возможно в двух направлениях - техническом и философском. В рамках первого информация понимается и исследуется с позиции точных наук, что позволяет вводить количественные измерения информации, развивать связанные с этими измерениями технологии передачи данных и вычислительных операций. В философском аспекте информация рассматривается как универсальное явление, включающее в свою структуру смысловой компонент. Это способствует

Электронный вид позволяет консолидировать различные типы информационных источников, а также вносить в них дополнительные медиаобъекты, способствующие восприятию заложенной информации в более полном объёме.

Алгоритм - точное предписание к совершению определённой последовательности действий для достижения поставленной цели. распространению теории информации на более широкий спектр явлений природы и общества. В рамках философского подхода стало возможным возникновение кибернетики и других наук, рассматривающих информацию как одно из свойств материи.

Исходя из множественности видов информации, можно сделать предположение о существовании музыкальной информации и её взаимодействии в виде музыкально-информационных процессов. Тогда под музыкальной информацией следует понимать совокупность информационных источников, характеризующих музыкальное искусство.

Современные системы хранения музыкальной информации

Традиционная поисковая система работы библиотеки предусматривает наличие справочно-библиографического аппарата библиотеки, который, в свою очередь, является средством раскрытия содержания фонда библиотеки и оказания помощи пользователям в подборе документов.

В состав справочно-библиографического аппарата входят система библиотечных каталогов и картотек [136]. Система каталогов отражает библиотечный книжный фонд в разных аспектах. Каталоги бывают карточные (традиционные) и электронные (машиночитаемые). Таким образом, библиотечный каталог, представленный в карточном виде, можно условно назвать традиционной системой работы поисковой системы. Поиск в такой системе можно осуществить в порядке отбора записей в алфавитном расположении фамилий авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов.

Современные системы хранения музыкальной информации ориентированы на представление источников в электронном виде, а также на автоматизацию своих процессов - каталогизации и поиска документов, когда путём внедрения АИБС решается ряд важных задач: a) устранение рутинных ручных операций, неизбежных при обработке информации; b) существенное ускорение процессов обработки и преобразование данных; c) повышение точности учётных и отчётных данных; 20 о Здесь имеются ввиду преимущества внедрения электронного каталога и автоматизированных информационно-библиотечных систем. d) расширение возможностей организации и разностороннего использования информационных ресурсов; e) высвобождение времени работников для решения задач сервисного обслуживания читателей или задач иного рода.

К таким системам относятся электронные нотницы и медиатеки. Следует отметить, что в настоящее время подобные формы находятся на стадии начального формирования и предварительного наполнения содержанием. Это вызвано рядом причин: во-первых, это информационная специфичность баз данных электронных нотниц и медиатек, во-вторых, не разработаны унифицированные принципы сбора, обработки и хранения источников музыкальной информации, и, наконец, не выработан правовой фундамент для предоставления доступа к материалам подобных фондов.

Возникновение электронных нотниц и медиатек связано с тем, что параллельно с развитием традиционного книгоиздания всё ярче проявляют себя процессы формирования фондов электронных документов [88]. На практике, в частности, в образовательном процессе это выражается в организации централизованных комплексных электронно-библиотечных систем (далее -ЭБС). Поскольку этот термин в основном используется применительно к базам данных образовательных электронных ресурсов, то очевидна спаянность между фондами ЭБС и информационной деятельностью библиотек учебных заведений.

Между тем, сфера потенциальных пользователей ресурсами фонда электронных документов значительно шире, она не ограничивается кругом обучающихся в учебном заведении. В сфере музыкального искусства в неё включены музыканты-исполнители, использующие электронные нотные партитуры в концертной практике.

Электронные нотницы содержат в своих фондах ноты, представленные в электронном виде. Как правило, эти документы являют собой файл оригинал 47 макета издания, либо сканированные изображения с бумажного носителя, поэтому для их трансляции необходимы определённые устройства.

Можно заметить, что среди зарубежных музыкальных коллективов, включение в свою деятельность электронных партитур и технических средств для отображения нотного текста становится рядовым явлением. Некоторые европейские симфонические оркестры переходят на чтение нотного текста не с традиционной печатной партитуры, а с экрана планшетного компьютера. К примеру, симфонический оркестр Брюссельской филармонии уже не один сезон анонсирует программы, применяя в своей практике эту новую технологию. Существуют разные, подчас диаметрально противоположные мнения насчёт чтения нот в электронном виде с панели планшета. Противники указывают на зависимость от энергоресурсов, мелкий размер нотного текста, невозможность внесения пометок, наконец, обезличивание самого процесса вневременного контакта музыканта с композитором. Между тем, большинство проблем технического характера уже решены, либо находятся на стадии осуществления в новых версиях программного и аппаратного обеспечения, а позитивные моменты находят отклик у сторонников данной технологии. Среди прочих - удобство перелистывания партитуры посредством нажатия на педаль, приспособленность к чтению в условиях малой освещённости, возможность хранения и транспортировки большого объёма нотного текста на небольшом по габаритам хранителе.

