Введение к работе
Актуальность темы. Исследование проблем содержания музыки всегда было одной из сшых важных, а, возможно, и самой важной задечей музыкознания. Ибо ясно, что любое'явление требует прежде всего осознания его сущности. С развитием музыкального искусства необходимость объяснения содержания музыки все более возрастала. Содержание выражается только посредством музыкальной формы, и ее изучение должно было создать предпосылки для осуществления научно-обоснованного анализа содержания музыки. На настоящем этапе развития музыкальной науки мы наблюдаем значительное повышение интереса к вопросам музыкального содержания. Фундаментом этих исследований служит развитая теория музыкальных структур. Анализ содержания музыки предстает, таким образом, как проблема, не теряющая своей актуальности. Проблемы природы музыкального содержания суть проблемы "константные" (Т.Чередниченко). Возможно, именно на настоящем этапе развития музыкознания данные вопросы являются более актуальными, чем когда-либо, вследствие высокого развития теории музыкальное, формы.
Теория музыкального содержания постепенно формируется. Процесс этот при всей его активности пока не завершен. В подтверждение этого и для более конкретного обоснования научной актуальности нашей работы приведем ряд высказываний музыковедов. Ю.Плахов, говоря об общетеоретических проблемах содержания музыки, пишет, что проблемы художественного содержания в музыкальном искусстве в последнее время начинают все больше привлекать внимание ученых, однако, к сожалению, пока еше не пояізилось раоот, гло така»! проблематика нашла бы достаточно
доказательное и всестороннее освешение. Вместе с тем особенно в области профессиональной традиционной монодической музыки ни зарубежная, ни советская наука не располагает работами, специально посвяшенньмп проблемвм семантики (Плахов Ю. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии. - Ташкент, 1936. - С. 48). Аналогичную констатацию (относительно восточного монодического искусства) науччого состояния вопроса мы встречаем у И.Еолян - классическое восточное творчество изучалось большей частью с позиций структурно-технологического анализа: исследования ладовых, ритмоинтонацион-ных закономерностей, композиционных особенностей, формы. Содержательный аспект редко принимался в расчет; без семанти-. ческ-го аспекта невозможно до конца проникнуть в существо восточных музыкальных систем (Еилян И. Традиционная музыка Арабского Востока. - М.', 1990. - С. 67, 180). Важно для нас и замечание В.Медуаевского - сравнительный анализ семантической организации языка европейской и восточных музыкальных культур позволил бы яснее представить механизмы и возможности взаимопонимания и диалога культур (Медушевский В. 0 закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976. -С. 105).
Цели и задачи исследования. Исходя из насущных научных потребностей, а такке собственных научных пристрастий, автор в начале своей работы поставил перед собой три взаимосвязанных научных цели:
исследование некоторых особенностей феномена музыкального содержания;
сравнительная характеристика семантики устного и письменного музыкального творчества;
- исследование содержания азербайджанской музыки.
В русле заявленной проблематики азербайджанская музика выступает как вполне репрезентативный феномен. Высокое развитие ее различных областей не подлежит сомнению. Народные песни и танцы, ашугскпе дастаны, азербайджанские муггыы, творчество Уз. Гаджибекова, К.Караева, О.Ачирова не требуют подкрепляющих аргументов ценности их художественного содержания.
Феномен содержания музыки (как и ее формы) супествует о двух плоскостях - временной и единовременной. Временно Сі аспект выявляется в музыкальном содержании, которое разворачивается перед слушателем по мере протекания во времени музыкальной ткени произведения. В этой часта диссертации ыы представляем налу концепции дашой проблемы. Нами выделены пять вахнекшх пластов сэдержашя музыки, связанных с последовательным экспонированием различных ксмпоиентов музыкальной формы. Предпринята попытка исследования разных типов их связи, а также построения графической схемы кристаллизации музыкального содержания по мере развертывания музыкального материала.
