Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Симфония в системе жанров симфонической музыки Молдовы Аксенов, Владимир Вячеславович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аксенов, Владимир Вячеславович. Симфония в системе жанров симфонической музыки Молдовы : автореферат дис. ... доктора искусствовед. : 17.00.02 / Моск. гос. консерватория.- Москва, 1992.- 37 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/1123-3

Введение к работе

Актуальность темы. Концертные жанры и прежде всего жанры симфонической и камерной инструментальной музыки представлены в Молдове большим количеством произведений. По их состоянию можно судить о направленности и результатах композиторского творчества в республике. Историческая эволюция симфонии запечатлевает пенящиеся ориентиры композиторов в сфере выразительных средств и (горм (особенно циклических) музыки. Именно в симфонических произведениях с наибольшей отчетливостью выявились разные под-

коды молдаваких авторов к проблемам пространственно-временной организации музикального целого, к вопросам оркестрового письма, тембровой драматургии. Симфоническое творчество в Молдове демонстрирует разнообразные возможности взаимодействия универсальных (общеевропейских) и региональных, местных музыкальных традиций. В симфонических произведениях молдавских авторов очевиден широкий диапазон принципов композиторокого претворения фольклора: от цитирования народных мелодии и имитирования звучания народных инструментов до глубокого ассимилирования фольклорных элементов и их трансформирования в новом контексте симфонических сочинений.

О оимфонической музыке Молдовы уже написаны немногочисленные диссертационные исследования, монографии, научные статьи. Вое ка в картине искусствоведческого оомысления симфонии в Молдове еще имеется немало "белых пятен". Более тщательного изучения требуют особенности исторического развития этого жанра. Не произведена систематизация жанров симфонической музыки, разновидностей симфонии в республике. Не ставился опециалыго вопрос о жанровой атрибуции сочинений, в которых соединились признаки нескольких жанров симфонической музыки. То же относится и к опусам, названным авторами симфониями, но вобравшими свойства иных жанровых ферм. Имеются лакуны и на уровне первичного осмысления образного мира и композиционной структуры отдельных сочинений.

Цели данной работы обусловлены стремлением охарактеризовать этапы исторического развития симфонии в контекоте эволюции симфонической музыки в Молдове, определить критерии исследовательской атрибуции симфонических произведений, многосоставных в жанровом отношении, и прежде всего - сочинений, именуемых симфониями, но ш существу объединивших признаки симфонии и иных жанров, выявить и дифференцировать основные разновидности жанра симфонии в Молдове, показать в процесса анализа симфонических сочинении композиторов республики спектр конкретных трактовок ими некоторых общих закономерностей жанри симфонии в XX веке.

лбт,ект и предмет исоледоваїшя. Из полусотий симфоний, на-писанных композиторами республики к началу 90-х гг., в диоовр-тапиоцчуга работу вошел анализ' тридцати семи произведэний данного жанра. Кроме того, изучено свыше ста сочинений, относящихся к другим жанрам симфонической музыки (симфонические увертюры, поэмы, рапсодии, сюиты, симФонивтін и др.), упоминаемых либо характеризуемых в диссертации. Проанализированные произведения представлены в работе с разной степенью подробности. Акценты расставлялись с учетом не только худнкботванйцх достоинств сочинений, но и репрезентативности последних по отношению к показательным тенденциям развития ханра симфонии.

Автор не претендует на освещение всего круга вопросов, связанных с взаимодействием качрпв симфонической музыки в Молдове. В сизтоме жанров симфонической" музыки акцентируются только то элементы и связи, которые существенны для симфонии. Сравнительные характеристики судеб спмФппии л иных жанров музыки Молдовы, а так;:е последней и других регионов производятся по мере необходимости с целью уяснения соотношения общих и специфических для симфоний композиторов республики творческих тенденций. В процессе анализа произведений основное внимание удалено их ком-позинионному уровню, наиболее репрезентативному по отношению к жанровой Фирме. В меньшей мере затрагиваются синтакоичоский и фонический уровни музыкального целого, хотя изучение музыкально-выразительных средств, принципов их отбора и сочетания представляет исследовательски]'} пнторео. Названные и другие вопросы могли бы стать проблемной основой самостоятельных научных трудов, нами J?e они затрагиваются в той степени, в какой способствуют регаегатю главной задачи данной работы - рассмотрению исторической эволюции и типологических разновидностей симфонии

в Молдове.

Методологической и методической основой диссертационного

исследования являются труды эстетиков и искусствоведов, выра-
бптавппх критерии пол^пда к реалиям симфонической музыки. Это
прохде всего работы, посвященные сипфппичоскому методу, му-

зыкальной логике, композиции, драматургии в инструментальной і музыке. Ключевую роль в формировании положений данного иосле до-пения сыграло сопоставление разных точек зрения на пронесе клас-

оификации и систематизации разновидностей жанра ошфонии. Нам наиболее близка предложенная М.Г.Аранпвским дифференциация произведений, тяготеющих к канону жанра симфонии либо осуществля-щих "обновление в рачках канона" и "поиски альтернативи канону". Альтернативные решения достигаются чаще всего через ассимиляцию симфонией признаков других жанров инструментальной (концерт, камерный ансамбль.симфоническая поэма) и вокальной музики (кантата, вокальній камерный цикл). Изучение таких тенденций невозможно без опори на труды, освещающие суащость и функции музикальних жанров, взаимодействие музики и других видов искуоотва (особенно литературы). Автор данной работы не мо-хвт согласиться с позициями некоторых'литературоведов и культурологов, писавших о надуманности »;анровой атрибуции явлений искусства (Б.Крочо, П.Ван-Тигем, Х.Мешоннпк),либо подавлявших понятие "жанр" понятием "произведение" (так, Я.Ьльсберг по существу отождествлял литературіше произведения и "индивидуальные жанровые формы").

