Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русские композиторы и Башкирия : К проблеме взаимодействия двух культур Махней, Светлана Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махней, Светлана Ивановна. Русские композиторы и Башкирия : К проблеме взаимодействия двух культур : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Магнитогорская гос. консерватория.- Магнитогорск, 1997.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-8/1160-9

Введение к работе

Актуальность и научная новизна работы состоят в самом обращении к данной теме. Ііастоящее исследование является первой попыткой комплексного изучения русско-башкирских музыкальных связей. В процессе написания работы собран и проанализирован обширный материал, ббльшая часть которого впервые введена в научный обиход. Широко привлечены архивные материалы (литературные и уникальные нотные), а также малоизвестные документы, которые позволили коснуться проблемы сложных взаимоотношений русских и башкирских музыкантов в период становления и первых шагов развития в республике профессиональной композиторской школы, а также обозначить новые персоналии и «поднять» в отечественном музыкознании значение так называемых фигур второго плана.

Работа одновременно ориентирована на тип культурно-исторического, историко-стилевого и теоретико-аналитического исследования. Русско-башкирские музыкальные связи рассматриваются, таким образом, на разных уровнях:

как культурологическая и социологическая проблема;

как эстетическая концепция;

как принцип работы отечественных мастеров с башкирским фольклором.

При этом изучение проблем вписано в хронологический ряд.

Методологическая база диссертации. Рассмотрение взаимодействия усской и башкирской музыкальных культур в разных аспектах потребо-ало широкого подхода, включающего важные общекультурные связи вух народов. В работе поэтому используются некоторые труды комп-ексного характера из области истории, политики и общественных отно-іений Башкирии и России. Большое значение имеют краеведческие ра-оты. Прочной опорой для автора послужили специальные исследова-ия, освещающие развитие отечественной многонациональной и кон-ретно башкирской музыкальных культур. В частности, это работы 'I.E. Тараканова, Л.Д. Никитиной, а также башкирского музыковеда [.П. Атановой. Ценными для диссертации оказались труды Л.Н. Лебе-инского и Р.С. Сулейманова, посвященные башкирскому музыкальному юльклору. Автор также опирался на положения, разработанные I.A. Гавриловой в связи с проблемой национального в музыке XX века.

Системный подход в рассмотрении изучаемых явлений подтолкнул к спользованию в настоящем исследовании положений, разработанных І.С. Каганом в теории культурологии. В контексте данной работы имеет большое методологическое значение музыковедческие труды социо-огической направленности Б.Л. Яворского, Е.В. Назайкинскиго, 5.В. Медушевского.

При рассмотрении проблем, связанных с музыкой Востока, полезными ля автора оказались исследования Ф.А. Абуковой, Н.Г. Шахназаровой.

Автор также широко опирается на первоисточники: изданные и руко-исные музыкальные произведения, ценные архивные материалы, хранящиеся в ГЦММК им. М.И. Глинки, ЦГАЛИ и ЦГАРБ.

Практическое значение работы. Осмысление места и роли русских омпозиторов дает возможность уточнения и более чуткого постижения сторических закономерностей формирования профессиональной банкирской музыки. Теоретические материалы работы могут быть исполь-

зованы в ряде учебных дисципліні в музыкальных училищах и вузах. Прежде всего, назовем курсы истории отечественной музыки и истории башкирской музыки. Выявление закономерностей синтеза национальных традиций с общеевропейскими нормами и принципами творчества также могут служить обогащению курса анализа музыкальных произведений.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории современной отечественной музыкальной культуры Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, на заседании кафедры истории музыки Уфимского государственного института искусств. Отдельные положения работы были изложены в докладах на Международных, Всесоюзных, Всероссийских и Республиканских конференциях: «Русская музыка X—XX веков в контексте традиций культуры: Восток-Запад» (Новосибирск, 1991), молодых фольклористов СНГ им. Горковенко (Санкт-Петербург, 1992), «Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана: традиции, современность, перспективы» (Уфа, 1992), «Культурное наследие славянских народов Башкортостана» (Уфа, 1996), «Народы России: возрождение и взаимодействие культур» (Уфа, 1996) и других. Идеи и основные положения работы получили отражение в публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения. В Приложении даны список литературы, нотные примеры, а также копии некоторых документов и уникальной нотной рукописи.