Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль Вильнюсского театра в формировании музыкально-театральной культуры Литвы (1785-1831 гг.) Яунишкене-Бакутите, Вида Лёнгино

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яунишкене-Бакутите, Вида Лёнгино. Роль Вильнюсского театра в формировании музыкально-театральной культуры Литвы (1785-1831 гг.) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Вильнюс, 1990.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Прдгодетем, исследования работы является один из значительных этапов деятельности первого в Литве общедоступного профессионального театра. Хронологические рамки исследования обусловлены историческими вехами его развития: 1785 г. - открытие театра; 1831 г. - утверждение ого как центра культурной лизни Литвы. Изучение данного периода деятельности Вильнюсского городского театра, наименее исследованного и освещенного з литературе, представлено в работе на широком историческом фоне, с анализом культурной яизнл Литвн ХУШ и начала ХГХ века, оперной зстетякя и музыкально-театральной критики.

Актуальность темы. На современном этапе развития профессионального музыкально-театрального искусства Литвы перед литовским искусствоведением встала задача определить роль и значение того культурного фундамента, который формировался в течение нескольких столетий до утверждения театра в Литве как института национальной культуры.

' На фоне ииевдихся на сегодняшняя день научных работ по истории культуры'Литвы отечественная музыкально-театральная историография выглядит пока довольно скромно. За исключением нескольких трудов по истории музыки (Ю.Гаудримг";), театра (В.1.!акнис) и драматургии (Й.Ланкутис), а такге небольшой книга В.Заборскайте, посвященной школьному театру ХУІ-ХУШ вв., ряда статей Ю.Бурокай-те, Б.Казлаускаса, Ю.Трилупайтене, В.Юркштаса, исторический период от истоков формирования профессионального музыкально-театрального искусства (ХТУ в.) до конца ХГХ в. остается "белым пятном" на карте исследований в этой области.

2
До настоящего времени всё еще на освещенной страницей исто
рии как для музыковедов, так и театроведов является деятельность
первого в Литве профессионального общедоступно1'"! театра в Виль
нюсе. Особенно мало исследована его деятельность в первые деся
тилетия с момента основания. А между тем, именно этот этап
(I705-I83I), 'в силу своей исторической значимости, является важ
ним звоном в цепи развития театрального искусства в Литве. Толь
ко при детальной разработке данной проблемы становіл'ои реально
выполнимой задача восстановления непрерывности и полноты истори
ческого формирования музыкально-театральной культуры в Литве и
научного обоснования процесса становления отечественного теа
трального искусства. '

Цель и задачи исследования. Музыкально-театральная культура Вильнюса, как и всей Литвы, на протяжении ХУШ и XIX вв. представляла собой сложный полиэтнический И ПОЛИЛШГБЙ—лтЕческий кош> ломерат, обусловленный наличием нескольких культурних пластов, сформировавшихся под влиянием художественных традиций различных народов, населявших территорию Литвы, Тем" ке менее, через эту общность культур прокладывался путь к юс самобытности. Вот почему сегодага кеобачайно сложной в вместе с тем чрезвычайно важной задачей является необходимость определения той главной оси, той "магистрали", по которое шго развитие музыкально-театральной культуры Литвы вплоть до утверждения её как национального явленім. В этом.плане деятельность Вильнюсского театра следует считать частью общего процесса формирования литовской национальной культуры. Главной целью работы является изучение тех особенностей театральной жизни Вильнюса, которые

оказали непосредственное влияние, на состояние театрального искусства Литш, определив дальнейшие пути его развития. А тленно:

  1. Процесс демократизации театрального искусства.

  2. Освоение населением Вильнюса и Литвы широкого мирового репертуара и прогрессивных теїщенций музыкально-театрального искусства.

  3. Развитие и утверждение на вильнюсской сцене романтического репертуара.

  4. Формирование музыкально-театральной критики и эстетической мысли в Вильнюсе.

  5. Утверждение творческих связей театра с интеллигенцией Литвы.

  6. Выявление театральной лптуаники: театральная музыка местных композиторов, творчество вильнюсских драматургов, 'сценические произведения на сюжеты из истории Литвы в репертуаре театра; труды вильнюсских авторов по теории, критике и эстетике театра.

Все эти выше отмеченные кардинальные позиции-связаны с формированием профессионального, светского, общедоступного театрального искусства в Литве, что в конечном результате, нарядунациональным движением общественно-политического порядка, явилось решающим фактором в становлении национального театра.

