Введение к работе
Актуальность исследования. В последние десятилетия историческое музыкознание особенно активно преодолевало стереотипы, доставшиеся в наследство от XIX века, - с одной стороны, культ "великих мастеров" и их шедевров, с другой стороны - теорию прогресса. Новые тенденции, привлекшие внимание к широкому кругу "фоновых" явлений, не только заново открывают забытые имена, но и заставляют по-ноЕсму взглянуть на те фигуры, интерес к которым никогда не ослабевал.
Предлагаемая работа посвящена симфониям Шумана, которые, с одной стороны, хорошо известны и тщательно изучены, с другой -оСременены грузом противоречивых оценок и исторических предубеждений.. К середине XX века, получив ярлык "второго ряда" как в контексте творчества композитора, так и в истории жанра, шумановские симфонии стали нуждаться в "оправдании", в защите от равнодушия и пренебрежения. Процесс "восстановления в правах" заметен в западной литературе- '.'0-х -80-х годов: наряду с источниковедческой работой (исследования Л.Гезнер, дж.<1инсона) происходило нереосмьіслеіше места симфоний Шумана в историческом процессе (М.Штрук, Э.Ныоком).
В отечественном музыкознании современная оценка симфоний Шумана зьучит лишь в отдельных статьях, как, например, очерк Н.С.Николаевой в книго "Музыка Австрии и Германии XIX века" (ч.Х). В дішіой диссертации шумановские симфонии впервые стали объектом специального рассмотрения. Недостаточность материалов на русском языке определила то большое место, которое уделено каждой из четырех симфоний, а также "Увертюре, скерцо и фина-
- 4 -лу" - понадобилось некоторое уточнение фактологии и отдельных аспектов анализа. Шумановские симфонии предстают, с одной сторона, в контексте своих специфических закономерностей, обусловленных индивидуальностью ярчайиего романтического художника, а с другой - как средоточие более общих проблем симфонизма, жанра симфонии и классических форм в романтическую эпоху. Существенно новим такне является развертывание исторической перспективы симфоний Шумана: понятие жизни художественного произведения, введенное в диссертации, помогает проследить как историю восприятия шумановских симфоний, так и процесс их воздействия на более поздние явления - главным образом, в русской музыке. При этом освещение некоторых произведений Бородина, Чайковского и Глазунова через призму "шумановского" способствует раскрытию их сгое -образия.
Целью исследования было представить симфонии Шумана как единый, оргаїшчно развивающийся мир, находящийся не на периферии, а в центре.устремлений композитора. Также сделана попытка освободить эти произведения от накопившихся за многие десятилетия предрассудков и продемонстрировать их сильный художественный, потенциал на примере влияния, оказанного па русскую музыку.
Практическая ценность работа. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах истории как зарубежной, так и русской музыки, а такяз в курсах анализа музыкальных прзизве-дений.-инструментезки, в работе дирижеров симфонического оркестра.
Наблюдения и выводи, содержащиеся з диссертации, могут способствовать дальнейшему изучению проблем классических канроп в эпоху романтизма', а такте создания; единой картины процессов развития западноевропейской и русской музыки.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории и была рекомендована к защите. Основное содержание работы отражено в трех публикациях и в докладе на конференции Королевского Музикального Общества Великобритании (Лондон, 1994г.).
Объец н структура диссертации. Лиссертация насчитывает страниц машинописного текста, включающего введение, две глави, заключение и список литературы. Приловешіа содер"сит 19 нотных примеров и другие вспомогательные маториалі.