Введение к работе
' -г-' " і
їрта;ин^ процессе развития мировой музыкальной культуры опера "йрёдатавляется уникальным, в своей синтетической многоооставно-оти, видом искуоства. Это обусловило непрекращагщийся исследовательский интерес к опере в самых разнообразных аспектах: историческом, жанровом, тематическом, структурно-драматургическом и пр. Особое место занимают исследования, посвященные собственно функционированию оперного искуоства в обществе. В известной триаде: музыкальное произведение - исполнитель - слушатель, второе звено, относящееся к интерпретаторской практике оперного творчества, в данном жанре наиболее многосоставно и сложно. Комплексное исследование оперного спектакля возможно лишь с привлечением различных областей искусствоведения. Поэтому в предлагаемой работе исследование сосредоточено на изучении принципов интерпретации партитуры оперным хором.
Максимальное выявление возможностей оперного хора, а также полноценное действенное участие хора в музыкально-драматическом действии свойственно, прежде всего, операм историко-патриотиче-ской /по тематическим признакам/ направленности. Именно в них /вспомним соответственные оперы М.Глинки, М.Мусоргского, А.Бородина, П.Чайковского, Н.Лысенко, Р.Вагнера, Дж.Верди и др./ хоровое начало приобретает доминирующее значение в сюжете, композиции, драматургии. Исходя из этого, мы намеренно ограничили предмет исследования тематическими /иоторико-патриотичеокая/, хронологическими /20-е - 70-е годы/, национальными /украинская/ рамками. Таким образом, в центре исследования - хоры и хоровые оцены в украинской советской опере 20-х - 70-х годов.
Актуальность исследования. Разработка путей творческого исполнительского осмысления и художественного претворения жанрово-стилевых закономерностей, особенностей драматургии иоторико-пат-риотической оперы, опирающаяся на теорию интонации, представляется задачей первостепенной важности. С теоретической точки зрения весьма актуальным представляется комплексный подход'к решению данной проблематики с позиций теории драматургии и теории интерпретации, о последовательным применением методов интонационного анализа, где их взаимодейотвие обусловливает объективные предпосылки исполнительской трактовки конкретных произведений.
Цели и задачи диссертации. Данное исследование направлено на выработку типологических приемов интерпретаторокого решения народно-хоровых сцен в украинской советской историко-патриоти-ческой опере. Для этого необходимо:
а/ определить объективную основу исполнительского интонирования народно-хоровых сцен и отдельных хоров, условия, заданные жанровой принадлежностью, стилевым обликом произведения в целом;
б/ выявить драматургическую значимость народно-хоровых оцен в опере, их взаимоотношение и взаимодействие с другими образно-драматургическими музыкальными сферами /партией оркестра, сольными характеристиками, ансамблевыми эпизодами/;
в/ обобщить существующую художественную практику интерпретации избранных опер ;
г/ найти объективные предпосылки для выявления творческой активности и относительной свободы интерпретаторов, дать ориентиры для всестороннего воплощения образа народа в массово-хоровых оцепах.
Методология и методика исследования. Методологической осно вой диссертации является теория интонации Б.В.Асафьева и ее музыкально-исполнительский аспект, интенсивно разрабатываемый советскими исследователями. Одновременно при рассмотрении конкретных произведений применяется интерпретаторский анализ , спро ецированный на народно-хоровые сцены. Интерпретаторский анализ оперы должен опираться на углубленное, дифференцированное изуче ние художественного целого, то еоть быть уровневым по своей при роде. Его ооновные принципы подробно изложены в диссертации.
Материал иоследования. В диссертации рассмотрены принципы
* Так, в процесое подготовки работы диссертант неоднократно кої сультировался о дирижерами-практиками оперных театров республики Л.Бенедиктовым, И.Лацаничем, Ю.Луцивым, Т.Микиткой, Я. Скиби неким. Тщательно били изучены все постановки, интересу! ищх нас произведений, содержащиеся на сегодняшний день в репертуарах театров, а также - механические записи всех опер /кроме "Думы черноморской"/.
Его основные положения предложены советскими учеными, занимаї щимися проблемами интерпретации инструментального творчества,
интерпретации народно-ыаосовых хоровых сцен в украинских советских историко-патриотических операх: "Золотой обруч" Б.Лятошин-ского, "Дума черноморская" Б.Яновского, ' "Богдан Хмельницкий" К.Данькевича, "Яроолав Мудрый" Ю.Мейтуса и "Ярослав Мудрый" Г.Майбороды. Как классическая основа формирования данного жанра в украинском советском музыкальном театре, исток этого исторического процесса исследуется опера Н.Лысенко "Тарас Бульба". Таким образом, в дисоертации анализируютоя оперы, оозданные на протяжении достаточно длительного исторического этапа /с 20-х по 70-е годы XX века/ и посвященные исторической проблематике широкого спектра .
Научная новизна дисоертации видится в комплексности подхода к объекту исследования, попытке систематизировать уровневый порядок взаимосвязи "общее -конкретное" и наоборот, связать пути интерпретации народно—хоровых сцен с конкретными жанровыми и драматургическими особенностями произведения в целом. В качестве выводов предлагаются принципы интерпретаторокого анализа хорового комплекса в опере .
Практические результаты диссертации могут быть использованы и дальнейших научных разработках проблем интерпретации, оперного жанра, постановочной работе музыкальных театров над народно-мао-совыми сценами,-а также /с определенной корректировкой/ в работе академических хоров над циклическими произведениями. Результаты исследования могут найти применение в оистеме музыкального образования: курсах /хороведения, методики работы с хором, хоровой литературы, чтения хоровых партитур/, истории украинокой совет-
В задачи настоящего исследования не входит рассмотрение опер на историко-революционную тему, так как их исполнительское воплощение связано с целым рядом специфических закономерностей, которые могли бы стать предметом отдельного исследования.
Одновременно автор излагает некоторые замечания хормейстеров-практиков по поводу трактовки народно-хоровых сцен анализируемых опер.
ской музыки.