Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русские календарные песни Сибири Леонова, Наталья Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Леонова, Наталья Владимировна. Русские календарные песни Сибири : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Новосибирск, 1996.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы диссертации определяется несколькими факторами. Во-первых, особенностями самого материала - календарного комплекса, одного из корневых для восточнославянского фольклора явлений, имеющего огромную литературу, но продолжающего обладать неизбывной притягательной силой для фольклористов. Во-вторых, в центре внимания в работе находится отдельная региональная версия русской календарной песенности. Подобное ограничение материала неминуемо подводит к одной из актуальных сфер современной теории фольклора, связанной с разработкой проблемы региональности. Следует отметить, что в музыкальной фольклористике региональные традиции русского календаря относятся к числу слабо разработанных областей. В-третьих, еще раз подчеркнем особый характер сибирской фольклорной традиции, как одной из традиций позднего формирования, музыковедческое осмысление которых находится на начальной стадии и требует всестороннего развития.

Основная цель работы заключается в комплексном исследовании русского календарного музыкального фольклорного материала Сибири, предполагающем освещение двух взаимосвязанных стержневых проблем диссертации, вскрывающих типологические-и региональные свойства сибирского материала. Характеристика календарно-обрядовой сферы с учетом указанных моментов определяет рассмотрение и решение

достаточно широкого круга вопросов, первоочередными среди которых являются:

фольклорно-этнографическая систематизация имеющегося материала, выявление состава календарных песенных циклов и их этнографического контекста;

определение особенностей организации календарного песен-но-этнографического комплекса двух основных историко-культурных слоев сибирского фольклора - старожильческого и новопоселенческого;

последовательный анализ песенного репертуара годового круга, типологическая характеристика календарных обрядовых песен с выделением основных структурных компонентов, в качестве которых рассматриваются ритмическая формула, ладовая конструкция, слогоритмическая и интонационно-ладовая композиции;

вычленение основных структурообразующих элементов ритмической композиции, их описание, дифференциация и определение некоторых принципов композиционного объединения;

сравнение сибирских и европейско-русских вариантов календарных песен с целью обнаружения дополнительных свойств, характеризующих региональную традицию, и определения динамики её развития.

Методологическое основание настоящей работы составили два многократно апробированных в фольклористической, в том числе и музыковедческой научной практике подхода. Фольклорно-этнографи-ческий принцип обусловил порядок основного аналитического рассмотрения песенного материала по сезонным циклам и праздничным группам, а также характер принятых в работе ограничений: выбор локальных "очагов", песенных циклов и жанров, вычленение из календарного репертуара собственно обрядовых песен в качестве главного подвергаемого анализу элемента. Структурно-типологический принцип определил отбор и координацию конкретных аналитических методик при работе с музыкальным материалом. Опираясь на опыт и традиции отечественной фольклористики, автор диссертации особое внимание уделяет современным аналитическим подходам, сформировавшимся под воздействием типологических разработок Ф.Колессы и К.Квит-ки и реализовавшихся в научной практике московской (Е.Гишшус, А.Руднева, Б.Ефименкова), белорусской (З.Можейко, В.Елатов) и украинской (С.Грица, А.Иваницкий) музыкально-фольклористических школ. Определенное влияние на формирование аналитического аппара-

та диссертации оказали также работы ленинградских авторов 60-80-х годов (И.Земцовский, В.Лапин, Г.Мальцев).

Музыкальную основу диссертационного исследования составили неопубликованные песенные материалы, заимствованные из нескольких крупных фольклорных собраний региона. Среди них: Архив традиционной музыки Новосибирской консерватории, фольклорные архивы Новосибирского, Омского, Красноярского педагогических институтов, ныне университетов, архив фоно- и видеозаписей Алтайского Центра фольклора и народных ремесел, архив Новосибирского областного Центра русского фольклора и этнографии, іусского доїла народных традиций (Академгородок-Новосибирск), коллекция фондовых записей Новосибирского радио. В качестве дополнительного источника были использованы опубликованные образцы. Для воссоздания этнографического контекста календарной песенной традиции Сибири широко привлекались работы дореволюционных и советских авторов.

Научная новизна работы. Впервые в российском этномузыкове-дении предпринимается комплексное изучение сибирских календарных песен, функционировавших в условиях фольклорной системы позднего формирования. Введение в научный обиход значительного по объему песенного материала позволяет, с одной стороны, обнаружить его региональное своеобразие, заключающееся в синхронном бытовании в Сибири двух разновозрастных и разнотипных фольклорно-этнографиче-ских систем русского календаря, а, с другой стороны, дополнить сведения о сравнительно мало изученных в фольклористике песенных жанрах - посевальных, подблюдных, масленичных, веснянках, ритуальных хороводах (последние впервые при рассмотрении годового песенного круга выделены в самостоятельную группу).

Развитие на новом материале известных аналитических подходов способствует расширению представлений о ритмо-синтаксическом строении обрядовых напевов формульного типа (выделение основных "словарных", ритмических элементов, ритмоформул, определение способов их сочленения и комбинирования при образовании композиционных единиц разного уровня, выявление композиционного значения, потенциала и дифференцирующих свойств ритмических элементов в напевах вре-мяиэмеряющего и акцентного ритмического типа).

Обобщение результатов анализа сибирских календарных песен, а также сравнение сибирских и европейско-русских песенных вариантов позволили сформулировать существенное и новое в сибирской фольклористике положение о том, что за двумя разноисторическими и раз-

ностилевыми проявлениями русско-сибирского календаря стоят две его исходные модели: севернорусская (старожильческий пласт) и западнорусская, интегрированная с белорусской (новопоселенческий пласт).

Практическое значение. Диссертационный материал может быть использован при дальнейшем изучении русской сибирской региональной фольклорной системы и ее отношений с коренными европейско-русскими традициями. Кроме того выявленный песенный материал и основные положения работы обладают определенной ценностью для решения проблем региональной и исторической типологии русского календарного фольклора в целом.

Собранный, обработанный и систематизированный музыкальный материал и результаты исследования использованы при подготовке раздела "Календарные песни" тома русского обрядового фольклора в серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", а также раздела "Фольклорные традиции сибирских переселенцев" подготовленной к публикации коллективной монографии Новосибирской консерватории "Музыкальная культура Сибири". Фольклорно-этногра-фический материал, накопленный в ходе написания диссертации, принципы его описания и результаты изучения используются в учебной практике Новосибирской консерватории: при чтении курса "Музыкальный фольклор", проведении фольклорной практики, в занятиях со студентами специального класса.

Апробапия полученных результатов. Рукопись обсуждалась на заседании кафедры этномузыкознания Новосибирской консерватории. Результаты проведенного исследования апробированы в докладах автора на научных конференциях областного (1995 г.) , регионального (1987, 1989, 1995 гг.) , республиканского (1990 г.) и международного (1994, 1995 гг.) уровней. Материалы диссертации представлены в опубликованных работах (см.список в конце реферата).

Структура и объем диссертации. Предлагаемая к защите диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, Указателя фольклорных архивов и материалов, списка литературы и Приложений. Общий объем работы - 252 страницы машинописи, из них 58 страниц приложений.