Если техническая сторона вопроса в плане средств для отображения нотного текста является достаточно развитой, то проблемы содержательного плана, а также условий предоставления доступа непосредственно к электронным партитурам находится на стадии формирования. Организация электронной нотницы связана не только с областью музыкальной практики, этот процесс затрагивает сферу библиотечного и архивного дела, а также относящиеся к ним, вопросы авторского права. Таким образом, проблемы, с которыми придётся столкнуться в ходе организации подобного проекта, соотносятся с этими областями.

Обычно в нотно-музыкальных библиотеках электронные коллекции, которые могут служить основой для электронной нотницы, формируются внутри какой-либо АИБС. Такой выбор подсказан, с одной стороны, отчасти приспособленной инфраструктурой для электронного архива, с другой -готовой оболочкой поисковой системы, отображаемой в виде электронного каталога. Ряд удобств в пользовании таким каталогом трудно отрицать - это и простой поиск по ключевым словам, словосочетаниям с использованием логических (булевых ) операторов, и расширенный поиск с указанием определённой области заданных параметров. Сложно отказаться от подобной отлаженной работы программы, поскольку в противном случае потребуется формирование собственной базы данных, а также интерфейса информационно-поисковой системы.

Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются представители библиотек музыкальных учебных заведений при формировании нотных коллекций в электронном виде. В первую очередь, это проблема авторского права. Поскольку в большинстве случаев библиотеки не заключают договоров правового характера с композиторами либо их правопреемниками, то деятельность по оцифровке и сохранению нот в электронном виде не может быть правомерной.

Традиционные способы поиска музыкальной информации

На рубеже XX - XXI вв. в науке сформировалось методологическое направление, которое акцентировало информационный характер между существующими в природе взаимосвязями. Новый фундаментальный метод научного познания получил название «информационный подход». Данный приём принято рассматривать как сложную систему «процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. На каждом этапе этих процессов информация претерпевает определённые видоизменения, происходит её кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия» [127, с. 155]. Таким образом, при изучении каких-либо процессов в природе или социуме определение информационных аспектов этих явлений становится ключом к исследованию их состояния и развития.

Искусство с точки зрения информационного подхода рассматривается как специфическая форма передачи особого рода информации и представляет собой совокупность способов организации, хранения и трансляции такой информации. Закономерно, что подобные рационалистические веяния нашли своё отражение практически во всех видах искусства. Так, рационализм в архитектуре, возникнув в виде идейного движения в 20-е годы XX века, с присущими ему чертами строгих конструкций, следованию точным геометрическим формам и единству архитектурной формы представлен в первую очередь именами Шарля Ле Корбузье, чей проект под названием «Дом-Ино» явился отправной точкой для будущего проектирования каркасных зданий, Вальтера Гропиуса, основателя немецкой школы архитектурного функционализма, а также Геррита Ритвельда, выдвинувшего в дизайне на первый план пространственную геометрию. В живописи рационалистические тенденции стимулировали появление новых направлений, среди которых наиболее показательным является кубизм. По выражению Н. Дмитриевой, кубизм стремился объединить философско-художественную и научную истины и предстал как «безличная стилевая система» [49, с. 23]. Живопись в понимании кубистов является не чистым чувственным удовольствием, но своего рода, познавательной деятельностью в специфической форме.

В музыкальной науке информационный подход наследовал и вобрал в себя ряд существовавших ранее методов изучения музыкального произведения. Прежде всего, это так называемые точные методы исследования, акустические методы и музыкальная семиотика. В обобщенном смысле любые способы изучения музыкального произведения, начиная с учения Гуго Римана, по существу являются информационными, поскольку извлекают новые сведения. Однако существуют необходимые и неотъемлемые специальные атрибуты информационного подхода.

Информационный подход всегда прилагается к некоторому тексту. Таким образом, наличие текста есть исходный атрибут информационного подхода. Текст должен быть сегментирован на ограниченный ряд повторяющихся знаков. Наконец, должен использоваться некоторый алгоритм присвоения музыкальным знаковым структурам новых смыслов. Такие феномены как текст, знак, алгоритм связывают информационный подход с историческим опытом изучения музыкальных явлений и, прежде всего, музыкального произведения. В музыкальном искусстве XX века рационалистические установки оказали влияние на усиление в композиторском творчестве и его изучении процессов строгих математических расчётов, на формирование новых школ. Пожалуй, наиболее ярким примером может явиться нововенская композиторская школа и метод сочинения музыки, изобретенный Арнольдом Шенбергом. Серия из двенадцати неповторяющихся звуков, взятая в четырех основных вариантах, следовала арифметическим, а затем и геометрическим («магический квадрат» Шёнберга) законам.

