Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути развития музыкальной культуры Ирака Шимон, Марина Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шимон, Марина Владимировна. Пути развития музыкальной культуры Ирака : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Гос. ин-т искусствознания.- Москва, 1995.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-4/1827-5

Введение к работе

Актуальность избранной темы.

Арабская художественная культура, в течение последних веков испытавшая спад своего развития, обладает огромной потенциальной энергией, готовой к возрождению и новым взлетам. Процесс возрождения исконных традиций далеко не полностью спонтанный: во многом он является следствием государственной культурной политики, определящей приоритеты в развитии тех или других направлений и опирающейся на глубокое осознание уни -кальности своего наследия. Ни в одной из стран арабского мира основополагащие традиции арабской культуры не сохранились в таком богатстве, как в Ираке.

Территория страны (Междуречье Тигра и Евфрата) - древ -нейшая земля, видевшая зарождение, расцвет и гибель великих государств, оставивших неизгладимый след в мировой истории. Столица страны Багдад в течение многих веков оставался главным политическим и культурным центром огромного региона. С Багдадом связан и так называемый "золотой век" арабской цивилизации. Все это делает Ирак одной из интереснейших в культурном отношении стран Ближнего и Среднего Востока.

Исключительное геополитическое и геокультурное положение страны, а также ряд причин исторического свойства, обусловили факт полиэтничности Ирака: представители более десяти национальностей проживают на территории государства. Помимо арабов, составляющих подавляющее большинство населения, это - ассирийцы, халдеи, курды, персы, туркмены, арляне, евреи, турки, негры, луры, черкесы и др. Подобная разветвленность этнической

структуры, а также конфессионального состава (75 процентов населения составляют мусульмане, включая суннитов, шиитов и др. секты, .остальные 25 процентов - религиозные меньшинства, в том числе христиане, иудаисты, идолопоклонники и др.) не могла не сказаться и на художественной, в том числе музыкальной практике.

Таким образом, в качестве одной из наиболее многогранных и внутренне динамичных, интенсивных в развитии своей культурной политики стран арабского мира автор выбрал Ирак. Задача диссертанта - показать, как в условиях сегодняшнего дня взаимодействуют разнообразные культурно-исторические, этно-конфессионалыше пласты, как, сочетаясь друг с другом, они создают единое культурное пространство - иракское искусство.

Цель и методологические основы исследования.

Целью данного исследования является характеристика музыкальной культуры Ирака на современном этапе, выявление ее специфики и, с другой стороны, нахождение тех типологических свойств, которые объединяют ее с культурой других арабских стран. Одной из важнейших задач настоящей работы было стремление показать, как, какими путями пшо формирование национальной музыкальной культуры Ирака внутри арабской общности в, шире, культурной системы 6лие-несредневосточного региона.

На протяжении своей многовековой истории Ирак нередко оказывался частью более крупных государственных образований, являясь либо их центром, либо периферией. Помимо включенности страны в большие цивилизационные общности (арабский мир, бликне-средневос-точный регион), Ирак обладал традиционными связями с отдельными государствами региона - Сирией и Ливаном, а также странами Персидского залива: некоторые же области, например, юг, взаимодействовали с зонами иных культурно-этнических ареалов (Иран).

Основная цель, стоящая перед автором, - подчеркнуть характерную для музыкальной культуры Ирака XX века многоукладность. Осуществляя "вертикальный", временной срез, диссертант показывает, как исторические нити бедуинского, а затем средневекового классического арабского искусства протягиваются к жанрам и формам современного бытования музыки. "Горизонтальный" срез дает возможность представить процесс интеграции общеарабскнх традиций с многообразными локальными элементами, выявляя при этом самобытную специфику культуры данной страны. Таким образом, в работе осуществляется попытка, с одной стороны, проследить исторические корни иракской музыки и, с другой, - показать механизмы их взаимодействия и взаимовлияния.

В настоящем исследовании диссертант опирается на методологические принципы, выдвинутые современной музыкальной наукой: сочетание историко-типологического и регионально-цивилизационного подхода,дающее возможность рассматривать музыкальную культуру страны в нескольких системах общностей. Историко-типологический принцип позволяет обозначить всю сетку явлений музыкальной культуры в контексте внутренних взаимосвязей и в общей динамике развития, а регионально-цивилизационный подход - высветить разные аспекты данного явления или культуры в целом, определить ее уникальность.

ъ Регионально-цивилизационный подход делает особенно важным рассмотрение отдельных национальных традиций в системе ряда культурных общностей. При этом весьма плодотворно рассмотрение иракской музыки как в контексте арабской художественной культуры, так и в рамках традиций Ближнего и Среднего Востока. В этой связи значительное влияние на научную позицию автора оказали работы Г.Дж.Фар-

мера ' , Х.Х.Туш , Р.Д.Эрланже .Ф.Сальвадора Даниэля ' ДІ.Р.Ео-лян и других исследователей, рассматривающие арабскую культуру в единстве и многообразии.

Объект и материал исследования. Объектом и материалом исследования в данной работе явились пути эволюции иракской музыкальной культуры, в частности, эволюция музыкального мышления арабов, эволюция жанровой системы, а также типов музицирования, сложившихся в той или иной социокультурной сфере. Все эти вопросы автор затрагивает, исследуя различные пласты художественной культуры - музыку профессиональную и народную, светскую г религиозную, вокальную, инструментальную и танцевальную.

