Введение к работе
^,,,-, ,"
Актуальность темы исследования. Культура XX столетия, в том числе - культура музыкальная, пестра и многолика по своим тенденциям и направлениям. В преддверии третьего тысячелетия художественное сознание активно стремится к синтезу прошлого и настоящего, локального и вечного. Современную ситуацию, подобно ситуации начала века, отличает особое понимание истории как полифонического общения, диалога многих эпох и разных культур. Именно поэтому проблема взаимосвязи художественного текста и историко-культурного контекста является одной из кардинальных в музыковедении сегодня.
Творчество А.Шнитке, одного из выдающихся советских композиторов, может рассматриваться в виде своеобычной партитуры, по которой "читаются" интонации, образы и символы современной культуры. Автор обращается к таким масштабно-философским концепциям, как судьбы человечества, культуры и музыки, сохранение красоты и расширение духовности, поиск новой гармонии между личностью и макромиром. Симфоническое наследие А.Шнитке, сложное, внутренне динамичное, постоянно вызывающее острые дискуссии, представляет значительный интерес как в художественном, так и в научном отношениях. В последнее десятилетие оно служит объектом пристального внимания музыковедов, по сути, только начинает осваиваться. Всем сказанным и определяется значение темы работы.
Предметом исследования избран тип симфонической концепции А.Шнитке, рассматриваемый как одно из оригинальных и в то же время показательных явлений современной художественной культуры. Актуальной и сильной стороной гуманистических концепций Шнитке выступает идея диалога и синтеза культур. Наиболее яркое претворение она находит в четырех симфониях композитора,
которые и становятся основным материалом для анализа. (К моменту завершения диссертация стало известно о сочинении У симфонии, исполнение которой еще не было осуществлено). Произведения мастера, написанные в иных жанрах, как и многие сочинения других авторов, также привлекаются для сравнения и подтверждения основних выводов работы.
Цель исследования состоит в изучении семантики музыки А.Шнитке, в построении некой модели художественного мира его произведений. Этой цели соответствует круг основных задач работы: представление концепционных вариантов симфоний композитора как отражения стиля эпохи; характеристика анализируемых произведений с точки зрения воплощения в них картины мира; выведение закономерного соотношения структуры и смысла в выделенных типах симфоний; трактовка симфонического жанра и цикла в рамках двух противоположных текстообразующих подходов; изучение специфики пространственно-временной организации, музыкальной поэтики, драматургии в симфониях, а также языковых средств, взятых в их семантической интерпретации.
Объем поставленных задач и их комплексное решение потребовали сочетания различных методов исследования - культурологического, системного, структурно-типологического. В процессе работы над диссертацией были использованы важнейшие положения не только современного музыкознания, но и смежных с ним наук - ллте-ратуро- и искусствоведения, семиотики, лингвистики, структуральной поэтики, теории кино и теории мифа.
Научная новизна работы заключается в попытке обосновать мировоззренческую, эстетико-стилевую сущность симфонического творчества А.Шнитке в аспекте индивидуальной синтезирующей идеи автора. Выделяются две концептуальные линии его симфонизма - "па-
нсршлная" и "пассионно-сюжетная", исследуемые б области как содержания, так и формы. Стремлением вкявить единство стиля художника на уровне глубинных принципов структурирования музыкального содержания обусловлено включение в аналитический обиход категории "картины мира" и "хронотопа" (термин і«і.Бахтина). Применительно к симфоническому творчеству А.шнитке они разрабатываются впервые. В целях обнаружения специфики звукосмысловых процессов у композитора вводится и обосновывается понятие символико-метафорическоіі поэтики. В работе эскизно освещается вопрос типологии воплощаемых в искусстве картин мира.
Практическая ценность исследования состоит в том, что его выводы могут способствовать пониманию ряда общих принципов современного художественного мышления, проблемы канонического и индивидуального в современной музыке. Наблюдения, полученные в ходе культурологического и семантического изучения симфонии л.Шнит-ке, позволяют расширить представление о внутренних механизмах смены жанрово-стилистических и языковых установок в творчестве других композиторов XX века - советских и зарубежных, материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах консерваторий.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях сектора Истории музыки народов СССР Bt-EUl искусствознания, ье результаты апробированы в выступлениях на научных конференциях в Москве, Горьком, Свердловске. Некоторые положения исследования докладывались на научно-теоретической конференции X фестиваля "Современная музыка", посвященного творчеству А. ынитке (г.Горький, март 19Ь9 г.). Материалы диссертации включены автором б лекции и практические занятия по курсу анали-
за музыкальных произведений в Уральской консерватории. Основное содержание работы освешено в публикациях.
Избранный аспект и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения. Она снабжена также списком литературы и двумя приложениями, включающими дополнительный материал к основному тексту (К I) и нотные примеры, таблицы, схемы (Я 2).