Щданозременны>1 аспект — это музыкальное содержание, демонстрирующее свей ресурсы на тем или ином среза музикальний ткани. Данный срез в ,,свернуг-йы-в:1де выявляет все исторические напластований развития музыкального искусства. Этот раздел диссертации кратко обозначен хек история ннтонедош -история семантик». З рассте -зіиелеїш и кратко стеши четыре основных этапа развития интснь^ки и семантик"", подчеркнут главный "вектор" дзиження, направленный на обдетеихе муэихоЯ самостоятельной художественной ценности, единовременный аспект логично координируется с тем, что содер-ішие бзерЗеЯккен-ской музыки рассматривается нши в исторической регросаеэтмае.
Поскольку нашей целью является рассмотрение содержания как традиционной, так и композиторской музыки Азербайджана, то необходимым представляется предварительный разбор общетеоретических положений семантики устного и нотно-фиксированного музыкального творчества, их сравнительных характеристик. Такой разбор, лишенный европоцентристских и востокоцентристских, "коипозитороцентристских" и "устноцентристских" позиций, целесообразен потому, что частные семантичэские особенности азербайджанской музыки как одного, так и другого типа музыкальной культуры находятся в русле универсальных семантических черт, свойственных двум названным типш функционирования музыкальной культуры. Целью этого раздела работы является поиск ответа на вопрос - как проявляет себя семантическая функция музыки в условиях, с одной стороны, традиционного, с другой - композиторского музыкального искусства. Сравнительный анализ действия семантической функции музыки в недрах устной и письменной традиций даст наиболее явственные результаты при определенном условии, а именно - установлении некоторых важнейших каналов рассмотрения, высвечивающих тот или иной эффект семантического выявления. Таких каналов, по меньшей мере, три. Это, во-первых, канон и оригинальность; во-вторых, проблемы интерпретации; в-третьих, - жанрово-коммуникативная ситуация. Именно они, как показала предварительная работа автора диссертации, позволяют попытаться с разных позиций плодотворно проанализировать проблему.
Цели, стояние перед нашим исследованием, тесно связаны с вопросом о хронологических рамках диссертации, относящихся лишь к главам, посвяшенным музыкальной культуре Азербайджана. Нижнюю границу этих ршок даже приблизительно определить невоз-
мижно, как невозможно определить время зарождения неродной песни. Верхняя же граница - конец тридцатых годов двадцатого века, и дата эта выбрана не случайно. В двух главах диссертации рассматривается композиторское творчество в Азербайджана с 1903 по 1940 год. Путь, пройденный музыкальной культурой Азербайджана, в некоем обобщенном смысле можно определить как путь от коллективной формы музицирования к персональной, от творчества социума к творчеству индивидуума, от неперсонифи-цированного содержания к.содержанию авторскому . Конец тридцатых годов в Азербайджане ознаменовался в принципе первым историческим завоеванием именно в данном отнишении - в аспекте завершения этого пути. Речь идет об опере "Кероглы" Узеира Гадкииекова. Авторское содержание представлено р этом произведении полнокровно и безоговорочно, хотя рождение сшого феномена авторского содержания, так сказать, де-юре связано с композиторским творчеством до 1920 года - мугамной оперой "Лейли и Медкнун" и музыкальной комедией "Аршин мал алан" Узеира Гаджибекова. Поэтому возможно хронологическое ограничение рассмотрения композиторской музыки Азербайджана - в контексте данной проблематики - концом тридцатых годов.
Таким образом, настоящая работа есть попытка исследования следующих научных з вдач:
музыкальное содержание в аспекте временного континуума (в процессе звучания произведения);
музыкально-интонационное содержание как срез музыкальной истории и историческая стадиальность семантической эволюции;
Этот путь универсален для развития любой музыкальной культуры, хотя формы его сушественио различаются. Соотношо..ие звеньев в кислой паре лишено ценностной субординации.
особенности семантического подхода к различным типам музыкальной культуры - устной и письменной;
содержание азербайджанской традиционной музыки;
содержание азербайджанского композиторского творчества в начальный период его развития с 190Э по 1920 г.;
содержание азербайджанского композиторского творчества с 1920 по 1940 г.
Научные предпосылки. Для решения задач, стоящих перед каждым из разделов работы, для нас имел «качение отдельный круг исследований, в которых в большей или меньшей мере затрагивались анализируемые в данном разделе явления.
