Введение к работе
- . ,.'''
. Актуальность птюблемн. Одним из наиболее крупних деятелей
современной культуры, внесших значительные вклад в развитие советского хорового искусства, является Г.В.Свиридов. Важнейшая роль в музыке композитора, особенно в поиледние годи, принадлежит'хорам боз сопровождения. Без преувеличения можно сказать, что в данном жанре о наибольшей силой виражона органическая овязь музыки и поэзии в овиридовоком творчестве. Подлинного совершенства достиг он и в технике хорового письма. Хори Свиридова очень популярны, Образно-ассоциативный тин композиторского мышления, свойственный автору, привлекает пополнителен, педагогов и слушателей, Необычайное образное богатство, заложенное в овиридовских хорах, создает для исполнителя отличную потенциальную возможность для их яркой интерпретации, для педагога - это неоценимый материал, способствующий пробуждению творческого воображения ученика, для слушателя музыка Свиридова - целебный источник эстетического наслаждения.
Применительно к хорам баз сопровождения Свиридова практика в значительной степени опережает теорию, Но подложит сомнению, что один из самых значительных пластов овиридовокой музыки является одновременно наименее исследованным. Данное противоречие объясняется на наш взгляд, определенной сложностью и специфичностью анализа хоровой фактуры a cewpeffa . Не случайно, наиболее интереенно научнцо статьи о хорах Свиридова написали музшео-водд, имеющие прямое отношение к практической хормейстерской деятельности! В.Живов, 0,Коловский? Ю.ТТаисов, А.Бедоненко. Однако, при всех достоинствах данных работ, они, разумеется,- на могут дать исчерпывающего толкования всех теоретических и исполнительских проблем, а служат скорее своеобразным отправным пунктом для еще более глубокого постижения и дальнейшего детального ксолопо-
?..
ванпя овиридовочих хоровых миниатюр.. Так сложилась тема диссертации, связанная о хорами бое сопрововдония Г.В.Свиридова, где почвенные народные традиции и патриотическая направленность сочетаются с выдающимся композиторским мастерством. Именно поэтому хоры Свиридова занимают особое меото в советской музыке, а всестороннее их изучение представляется весьма важной и актуальной проблемой современно!? музыкальной науки.
Основной материал исследования представляют "Пять хоров
беа сопровождения на стихи русских поэтов" написанные Свиридовым
в 1958 году. Такой выбор связан со значительной ролью данннх мини
атюр в творчестве композитора. Они явились своеобразной творчес- .
кой лабораторией, где сконцентрировано большое количество крупных
композиторских открнтий в 'технике хорового письма. Это естественно
привело к тому, что щедрое овиридовское богатство, "посеянное" в.
Первом циклическом произведении автора, как бы проросло в его
последующих хоровых опусах. "Пять хоров" оказали большое, влияние
на идейно-образный строи, стилистику и фактуру миниатюр
Свиридова, написанных позже. Подробный анализ именно "Пяти хоров"
является, по нашему Мнению, ключом к пониманию хорового стиля
композитора и обобщению принципов трактовки его произведений
без сопровождения. . ' '
Цель диссертации - исследовать крупное циклическое сочинение Т*Свиридова с точки зрения хормейстера-нополХителя овиридовской музыки, рассмотреть на конкретном примере стилевые особенности музыки композитора и подойти к вопросам интерпретации данного Цикла методом постижения стилистического анализа; выделить основные принципиальные исполнительские проблеми свиркдовских хоров a capp , учитывая глубокие образно-стилевые связи "Пяти хоров" с другими произведениями автора.
Задачи диссертации - непосредственно витекгтог из ее целей и
3.
выражены-в стремлении автора поделиться опытом своай работы нал хорами Свиридова и выявить 'окрытые резервных дирижерокого прочтения, показать новые потенциальные возможности анализа свиридов-окой хоровой партитуры. Автору хотелооь также внести свой вклад в популяризацию хорового творчества Г.В.Свиридова - одного і;з выдающихся композиторов современности.
