Введение к работе
Актуальность исследования. Жанр скрипичного концерта, сложившийся в странах западной Европы в ХУШ веке и получивши широкое распространение в творчество композиторов последующих эпох, в России оформился лишь в начале XIX столетия. Его появление - результат синтезирующих тенденций в развитии музыки, обогащения связей русского искусства с европейской культурой. Скрипка постепенно становилась одним из самых популярных инструментов концертной эстрады, а также любительских салонов. Скрипичные произведения в этот период создавали в основном скрипачи-исполнители. Наряду с типичными жанрами первой половины века (русская песня с вариациями, фантазия на народные темы, пьесы для скрипки с арфой или гитарой, переложения для скрипичных дуэтов или квартетов популярных отрывков из опер и увертюр)- стал распространяться и жанр концерта, офорглившийся впервые в творчестве таких композиторов, как Г.А.Рачинский, А.Н.Щепин, А.Ф.Львов, Н.Я.Афанасьев (если не считать упоминания о такой форш у И.Е.Хандошкияа),
В концертах первой половины XIX века ярко проявились чер- ' ты русской скрипичной школы того периода - связь с народным певческим искусством, импровизационный характер изложения, опора на принцип вариационности, ранне-романтические элементы стиля. Это нашло отражение в таких особенностях, как вокальная трактовка скрипки, стремление к нонцертности и эмоциональная выразительность. Однако определенная камерность, отсутствие достаточно яркой образности, узкий спектр выразительных средств не позволил этим сочинениям закрепиться на эстраде,
- з -сыграть'значительную роль в стимуляции развитая жанра.
Вторая половина XIX века в России ознаменовалась появлением первого профессионального скрипичного концерта, принадлежащего перу А.Г.Рубинштейна (соль мажор, соч. 46, 1857). Создание Чайковским скрипичного концерта (ра мажор, соч. 35, 1878) стало рубежной вехой в эволюции жанра. Завершает этот ряд в ХП веке концерт Ю.Э.Конюса (ми минор, 1896).
В начале XX столетия в истории русского скрипичного концерта наступает период расцвета. С 1901 по 1915 год было создано гри концерта (А.С.Аренского, А.К.Глазунова, С.М.Ляпунова) и Концертная сюита С.И.Танеева, которую следует отнести к этому жанру, а также концерты И.И.Крыжановского и С.Н.Василенко.
Невозможно переоценить то влияние, которое оказали концерт Глазунова и Сюита Танеева на русскую, а в определенной степени, и на мировую скрипичную культуру. Во многом близкие друг другу и в то же время ярко индивидуальные, они составили тот образно-смысловой и инструментально-выразительный пласт, без которого невозможным было бы скрипичное творчество Прокофьева и Шостаковича.
Судьба концертов Аренского и Ляпунова оказалась более сложной. Они до сих пор не заняли достойного места на концертной эстраде, несмотря на достаточную оригинальность формы, выразительность музыкального материала, поэтическую образность. Отметим также, что концерту Ляпунова принадлежит и немалая роль в развитии жанра.
В диссертации подчеркивается, что стилистическое родство исследуемых произведений обусловлено их опорой на национальную традицию, сформировавшуюся ещё в ХП веке (концерт Чайковского)»
К общим стилевым признакам русских скрипичных концертов
можно отнести: народно-национальные мелодические элементы и принципы развития, характерную жанровость, черты эпичности и сказочности, полифоничность языка, романтическую направленность, главенство лирической образности, сочетание принципов симфонизма, виртуозного концертирования и импровизационности, поэтичность художественной концепции.
Проблемы интерпретации русских скрипичных концертов начала XX века сложны и многогранны. Попытка их выявления на основа глубокого изучения стиля, образов, формы, драматургии, выразительных средств, а также анализа различных интерпретаций может быть полезной в связи с применением концертов в практической деятельности - сольной и педагогической. Этим и определяется, прежде всего, актуальность диссертации. Следует также принять во внимание, что до настоящего времени в отечественном и зарубежном исполнительском музыковедении эти проблемы не были исследованы с историко-эсгетической, теоретической и интерпретационной точек зрения.
Цель настоящего исследования, - многоаспектный анализ процесса развития скрипичного концертного жанра в начале XX века в России, выявление его главнейших этапов, исполнительский (в том числе, сравнительный) анализ концертов Глазунова, Аренско-го, Ляпунова, Концертной сюиты Танеева с точки зрения жанра, стилевых особенностей, образности, системы выразительных средств, вопросов интерпретации, а также определение той исторической роли, которую они сыграли в дальнейшем развитии концертного жанра в России.