Для кристаллизации концепции временного развертывания
музыкального содержания особенную важность имели теория инто
нации, в которую основополагающий вклад внесли Б.Яворский
(Строение музыкальной речи. Материалы и зшетки. - М., 1903)
и Б.Асафьев (Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971), тео
рия триад Е.Наэайкинского (Логика музыкальной композиции. -
Ы., 1982), сообрежения В.Ыедушевсксго (цит. работа), Е.Гучьев-
ской (Об анализе содержания музыки // Критика и музыкознание.
- Л., І9В7), Г.Гольдпмидта (Музыкальный образ и интонация
// Интонация и музыкальный образ. - М,, 1965), Х,-Х.Эггебрех-
*а ( E^ifcucKt И.И. Smn цпсі GeUtt... WlMtPwsUvtn , 1979),
Для написания раздела о музыкальном содержании, рассматриваемом с историко-сбмштической точки зрения, наибольшее значение имела книга Т.Чередниченко "Современнея марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства" (М., 1983), а также работы Ы.Арановского (Мншениэ, язык, семантика // Прз(ілі*«ьі музыкального мышления. - И,, 1974) и д.Алексеева (Ршнефольклор-
Ное интонирование. - П., 1936; Фольклор в контексте современной культуры. - М., 1988).
При разработке проблемы сравнительного анализа семантических особенностей музыки в различных типах музыкальной культуры автор опирался прежде всего на исследования Ю.Лотыана (Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. -М., IS73), А.Сохора (Эстетическая природа жанра в музыке. -М,, 1968), С.Галицкой (Теоретические вопросы монодии. - Ташкент, 1981), Т.Дяанн-заде (Азербайджанские мугамы. Проблема музикального мышления в искусстве "макамБт". - Автореф. канд. дисс... - П., IS34; ряд статей), на вышеназванные труды И.Еолян и Ю.Плахова. Лля автора важнейшее значение имела работа, в которой были сопоставлены два различных типа музыкального профессионализма - "Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма" Н.Шахназаровой (Ы., 1983).
При изучении содержания азербайджанской традиционной и композиторской музыки большое подспорье представляли работы азербайджанских музыковедов: исследования народной музыки-(Иетайлов М.С. Яанрц азербайджанской народной музыки. - Автореф. канд. дисс. - Баку, 1963; Иса-эаде А. Азербайджанская народная музыка (истоки, проблемы собирания и исследования. -Автореф. докт. дисс... - Киев, 1938), ашугского искусства (Эльдароза Э. Искусство ашыгов Азербайджана. - Баку, 1934; Мамедов Т. Традиционные напевы азербайджанских ашыгов. - Баку, 1988), мугамоа (Бегирова С. Проблемы мугачного формообразования. - Автореф. канд. дисс... - Таакент, 1934; Мамедова Р. Азербайджанский мугам. Истоки формирования и функционирования. - Аяторь'Ф. докт. дисс... - Киев, 1990), композиторского тзор-
чества (Абасова Э. Узеир Гаджибеков: Путь жизни и творчества. - Баку, 1985; Исмайлова Г. Муслим Магомаев. - Баку, 1975). Разумеется, перечислена лишь небольшая часть использованной азербайджанской научно-музыкальной литературы.
Особое место в ней занимают труды Уз.Гадкийекова "О музыкальном искусстве Азербайджана" (Баку, 1966) и "Основы азербайджанской народной музыки" (Баку, 1945). В первом содержатся важные для нас свидетельства становления и развития азербайджанского музыкального театра, приводимые непосредственным зачинателем этого процесса, наблюдения над процессом развития различных жанров и форм азербайджанской музыки. Во втором исследуется азербайджанская ледовая система, констатируются ее.. семантические характеристики. Отдельного упоминания требует и отличающаяся глубиной аналитических разработок работа И.Абез-гауз "Опера "Кероглы" Узеира Гаджибекова" (М., 1987), Существенную методологическую роль для исследования содержания азербайджанской музыки сыграло и обращение к работе В.Беляева "О музыкальном фольклоре и древней письменности" (М,, 1971).
