Введение к работе
Актуальность исследрвания. Значение жанра концерта в музыке XX века постоянно возрастает. Подтверждение тому нахо -дим как в интенсивности его исторической эволюции, так и в активно идущих процессах взаимодействия с другими жанрами /симфонией, камерной музыкой, а также с музыкально-спенлчес -кой сферой/.
Среди всех разновидностей жанра, главенствующее место по праву принадлежит концерту для фортепиано с оркестром. Проходя через столетия, фортепианный концерт сохраняет не только приметы конкретного исторического этапа, ко н акку -мулирует характерные для каждой эпохи черты пианизма. Он, как правило, является сферой поисков и экспериментов, где осушзствляется активный процесс стилевого обновления. Здесь, думается, в значительной степени,сосредотачиваются стилеоб -разующио поиски в развитии фортепианной музыка, направленные к овладеют новыми выразительными средствами. Поэтому, форте -пиакный концерт справедливо можно сравнить с самым чутким dapo -метром, отражающим исторические изменения и достижения как фортепианного творчества и исполнительства, так и инструмен -тальной музыки в целом.
Изучение фортепианного концерта дает возможность с одной стороны посмотреть на эволюцию основных стилистических тендея -пий фортепианной музыки в ее естественном движении, а с дру -гой - изучить особенности пианизма XX века, с вытекающими из них исполнительскими проблемами.
В настоящей работе делается попытка выявить наиболее су -щвственные тенденции и самобытные черты фортепианного концер -та на примере крупных достижений в двух близких культурах -
- болгарской и советской - в контексте их взаимовлияний и творческого обмена. В связи с этим, освещается развитие рус -ско-іболгарских взаимоотношений в историческом плане и прос -доживаются позитивные результаты культурного взаимообогшце -ния мевду ними.
В развитии самого фортепианного концерта эти контакты реализуются достаточно разнообразно. Они могут проявиться в известной близости, а иногда и в параллельности жанровых ис -каний композиторов, работавших независимо друг от друга. Так, например, в советской и болгарской музыке ЗО-х годов были соз -даны сочинения со сходной художественной платформой /Фортвпиан -ный концерт А.Хачатуряна - 1936 г. и Третий фортепианный кон -церт П.Владагерова. - 193? г./, а в 60-е - 70-е годы в значите -льной степени общая эстетическая направленность характеризует творческий поиск Б.Злиезера и А.Эшпая /тенденция совмещения в рамках филармонических жанров принципов фольклора и джаза/. Взаимные контакты могут повлиять на возникновение сходной сти -диетической ориентации между концертными произведениями композиторов обеих стран, и сказаться на эволюционных процессах, объединяющих художников различных национальностей. Такая логи -ческая /а также хронологическая/ связь намечается, например, между фортепианными концертами Р.Щедрина и Г.Минчева. Тради -пий інструментального "театра представления" Первого фортвпиан -ного концерта Д.Шостаковича подхватывает спустя сорок лет "Джвертггшнто-концертантв" А.Танева /по существу фортепианный конверт/.
Естественно, не все сочинения данного жанра являются ре -зультатом подобного общения. Однако проблемы, которые стоят в назем столетии перед советским и болгарским концертами имеют
многие точки соприкосновения, что и стало объектом нашего ис -следования.
Отсутствие обобщающих и сравнительных работ, выявляющих общие и различные жанровые признаки при сопоставлении совете -кого и болгарского фортепианных концертов, определяет необхо -ддмость данного исследования и обуславливает актуальность ра -боты.
Цели и задачи диссертации касаются эволюции жанра в обеих культурах. К ним относятся следующие:
проследить возникновение жанра, социальные и художествен -ные предпосылки его развития;
выявить основные жанровые признаки фортепианного концерта, на примере которых становятся очевидными общие стилистические тенденции развития болгарских и советских сочинений, а также и некоторые различия между ними;
показать место фортепианного концерта в системе жанров сов -реиенной фортепианной музыки и его значение для эволюции фор -тепианного творчества и исполнительства XX века;
охарактеризовать новые проблемы исполнения и фортепианного музицирования, которые ставит современный фортепианный кон -церт перед пианистом.
Научная новизнд. данная работа представляет собой первое исследование, посвященное проблемам болгарского и советского фортепианного концертов в их сравнительном сопоставлении;
в диссертации намечаются общие тенденции развития данного жанра в обеих культурах;
выявляются единые проблемы, касающиеся эволюции как совете -ких, так болгарских сочинений;
рассматриваются паїяллвльнне явления в эволюции жанра в двух
- 4 -культурах, возникшие независимо, и одновременно с этим изу -чается их, сугубо индивидуальное развитие на национальной почве;
- ставятся на обсуждение конкретные исполнительские пробле -
мы, связанные с интерпретацией современной /прежде всего але -
аторной/ фортепианной музыки.
Основным инструментом анализа послужил метод стравните -лъной характеристики. В диссертации были использованы два ти -па методики: от частного к общему /1 глава/ и от общего к частному /2 глава/.
Практическая ценность работы. Результаты исследования могут быть использованы в курсах истории пианизма, а также и в истории современной болгарской и советской музыки.
Работа призвана привлечь внимание композиторов и испол -нителвй к фортепианному концерту, активизировать интерес пиа -нистов к концертному репертуару новейшего времени.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре исто -рик советской музыки и музыкальной критики Московской госу -дарственной дважды ордена Ленина консерватории имени П.И.Чай -ковского и рекомендована к защите. Основные положения работы нашли отражение в докладах, прочитанных на Всесоюзной научно -
- теоретической конференция в Ташкенте /1989 г./, на Национа -
льной научной конференции в Софии /1990 г./ По теме диссерта -
шя опубликованы статьи к тезисы докладов.
С-пуктура работы. Основная часть диссертации состоит из Введения, двух аналитических глав и Заключения. Приложение включает нотные примеры, список литературы.
Структура диссертации, ее общая композиция и содержание глав обусловлены проблематикой исследования и особенностями
- 5 -развития жанра в советской и болгарской музыкальных культу -pax.