Позднее принцип заранее обусловленной организации музыки, базирующийся на математических закономерностях, получил своё развитие в послевоенные годы в творчестве Оливье Мессиана, Карлхайнца Штокхаузена, Пьера Булеза, Яниса Ксенакиса и других композиторов. Метод, получивший название «сериализм», в своей основе предполагает выстраивание в систему всех параметров музыкального языка: звуковысотности, ритмической организации, динамических и артикуляционных приёмов. В тотально организованном произведении должны быть одновременно использованы серии: высот (что имеет место в додекафонии), длительностей, степеней громкости, артикуляции, темпов и агогики, тембров. Сериализм, по мысли его сторонников, обеспечивает «высший порядок» в музыкальном произведении, опирающийся на строгую логику и абсолютную рациональность. Додекафония не стала ни идейно-художественной системой, ни стилевым направлением прежде всего потому, что она «есть композиционно-технический метод, применимый в рамках различных концепций образного содержания, в новых условиях гармонии XX века развивающий один из путей традиционного контрапункта, сомкнувшийся с рядом закономерностей позднеромантической гармонии - модальностью, полиладовостью, ДКЭ, интонационной индивидуализацией гармонической вертикали» [142, с. 317]. Между тем музыкальное произведение несёт в себе множество подвижных, изменчивых смыслов, которые подлежат восприятию, воссозданию, трансформации и превращению уже в сознании слушателя.

Программы глубинного анализа текста

Успешность поисковой деятельности музыканта во многом зависит от его видения проблемы, от способности формулировать цель и ставить определённые задачи. Выясняется, что на начальном этапе своей научно-поисковой деятельности, на момент, когда тема только приобретает общий контур, поиск необходимой литературы ведётся, как правило, на интуитивном уровне. Умение адекватно формулировать запрос на поиск информации по избранной теме ещё не сформировано. Это связано с тем, что сам исследователь не может максимально полно и точно обозначить свою потребность в информации из тех областей научной проблематики, которые будут составлять предмет его изучения. Поиск информации предполагает предельную ясность проблемы и концепции исследования, что, как правило, отсутствует на начальной стадии работы.

Успех организации поисковой деятельности во многом связан с владением как традиционными, так и современными инструментами поиска. Необходимо знание принципов организации информационных массивов в нотно-музыкальных библиотеках, а также понимание технологии работы с поисковыми системами библиотек и сети Интернет. Экспериментальным путём выяснилось, что владение методологией поиска позволяет изменить одновекторную направленность поисковой деятельности и, таким образом, трансформировать характер поиска информации от случайно-эмпирического к системному. Итеративность данного метода выражена в выстраивании циклической модели поисковой деятельности. Было отмечено, что применяемая сегодня структура поиска музыкальной информации по существу лишь оптимизирует традиционную поисковую операцию, оставляя логику действий прежней.

Одним из вариантов решения этой проблемы может являться самостоятельная работа музыканта-исследователя с включением в неё дополнительных инструментов поиска - компьютерных программ анализа текста, подобным TextAnalyst. Исследование возможностей программы глубинного анализа текстов показало наличие потенциала более детального рассмотрения текста и проникновения в его структуру. Вместе с тем, выявляется вероятность анализа крупных массивов музыкальной информации по определённой тематике, представленных в электронном виде. Средствами программы обнаруживается пласт значений, семантически связанных друг с другом, либо наиболее часто употребляемых в тексте. На основе анализа можно сформулировать определённые выводы по смысловому информационному содержанию источника или корпуса текстов по данной проблеме.

В таком случае пользователь, во-первых, приобретает навыки работы с компьютерными инструментами поиска, во-вторых, получает возможность анализировать массивы текста на предмет наличия явных и скрытых, прямых и косвенных ключевых слов и словосочетаний, тем самым, восполняя недостатки в системе поиска информации по своей проблеме. Становится возможным при помощи технологий глубинного анализа текста определить наличие скрытых взаимосвязанных предметных областей внутри исходной темы. Исследователь задействует технологию аналитического описания структуры исследовательской проблемы средствами программы глубинного анализа текста. Появляется новый способ формирования запроса на поиск информации.

Следует подчеркнуть, что включение подобной ассистирующей технологии позволяет учитывать не только заданное ключевое слово, но и ряд смежных слов и словосочетаний, связанных с ним по смыслу, которые в своей совокупности образуют информационные ключевые поля. В этом случае уровнем определения меры близости между информационными источниками является количество совпадений по данным полям. Следовательно, чем больше совпадений, тем источники ближе друг к другу по тематическому содержанию. В конечном, идеальном состоянии ключевое семантическое поле по своей структуре может представлять некий сжатый формальный субстрат проблемы, исходной для поиска музыкальной информации.

Обобщая изложенное выше, можно сформулировать следующие утверждения: поиск информации представляет собой целенаправленную, упорядоченную аналитическую деятельность; в связи со спецификой музыкальной информации более перспективным представляется поиск по структуре музыковедческой проблемы; при формировании запроса на поиск информации пользователем задаются ключевые слова и словосочетания в соответствии со структурой проблемы; область ключевых значений может быть определена пользователем при помощи дополнительных программных продуктов глубинного анализа текста. Совокупность таких слов образует семантическое поле ключевых значений для информационного поиска, которое определяет контекстную область исследования.

В данной работе обращение к современным информационным технологиям было ограничено темой поиска информации. Дальнейшее изучение современных способов обработки текстовой информации в музыкознании открывает перспективные горизонты исследований в музыкальной науке: от поиска информации к аналитическим технологиям обработки текста в деятельности музыковеда.