Методологической и теоретическое основой диссертации явились основные положения марксистско-ленинской философии и эстетики, труды по вопросам теории хорового исполнительства П.Чпоно-кова, А.Егорова, К.Пигрова, К.Птицы, В.Соколова, К.Виноградова, К.Ольхова, И.Мусина, В.Живова и ряда других авторов, где рассматриваются методологические принципы анализа хоровой партитуры, В статьях и исследованиях, посвященных творчеству Г.В,Свиридова, мы отталкивались в первую очородь от райот А.Сохора, Л.Поляковой, Т.Масловской, М.Элик, В.Цендровского, где затрагиваются узловые Проблемы отиля композитора, и статей А.Сохора, О.Кодовского, В,Живова, Ю.Паисова, А.Еелоненко, касающихся непооредотвошю его хоров без оо'птювождония, В процессе разработки темы изучена и использована специальная литература, а также материалы периодической печати.
Научная новизна диссертации. В диссертации впервые: ,
исполнительские аспекты в хорах- Свиридова исследованы через призму особенностей его стиля;
на примере свиридовского цикла раскрыта основина принципы сшфэнизпцни хоровой фактуры q. coppeffa , как один из няиболер
перспективних приемов развития музыкального материала в жанро, хоровой миниатюрыj
- подробно изучена образная структура "Пяти хоров", что' стадо
'возможным ввиду логической обусловленности казіщой образной де
тали в сгшридовокой хоровой партитура. Такой путь исследования
4.
представляется диссертанту весьма плодотворным: водь в практи
ческой работе с хоровим коллективом удачная расшифровка и сис
тематизация идейно-образного замысла композитора во много раз
увеличивает притягательность репетиционного процесса, значитель
но сокращая по времени период разучивания музыкального произве- ,
дения; '
в хорах (Х- ccyipetfa. проанализирован принцип совмещения различных жанрових пластов в одной миниатюре, отмечены приемы кинематографии в виде различии* уровне!! монтажа кадров, метода наплыва кадров и замедленной киносъемки. До этого жанровый синтез и ириеми кинематографа в музыкальном искусстве рассматрива- : лись только применительно к произведениям крупных форм: опоры, балета, качтлтн, оратории;
систематизированы три принципа отражения поэтического токста
в хорах Свиридова: щюлваряю^ее, параллельное и последовательное, в результате чего возникают образ-преднкт, образ-параллель и образ-следствие;
- в (Тюрмах кагашго из пяти хопов вндожчш вторичнне структуры,
образовавшиеся на основе строфичности и вариантного типа разви
тия музикального материала, намечена теоретическая база для раз
личных дприропекпх трактовок данных миниатюр;
.-. особо подчеркнут вопрос цикдичност!*, так как в концертное практике все пять хоров пополняется отдельно. Н связи с зтим, в диссертации отмечены особенности ерйцетп музыкальной выразительности порвнх двух хоров как системы лентзлементов и показана вероятность их совместного исполнения в виде хорового липтиха. В работе проанализирована такие структура всего цикла, научно обоснована и доказана возмочпость исполнения "Пяти хоров" как единого циклического
ПрОПЗТіпдріи'Я
Практическое значение диссертации. Материалы и реаультаты исследования могут быть иопользовани в творческой деятельности хоровых дирижеров, в работе хорових іслассов, в курсах дирижирования, хороведения, хоровой литературы музыкальных училищ и вузов, в качества теоретической ооцовы для концертов-ленций.
Апробация работы. Диссертация и отдельные ее глави обсуждались на кафедрах хорового дирижирования, истории и теории исполнительского искусства Московской Государственном консерватории им. П.И,Чайковского; теоретические положения работы отражены в трех статьях и трех брошюрах общим объемом 3,5 печатных листа, исполнительский аспект подтвержден концертной практикой руководимых нами хоровых коллективов; автором работы проведан'ряд концертов-лекций и занятий университета культуры по теме: "Хоровое творчество нашего выдающегося эекляка - композитора Г.В.Свиридова".
Структура и объем работы. Диссертация постоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографии /205 наименований/. 13 приложении даны партитуры "Пяти хоров", описок произведение Г.Свиридова, вошедших « репертуар хоровых коллективов, руководимых автороїл диссертации.