В методологическом.отношении для нас важны концепции, согласно которым произведение и канр соотносятся между собой как данность и тип, конкретное явление и обобщение, выведенное из теоретического оомисле!іия творческой практики, труды, в которых жанр трактуется как инструмент исследовательской классификации художественных реалий. В данной работе анализ симфонии, ее разновидностей, их связей о другими элементами системы жанров симфонической музыки проводится на основе комплексного, многоаспектного подхода к жанрам, наиболее полно разработанного в литературоведении (П.Хорнадн, Г.Поспелов, Л.Чернец, И.Кузь-мичев), предполагающего, с одной стороны, историко-культурные исследовательские "реставрации" отдельных канров, жанровых групп, систем, и, с другой стороны, проведение научных изысканий теоретической направленности, призванных выявить жанровую специфику анализируемых произведений, соотношение типичео-кого и индивидуального на уровнях канроной формы и содержания,

обнаружить явные и скрытые внутри- и иежкакровые связи.

Совмещение музпкально-историчнокого и теоретического подходов к оимфоничеспму тнорчеотву композиторов Молдовы сказалось на структуре дисоертационшій работы: отбор и систематизация фактов,иотприи формирования оимфоничаокой традиции, карак-і

тористика этапов эволюции симфонии в Молдове (I глава), анализ показательных производили?', демонстрирующих разные трактовки жанра симфонии (17 глава), сочетается с обоснованием наиболее целесообразных, на чаш взгляд, исследовательских подходов к явлениям симфоническое музыки Ш,Ш главы). Четыре главы диссертации обрамлены вступительным л заключительным разделами. ЇІрило-ллчие вклтаот нотные примеры, примечания, список литературы. Материал и проблемный ракурс диссертационного исследования определяют его научную новизну,. Впервые применен комплексны?! исторішо-тооретяческиіі подход ко всему массиву СИМфОНИЛ, созданных в разное время гга территории Молдовы, осуществлена попытка реконструкция исторического развития симфонии в республике от истоков лл начала 90-х гг. XX в. При этом введены в на-учнніі оборот результаты анализа ряда симфонических производз-imil, не рассматривавшихся в музыковедческой литературе, а такте по новому освещены отдельные симфонии, уко имевшие научно-критическую интерпретацию. В работу включены некоторые, остававшиеся в тони, (Такты истории музыкальной культуры, призванные документировать процесс становления симфонической градация в крае, почерпнутые из местной периодической печати XIX - пар-во:і трети XX вв., а такко из малодоступных, давно изданных трудов румынских музчковпдов п историков. История симфонии в республике рассматривается в контексте других уачрпв оимфлничоо-кпн (пире, концертной) музики, выявляются меняющиеся функции оо в системе названных кэнрпв. На осново выработанных критериев периодизации истории сш.сТошіп в республике охарактеризованы печенные этапы эволюции отого аанра.

Ц работе впервые аргументированы принципы атрибуции типологических разновидностей уаира симфльии в Молдове. Соотнесены авторские (композиторские) и исследовательские результаты уячропон атрибуции избранных симфонических произведешь!. Показан процесс поиска приемлемых критериев классификации разновид-.постої симфонии на пути пррэсечония классификационных рядов, імомчіхсл в теоретических неслодовачпях проблем уа.чра, рода а стиля. ГИесчопана методика длперпчітяшітт основных раэновидпо-0ТР:-< v-ni:pn симфонии в зап'їспмостп от силы влияния на него других ючроччх ;т«рм. Для обозначения актуальных тенденция канро-пбга?ооп'Г'я (по лчадогніт с типологически близкими явлениями

формо- и стилеобразования) введены рабочие понятия "свободно-смешанный канр" и '"полюсы жанрового притяжения".

Материалы диссертации могут найти практическое применение в вузовских учебных курсах современной музыки, анализа музыкальных произведений, истории молдавской музыки, а также в научных исследованиях, посвященных теоретическим проблемам музыкальных жанров, отношениям музыкального фольклора и комдазитор-окого творчества, истории и современности симфонической музыки.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации апробировались на межреспубликанских научно-теоретических конференциях "Композитор и фольклор" (Кишинев, 1981), "К 100-летию со дня рождения Б.В.Асафьева" (Кишинев, 1984), на всесоюзной музыковедческой конференции "40-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне" (Мооква, 19853), ва расширенном пленуме Всесоюзной комиссии m музыкознанию и музыкальной критике (Москва, 1985), на пленарном заоедании Всесоюзной комиссии симфонической мушки Щиев, 1986), на пленарном заседании Всесоюзной комиссии камерной музыки (Ташкент, 1986), на республиканской научно-практической конференции "Миривоззренчес- -кая и профессиональная подготовка оту денна в творчеоком вузе" (Кишинев, 1986), на сессии проблемного совета "Культура молдавского народа" при АН Молдовы (1987), на ХУ пленуме правления СКМ (1987), на пленарном заседании Всесоюзной комиссии симфонической музыки (Минск, 1988), на матодологическом семинаре ОЭиИ АН Молдовы (1988), на академичеокой иокуоотвоиедчео-кой конференции "Взаимодействие и синтез иокуоотв" (Кишинев, 1989), в выступлении в дискуссии на УП оьезде СКМ (1990). Основные положения диссертации вошли в опубликованные монографию, научные статьи, методические разработки и рекомендации для студентов консерватории по учебным курсам "история молдавской музыки", "современная музыка", "анализ музыкальных произведений". Материалы диссертации обсуждались в отделе музыковедения АН Молдовы, кафедре истории музыки Молдавокой государственной консерватории имени Г.Музическу, кафедре твори музыки Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.