Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русско-болгарские музыкальные взаимосвязи на примерефортепианного концерта Вечева, Анна Моис

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вечева, Анна Моис. Русско-болгарские музыкальные взаимосвязи на примерефортепианного концерта : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1990.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Значение жанра концерта в музыке XX века постоянно возрастает. Подтверждение тому нахо -ддм как в интенсивности ого исторической эволюции, так и в активно идущих процессах взаимодействия с другими жанрами /симфонией, камерной музыкой, а также с музыкально-сценичес -кой сферой/.

Среди всех разновидностей жанра, главенствующее место по праву принадлежит концерту для фортепиано с оркестром. Проходя через столетия, фортепианный концерт сохраняет не только приметы конкретного исторического этапа, но и акку -мулнрует характерные для каждой эпохи черты пианизма. Он, как правило, является сферой поисков и экспериментов, где осущзствляется активный процесс стилевого обновления. Здесь, думается, в значительной степени,сосредотачиваются стилеоб -разующие поиски в развитии фортепианной музыки, направленные к овладению новыми выразительными средствами. Поэтому, форте -пианный концерт справедливо можно сравнить с самым чутким баро -метром, отражающим исторические изменения и достижения как фортепианного творчества и исполнительства, так и инструмен -тальной музыки в целом.

Изучение фортепианного концерта дает возможность с одной стороны посмотреть на эволюцию основных стилистических тенден -ций фортепианной музыки в ее естественном движении, а с дру -гой - изучить особенности пианизма XX века, с вытекающими из них исполнительскими проблемами.

В настоящей работе делается попытка выявить наиболее оу -щественнне тенденции и самобытные черты фортепианного концвр -та на примере крупных достижений в двух близких культурах -

- 2 -- болгарской и советской - в контексте их взаимовлияний и творческого обмена. В связи с этим, освещается развитие рус -скотболгарских взаимоотношений в историческом плане и прос -доживаются позитивные результаты культурного взаимообогаще -ния между ними.

В развитии самого фортепианного концерта эти контакты реализуются достаточно разнообразно. Они могут проявиться в известной близости, а иногда и в параллельности жанровых ис -каний композиторов, работающих независимо друг от друга. Так, например, в советской и болгарской музыке 30-х годов были соз -даны сочинения со сходной художественной платформой /Фортепиан -най концерт А.Хачатуряна - 1936 г. и Третий фортепианный кон -церт П.Владигерова - 1937 г./, а в 60-е - 70-е годы в значите -льной степени общая эстетическая направленность характеризует творческий поиск Б.Элиезера и А.Эшпая /тенденция совмещения в рамках филармонических жанров принципов фольклора и джаза/. Взаимные контакты могут повлиять на возникновение сходной сти -диетической ориентации между концертными произведениями композиторов обеих стран, и сказаться на эволюционных процессах, объединяющих художников различных национальностей. Такая логи -ческая /а также хронологическая/ связь намечается, например, между фортепианными концертами Р.Щедрина и Г.Минчева. Тради -ции инструментального "театра представления" Первого фортепиан -ного концерта Д.Еостаковича подхватывает спустя сорок лет "Днвертттменго-концертанте" А.Танева /по сущестзу фортепианный концерт/.

Естественно, не все сочинения данного жанра являются ре -зулътатом подобного общения. Однако проблемы, которые стоят в к&шем столетии перед советским и болгарским концертами имеют

многие точки соприкосновения, что и стало объектом нашего ис -следования.

Отсутствие обобщающих и сравнительных работ, выявляющих общие и различные жанровые признаки при сопоставлении совете -кого и болгарского фортепианных концертов, определяет необхо -димость данного исследования и обуславливает актуальность ра -боты.

Цели и задачи диссертации касаются эволюции жанра в обеих культурах. К ним относятся следующие:

проследить возникновение жанра, социальные и художествен -ны* предпосылки его развития;

выявить основные жанровые признаки фортепианного концерта, на примере которых становятся очевидными общие стилистические тенденции развития болгарских и советских сочинений, а также и некоторые различия между ними;

показать место фортепианного концерта в системе жанров сов -ременной фортепианной иузыки и его значение для эволюции фор -тепианного творчества и исполнительства XX века;

охарактеризовать новые проблемы исполнения и фортепианного музицирования, которые ставит современный фортепианный кон -церт перед пианистом.

Научная новизна. Данная работа представляет собой первое исследование, посвященное проблемам болгарского в советского фортепианного концертов в их сравнительном сопоставлении;

в диссертации намечаются общие тенденции развития данного жанра в обеих культурах;

выявляются единые проблемы, касающиеся эволюции как совете -ких, так ж болгарских сочинений;

-рассматриваются параллельные ярения в эволюции жанра в двух

- 4 -культурах, возникшие независимо, и одновременно с этим изу -чается их, сугубо индивидуальное развитие на национальной почве;

- ставятся на обсуждение конкретные исполнительские пробле -
кы, связанные с интерпретацией современной /прежде всего але -
«горной/ фортепианной музыки.

Основным инструментом анализа послужил метод стравните -льной характеристики. В диссертации были использованы два ти -па методики: от частного к общему /1 глава/ и от общего к частному /2 глава/.

Практическая ценность работы. Результаты исследования могут быть использованы в курсах истории пианизма, а также ж в истории современной болгарской в советской музыки.

Работа призвана привлечь внимание композиторов и испол -нжтелей к фортепианном; концерту, активизировать интерес пиа -нистов к концертному репертуару новейшего времени.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре исто -ржж советской музыки и музыкальной критики Московской госу -дарственной дважды ордена Ленина консерватории имени П.И.Чай -еовского рекомендована к защите. Основные положения работы вахта отражение в докладах, прочитанных на Всесоюзной научно -

- теоретической конференция в Ташкенте /1989 г./, на Национа -
хьной научной конференции в Софии /1990 г./ По теме диссерта -
ют опубликованы статьи ж тезисы докладов.

С--гуктура работы. Основная часть диссертации состоит из Введения, двух аналитических глав и Заключения. Приложение выгчает нотные примеры, список литературы.

Структура диссертации, ее общая композиция и содержание глав обусловлены проблематикой исследования и особенностями

- 5 -развития жанра в советской и болгарской музыкальных культу -pax.