В связи с этим возникли следующие задачи исследования: - выявить истоки, основные этапы развития и йесто жанра русского скрипичного концерта в русской, а также мировой инст-
- 5 -рументальной культуре, определять его национальные особенности, формирующиеся традиции;
определить взаимосвязь скрипичного творчества Глазунова с другими его сочинениями, с достижениями Петербургской скрипичной школи Л.С.Ayэра;
охарактеризовать творческий облик композитора и пианиста Танеева и стилевой комплекс его Концертной сюиты;
проанализировать круг образов, особенности драматургии и формы, национальные черты, выразительные средства, концертную трактовку скрипки, а также стилистические связи с произведениями русской классики русских концертов начала XX века;
определить проблемы, возникающие перед исполнителем в процессе интерпретации концертов Глазунова, Аренского, Ляпунова и Концертной сюиты Танеева, связанные с особенностями их образного содержания, форма, выразительных средств, соотношения солиста и оркестра;
провести сравнительный анализ различных трактовок названных сочинений и на этой основе показать возможные варианты решений интерпретационных проблем.
Научная новизна диссертации. В работе впервые ставится комплексная задача исследования процесса развития ханра русского скрипичного концерта начала XX века с точки зрения теории и истории исполнительского искусства. Этот значительный и художественно ценный пласт инструментальной культуры до последнего времени не был подробно изучен. Впервые на основе тщательного анализа выявляется комплекс важнейших особенностей, присущих концертам периода начала XX века, связанных с образной трактовкой ханра, формой, языком, системой выразительных средств, синтезом элементов различных стилей, национальной спецификой,
сочетанием концертно-сиифонических и виртуозно-импровизационных типов изложения. Новым является и проведение сравнительного анализа трактовок исследуемых сочинений с целью выявления возможных типологических вариантов решения пдтерпретацп-ошшх проблем в связи с использованием индивидуально-характерных исполнительских средств.
На основе проведенного исследования также впервые определены проблемы, возникающие в процессе интерпретации концертов, обусловленные образным содержанием и построением исполнительской формы, созданием пространственно-временных структур и системы направленных ассоциаций.
материалы, касающиеся анализа исследуемых произведений и вопросов их интерпретации, а также непосредственно относящиеся к периоду развития русского скрипичного концертного жанра в начале XX века, в исполнительской и музыковедческой литературе почти полностью отсутствуют. Можно лишь указать на достаточно обширную общую-литературу о Глазунова (труды Б.Асафь-ева, В.Беляева, М.Ганиной, двухтомник "Глазунов, музыкальное наследие. Исследования. Материалы. Публикации. Письма", книгу "А.К.Глазунов. Письма, статьи, воспоминания. Избранное" (сост. М.Ганина), а также о Танееве (его статьи, дневники, письма; исследования Б.Асафьева, Гр.Бернандта, Л.Корабельнико-вой, В.Протопопова). Среди специальной литературы следует отметить исполнительскую диссертацию И.Беридзв "Скрипичное творчество А.К.Глазунова", 1950 г., книгу Л.Раабена "История руо-ского и советского скрипичного искусства".
Литература об Аренском и Ляпунове весьма незначительна. В основном это публикации А.Б.Оссовского, Б.В.Асафьева, Е.М.Орловой, А.Госберга, И.М.Ямпольского.
Методологической основой диссертации являются основные принципы отечественного музыковедения и эстетики, истории и теории исполнительского искусства. Исследование носит комплексный характер, проявляющийся в единстве исполнительского, ис-торико-эстетического, едзыковедческого подходов к анализу концертов и проблемам их интерпретации.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что её главные положения и материалы могут быть использованы в исполнительской и педагогической практике, в вузовских курсах истории и теории смычкового искусства, истории музыки, а также в музыковедении при дальнейшем изучении русской скрипичной музыки.
Апробация диссертации. Диссертация была обсуждена на кафедре истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории имени П.И.Чайковского и рекомендована к защите. Основные положения работы отражены в публикациях.
Структура работа. Диссертация состоит из введения, 4-х глав и заключения. Объем основного текста 206 страниц. В приложении дан список литературы на русском и иностранных языках, дискография, нотография, нотные примеры, таблицы расшифровки темпов исполнения концертов выдающимися скрипачами, копия автографа неопубликованной концертной скрипичной пьесы С.Ляпунова.