При написании работы автор опирался как на обширный массив литературы и личный опыт общения с представителями музыкальной культуры Ирака (и других арабских стран), так и на записи и немногочисленные нотные расшифровки, уже имеющиеся в литературе. Для исследования ладо-мелодических, композиционных, структурных и др. закономерностей различных канров автор прибегал к собственным расшифровкам музыкального текста (исполнительские версии таких выдающихся инструменталистов Ирака, как Ыунир Башир и Салман Шукур, певцы Хуссейн Исмайл и Исмаил Халиль Фаххам и др.).

і/

' Farmer Н. The Music of Islam.-In: Ancient and Oriental music. L., Oxford Univ.,1957, pp.421-477.

2/

' Touma H. Die Musik der Araber im 19. Oahvhundert. - In:

Musik-kulturen Asien, Afrikas und Oceaniens im 19. Regensburg, 1973, pp.49-71.

^ Erlanger R.dl La Musique Arabe. T.l .6.-Paris, 1930-1959.

' Salvador-Daniel F. La Musique Arabe. - Alger, 1863. 5/

Еолян И. Очерки арабской музыки. ГЛ., Музыка. 1977. Еолян И. Традиционная музыка Арабского Востока. U., Музыка. 1990.

Научная новизна работы.

Об иракской музыке написано довольно ограниченное количество работ. К тому ке вашіеіішие аспекты музыкальной культуры освещены в них далеко не равноценно. Рассматриваемая проблематика более или менее детально затрагивается в целом ряде трудов, хотя

чаще всего они носят описательный характер . В первую очередь

2/

это касается работ арабских авторов ' , в том числе довольн'о известных иракских исследователей, таких, как Шехразад Кассим Хас-

3/

сан, Анвар Субхи Рашид и др. . Известные нам фундаментальные

труды посвящены, как правило, отдельным историческим периодам пли худокесгвенным явлениям арабского искусства. Это, прежде всего -

1' Tsug«-G. A note on the Iragi Magam. - Asian Music. Vol.1, 1972, pp.59-66; Sawa G. The Survival of some Aspects of Medieval Arabic Performence Practice. - Ethnomusicology, 1981, -vol.XXV, N 1, pp.73-86; Grame T. The Simbolism of the 'ud. - Asian Music. I-III, 1972, pp.25-34; Kendal N. Kurdish Music and Dance. - The World of Music. Vol.XXI, N 1, 1979, pp.19-28; ЦкИТИШВИЛИ 0. Ран-

несредневековый Багдад (по данным Машхадской рукописи труда Ибн-ал-Факиха ал-Хамадани). Тбилиси, Мецниерба, 1986;и др.

' Touma Н. Zur Volkmusik im Irak. - Neue ethnomueikolo -gische Forschungen. Laaber-Verlag. pp.167-176; Touma H. The maqam Phenomenon: an improvisation technique in the music of the Middle East.,-Ethnomusicoloqy, C.XV, N 1, jan, 1971, pp.38-48; Touma H. "Maqam", a form of improvisation. - The World of Music, V.XII, 1970, N 3, pp.22-31.

Hassan S. Les instruments de musique chez les Yezidi de L'Irak. - Year-book of the IFMC. V.8, 1976; Hassan S. The Long Necked Lute in Irag. - Asian Music. V.XVIII, N 2, 1982, pp.1-18;

Хассан Ш, Иракская музыка. Багдад, 1976 (на араб.); Рашид А.С. Арабские музыкальные инструменты исламского периода. Багдад, 1975 (на араб.).

исследования Генри Джорджа Фармера ' и Хабиба Хассана Тумы '. Обобщающих исследованпй в области иракской музыки на сегодняшний день пока не существует. Поэтому научная новизна данной работы заключается в попытке впервые представить музыкальную культуру современного Ирака в целостности и органичности составляющих ее элементов (включая современное композиторское творчество), а танке проследить историческое развитие и определить место кандого из них в музыкальной гизни страны. Впервые дается обобщающая панорама стилей, г^анров, видов музыкального творчества, выявляются черты общности и отличия между общеарабскиыи и собственно иракскими традициями. Впервые в целостном виде представлен процесс формирования и эволюции циклических композиций, приведший к зарождению основной структурно-композиционной формы ближневосточной музыки - иракскому макаму.

Практическая ценность исследования определяется возможностью использования полученных результатов при дальнейшем изучении музыкальной культуры Ирака и, аире, бликне-средневосточного региона. Кроме того, исследование позволит восполнить определенный пробел в учебных курсах музыкальных вузов страны по истории музыки зарубежного Востока.

Апробация работы: Диссертация была обсуждена на заседании Отдела искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания в апреле 1994 г. Отдельные аспекты исследования изложены такає в ряде выступлений и публикаций автора.

""' Farmer И. The Music of Ancient Mesopotamia. L., Oxford Univ.. 1957, рр.22Э-С'Е^; Farner И, Л history of Arabian Music to the 13-tli century. L., 1929.

' Touma H. Cit; Music cier 'raber im 19. Oahvhuniicrt. - In: Musik kult.uron Asien, Africas unci Осезпіепє in 19, Regonsburg, 1973. pp.49-71.