Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути становления кантатно-ораториального жанра в Азербайджане Мирзоева, Наиля Агарагим кыз

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мирзоева, Наиля Агарагим кыз. Пути становления кантатно-ораториального жанра в Азербайджане : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Баку, 1994.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Хоровая культура Азербайджана как одно из специфических "подразделений" общего потока культуры нации заслуживает пристального внимания и изучения.Идейная и социальная ориентация кантат и ораторий является качеством,имманентно присущим данным жанрам со Бремен их возникновения.Будучи перене-сеїть'мп на национальную почву,они ко утеряли своей способности художественного осмислення важііеїіівих событий общественной и духовной жизни народа. Для жанров кантаты и ораторап характерно обращение к грандиозно-эпическим, гражданственные, шсокс-этпческш твідам. Социальная активность и установка на гуманизм,свойственные современней музыка,находят наиболее полное п всестороннее преломление в национальной хоровой музико. "Живое ощущение музыки,роя-дамцоеся из участия в коллективном музицировании,то подлинное осмысление музыкального произведения,которого нельзя добиться с помощью лииь различных пояснительных, речей,хороЕое пение становится, таким образом,ключом к пониманию музыки",- писал Б.Б.Асафьев . Такой же позиции в'отношении к хоровому искусству придерживался и основоположник композиторской школы Азербайджана Узеир Гадо:бексв, явившийся также и основателем национальной хоровой культуры.Будучи инициатором создания первых хоровых коллективов б республике и автором первых сочинений для хора.Уз.Гадаябеков последовательно претворял в жизнь идею выработки навыков восприятия 'многоголосных форм через освоение хоровой музики и ее популяризации.

Особенностью развития азербайджанской профессиональной хоровой культуры,становление которой относится к началу XX века, является неразрывная взаимосвязь составляющих ее частей: хорового творчества,хорового исполнительства и ерганизацлонкых проблем: Это ставит перед исследователем ряд общих и специальных задач, что во многом определяет сложность,специфичность,а также и актуальность изучения азербайджанской хоровой культуры.

Особенное внимание притекают жанры кантаты и оратсрии -поскольку никто И8 азербайджанских композиторов не прошел мимо этих вершинных фери хоровой музыки.Изученье глубоких социальных . предпосылок этого явления,возможность сквозь призму отнопения к хоревой культуре раскрыть многие закономерности иузнкалъно-всторпческого ігроцесса также говорят в пользу актуальности денного исследования.

I Б.В.Асафьев.О хоровом искусстве.-Л.:Музыкэ,1980, с. 4.

. 4 -

Степень В37Ч9ННР0ТИ проблемы. Знакомство с азербайджанской хороведческой и музыкоЕздческой литературой показывает,что хоровая К/ЗШ8 Азербайджана,в частности,кантаты и ораторы/,созданные классиками я современниками,изучены чрезвычайно слабо и неравномерно.В качестве серьезных наупшх трудов, специально посвященных хоровым проблемам, можно назвать лишь диссертационные исследования Ю.А.Габибовэ и М.Аскерэва, где обьекток изучения являются обработки народных песен и народная основа хоровых сочинений азербайджанских композиторов. Здесь впервые поставлени проблема методики исследования at-орбайджакской хоровой музыки,а в выводах намечены основополагающие черты национального хорового стиля,- что стало отправной точкой в выработке концепт;і: данной работы.

О кантат эх і. ораториях в той или иной степени подробности писали в своих монографиях о жизни и творчество азербайджанских классиков Э.Абасова, Л.Карагачева, А.Таги-заде,С.Касимова, З.Ка-фарова и др.

Изучение хороведческой литературы союзних коллег показало, что,в основном, хоровая музыка привлекает внимание с точки зрения особенностей исполнительства и интерпретации.Из гаожества работ методического характера мы опираемся на труды И.Чеснокова, Усова, В.Ильина и др.

Вместе с тем, в становлении концепции дэнногс диссертационного исследования сыграли труды таких исследователей,как Уз.Гадян-беков, Б.В.Асафьев, К.Кашпонис, Ю.А.Габибов.З работе, отмечается, что за основу рабочей гипотезы взяты некоторые положения диссертации К.Кашпон"са, где изучалось канта'июе творчество литовских

КО!/Л03ИТОр0В.

Новизна данного исследования определяется полно'.'; непзучек-ностью азербайджанских кантат и ораторий, и соответственно, отсутствие;» исследовательских подходов к данной проблеме.J4o сих пор ни национальные, особенности преломления какров кантаты и оратории, ни предпосылки их возникновения і! особенности функционирования, ни индивидуальные черты чакдого образца этого конрл не привлекали серьезного внимания исследователей.Изучение как изданных, тэк и в особенности рукописных кантат Уз. Гядо-бвкова, К.Карзева. д.ЛжангпроБЭ.З.Гэджкбекоза и Р.Еагврова и др..позволило существенно дополнить представления о .стиле этих композиторов,.і также . нарисовать более полную картину развитая апорбіі^теакской ксмлозі:-

- 5 -торскоіі му зык и, где канрц кантаты и оратории занимают далеко не последнее і.-.єсто. Специальное исследование процессов,происходящих е хсровоіі музыке, помокег заполнить некоторые с5елые пятна в нашем историческом музыкознании.

ііель и задачи исследования.Исходя из методологических установок Б.В.Асафьева и Уз.Гаджибекова выдвинувших идею о сочетании ху~ докественно-воспитателшых функции хорового искусства с музыкально-социальными, формулируется цель данного исследования.Она состоит в изучении кантатно-ораториальных сочинешь. азербайджанских коипо-зпторов в контексте социо-культурных задач,стоящих перед искусством Азербзіідяана в период с 30 по 60-е года.Кантатне—ораториаль-нно сочинения рассматриваются как своеобразная призма,сквозь которую ярко высвечиваются этапы становления и развития профессиональной культуры нового типа,ее идейные ориентиры,уровень худо-жествоннс-технического оснацения представителей азербайджанской композиторской школы.Для достижения данной цели в диссертации ста-ачтея и рокаются задачи систематизации и анализа изданных и рукописных образцов кангатно-ораториал7Ных сочинений азербайджанских композиторов в следукщих направлениях: ' - изучение процесса становления жанров кантаты и оратории;

- установление периодизации и вскрытие черт,общих для трак-'
товки кантат и ораторий в какдом из периодов;

' - определение соотношения между индивидуальным стилем композитора и типической трактовкой кантатно-ораторизлыюго жанра;

- выявление особенности воздействия социального заказа,пре- -
ломленного в поэтическом тексте,на художественный уровень сочине-

Ппактическая целесообразность. Результаты проведань-іго исследования могут быть использованы в курсах "истории азербайджанской . музыки","хороведения",читаемых в Азгосконсерваторяи.в педагогическом университете и в средних музыкальных учебных заведениях. .

Апробация диссертации.Материалы исследования вкладывались, на конференциях АПВ' им.Н.Туси.Азгосконсервзгории им.Уз.Гаджибекова, публиковались в виде статей и тезисов.Диссчртация обсуядена на кафедро история музыки Азгосконсорваторян.

Структура диссертации.Работа ссотоат из введеная, двух глав, заключения, огреха литературы я нотного приложения. '