Все вышеперечисленные работы предоставили нам богатый материал для изучения поставленных проблем. Конкретная же роль каждой из названных работ для нашего исследования выявляется в процессе изложения материала. Ознакомление со всеми этими трудами (и не только, разумеется, с этими) обнаружило и актуальную необходимость как постановки самой проблемы исследования феномена музыкального содержания и сравнительного анализа семантики различных типов музыкальной культуры, так и разработки вопросов содержания азербайджанской музыки.
Научная новизна работы. Содержание музыки рассматривается в комплексе двух его аспектов - вреивннбго развертывания музы-
кальной ткани и "остановленного" ее мгновения. При исследовании первого аспект автором разработана графическая схема, представляющая в абстрактно-наглядной форме процессы кристаллизации иерархии пластов музыкального содержания как объектно-субъектной категория, причем сама кристаллизованная системная иерархия пластов, как с точки зрения дифференцирования ее составляющих, так и их интеграции, ранее в научной литературе не встречалась. Впервые иьшвлены различные типы (прямые, запаздывавшие, опережающие) связей между составляющий иерархию элементами.
При исследовании второго аспекта мы впервые вступили на путь поисков терминологических обозначений этапов семантической эволюции музыки (предлагается рабочие термины "пресеманти-ка", "моносемантика", "полисемантика", "неосемантика"), а также - в определенной мере - и этапов интонационного развития.
В работе впервые осуществляется сравнительный анализ семантических особенностей музыки устной и письменной традиции. Анализ проводится по трем избранным автором каналам, которые он считает наиболее эффективными для исследования поставленной задачи. Сравнительный анализ позволяет по-новому взглянуть на семантические особенности катадого из типов сопоставляемых музыкальных культур.
Наконец, проблема содержания конкретно азербайджанской, как традиционной, так и композиторской музыки еше не являлась предметом специального рассмотрения, хотя те или иные работы, поснлшениые музыкальному искусству Азербайджана, не могли не включать замечаний по вопросам содержания анализируемых явленії,'. Однако специальной работы по этой теме не существует. Ми
предпринимаем первую попытку специально изучить содержание одной из восточных монодийных культур.
Методы исследования. Комплекс задач нашей работы потребовал использования различных методов исследования. Важнейшей методологической базой являлись фундаментальные законы диалектики. Применялись структурный анализ и элементы системного анализа. Важное значение имели и другие методы: музыкально-астетический анализ, сравнительный анализ, исторический анализ. В кавдом разделе диссертации в той или иной степени нашло выражение большинство из перечисленных методов, вместе с тем определенный метод превалирует в том или ином фрагменте работы вследствие его задачи (диалектический, системный, структурный методы в I разделе I главы, сравнительный метод - во . П главе, исторический анализ - во П разделе I главы, в ІУ, У главе, музыкально-эстетический анализ - в Ш главе).
Апробация работы. Фрагменты диссертации обсуждались на ІУ конференции молодых ученых "Проблемы развития архитоктуры и искусства Азербайджана" (Баку, 1987), на заседании кафедры этноиузыкоэнания Новосибирской государственной консерватории (1992). По окончании работы над диссертацией она была обсуждена на той же кафедре (1993) и в отделе музыки Российского института искусствознания (1994). По теме диссертации опубликованы монография "Проблемы художественного содержания азербайджанской музыки" (Новосибирск: изд-во НТК, 1992, 14,75 п.л.) и ряд статей.
Структура и объем работы. В связи с содержанием диссертации материал работы разделен на две части: общетеоретическую и историческую, разрабатывавшую вопросы содержания конкретно азербайджанской музыки (разумеется, с учетом обшевосточного
культурного контекста; в той или иной форме затронуты арабская, иранская, узбекская, таджикская, казахская, армянская, уйгурская, японская культуры). Деление ато, на наш взгляд, целесообразно, так как при всем обилии связей мекду частями они в известной мере могут существовать как достаточно самостоятельные (хотя и объединенные одним основным руслом исследования) раздели. Диссертация объемом 12 печатных листов состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы (224 наименования).