Научная новизна исследования. Отдельные моменты истории Вильнюсского театра неоднократно привлекали внимание исследователей, главным образом, польских.,Сказанное в первую очередь относится к авторам книг первой половины XX в. М.Александравичо-вой, Л.Бернацкому, Л.Іалле, С.Дамбровскому, А.Миллеру, С.Пигояь, М.Руликовскому, Л..Симон, а также к современным историкам польского театра М.Вятковскому, З.Ендрыховскому, Я.Кемеровскому, З.Рашевскому, Е.Тимошевичу. Некоторые стороны вопроса затрагиваются в работах советских исследователей К.Бэлзы, Л.Софроновой,

4 посвящошшх прошлому польской музыкальной и театральной культуры. Но в свете изучения проблемы становления театральной культуры Литвы работы названных авторов носят сугубо (фрагментарный характер, так как они являются частью глубоко разработанной польскими учеными проблемы исторического развития профессионального польского театра. Естественно, в их трудах проблема феномена Вильнюсского театра как части общего процесса развития культуры Литвы, не затрагивается. Более того, присущее многим из них толкование культурной и общественной жизни Вильнюса того времени как исключительно польского явления в некотором смысле наносит урон всесторонней разработке проблемы сложных направлений, Специфичности и диалектики театрально-исторического процесса, про-текавшего как в Польше, так и в Литве с её древнейшей столицей Вильнюсом. Этот процесс должен рассматриваться только сквозь призму специфики существовавшей многослойной (в этническом СМЫ-г ело) структуры культурных явлений данного региона. В этой связи для автора диссертации неприемлемылш являются любые попытки оценивать театральную жизнь Литвы и, особенно, Вильнюса Х7Ш-ХП вв. о точки зрения развития культуры лишь одного какого-либо народа (в данном случае речь вдет о польском).

Таким образом, уже сама постановка проблемы, сформулированной в названии темы диссертации, а такке вышеизложенные задачи определяют её научную новизну. К тему ке рад положений, имеющих место в настоящем исследовании, как в музыковедческой, так и в театроведческой практике разрабатываются впервые.. К ним относятся:

- определение преемственности главных принципов деятельности Вильнюсского театра от ранее существовавших театральных форм окольного и магнатского театров;

рассмотрение деятельности Вильнюсского театра о точки зрения непрерывности и последовательности исторических этапов театральной жизни в Литве;

временное сопоставление этапов процесса развития театрального искусства в Дятве с периодами процесса формирования национального самосознания литовцев;

ссстаалаше подробного репертуара Вильнюсского театра о 1785 по 1831 г.

интервалом для рседвдовшщя яослугилн как опубликованные, так в неопубликованные источника, извлечённые из архивов и библиотек Литвы, Советского Союза и Польской Народной Республики. Первые объединяют мемуары, хроники, вильнюсскую и варшавскую периодическую печать. Вторые - рукописные мемуары, письма s дневники,' документы разного назначения - от договоров о антрепренёрами и актерами до финансовых счетов в рукописных книгах Вильнюсского магистрата.

ШОЯШСтшЪ ОЩЙЗЙ Для изучения данной проблемы послужили труды известных историков музыки, театра, культуроводов по проолемам искусства, национальному вопросу и разработке принципов диалектического подхода к исследованию. Полезными явились научные труды и статьи Б.Асафьева, Н.Дмитриевой, В.Копен, Т.Ли-валовой, Ю.Лотмана, /f.Соллертинского и ряда других.

В диссертации сочетается хронологический и проблемный принципы исследования, что позволило объединить историческую последовательность в изложении материала с выявлением общей проблематики работы.

Следует также отметить, что сам материал исследования продиктован тесной взаимосвязью музыкального театра с драматическим, обусловленной синкретическим характером театра ШІ-ХГХ вв.

Помимо этого, музыкальные и драматические постановіш осуществлялись одной и той же труппой. Это обстоятельство предопределило музыкально-театральный аспект исследования, а также обусловило несколько культуроведческий характер работы.

Практическая значимость. Результаты работы, равно как и сам метод исследования, предполагают использование её материала в учебном процессе: для чтения курса по истории музыкального в драматического театра Литвы в музыкальных к театральных вузах высших учебных заведений;

наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, собранный фактологический материал и направленность исследования могут послужить основой для дальнейшего изучения специфики становления и развития музыкально-театрального искусства в Литве;

материал, изложенный в диссертационной работе, может способствовать решению задачи специалистов данных областей в восстановлении и научном обосновании всех звеньев исторического процесса развития профессиональной музыкально-театральной культуры Литвы (её истоков, условий развития, региональных особенностей и становления современного профессионального театра).

Апробация Работы. Диссертация апробирована на расширенном заседании отделов музыковедения и театроведения Института культуры и искусства Литовской академии наук и на заседании кафедры истории музыки Литовской консерватории. Основные низложения диссертации освещены в статьях к докладах, прочитанных на конференциях 1984-1989 гг.

Структура и объем -работы. Диссертация объемом 176 страниц состоит из введения, трех глав, заключения. Работ?, содержит спи- ски литературы (3-47 наименование:), архивных источников (51 мате-'

риал) и применяемых в тексте сокращений. Приложение (в объеме 70 страниц) включает репертуар театра с 1785 по 1831 г.