Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы целостности музыкальной формы: информационный аспект (на материале советской инструментальной музыки 60-80-х годов) Довгаленко, Нина Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Довгаленко, Нина Сергеевна. Проблемы целостности музыкальной формы: информационный аспект (на материале советской инструментальной музыки 60-80-х годов) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Вильнюс, 1990.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность. Обращенїв к кругу проблем, связанных с изучегга-,i природа целостности, ятляется одной из распространенных трада-тй музыкознания. Проистекает эта традиция из существа понятия $лостности, которое принадлежит основополагающюл понятиям искус-жоведения. Многоаспектность и разномасйтабность комплекса во-гасов, направленных на изучение функционирования художественной їлостности, позволяет оценивать целостность как качество всеоб-юоти, свойственное различным формам бытования художественного .гвриала, как один из Факторов, который обеспечивает полноту и вершенство произведения искусства.

В искусствоведческих исследованиях проблематика, в той или ой мере затрагивающая "целостность", претворена достаточно глу-ко и многопланово. Многообразие применений обусловлено тем, что елостность" по установіюіпейся терминологической традиции .рао-атривается как смысловой эквивалент "единства", "соразмерное- ", ^замкнутости" и т.д. Поэтому обращение к любому из этих аимозаменяемых понятий" оказывается необходимым при внесении эночиого пафоса а исследованиях художественных явлений разлнч-3 степени обобщенности и высоты организации. Такого рода пнтер-этация понятия, справедлігоая по отношении к классическому иску-гву, противоречит музыкальной праістпке современности. Процесс даидуализацяи речевых и языковых норм выражения является лрэд-;нлкой возникновения музыкальных сочинений, наделенных полнотой :удожебтвекнкм совершенством, организация которых нэ соответст->т классическим представлениям о целостности. Эта ситуация -га из предпосылок актуальности изучения пpoблв^я^ целостности как составное части этой проблемы, - необходимости конкретней представлений о сути понятия.

Категориальный статус "целостности" обусловлю* ает правомерно ее применения в различных сферах музыкознания. Как целостные ор шпации рассматриваются система музыкального мышления, стилевые жанровые пласт", механизмы художественного воздействия музыки, кроуровновые "срезы" целостной оргалиэации /работы М.Борода, Д. 89X1, В.Ыедушевского, Ч.НазаЛкинского, Е.Ручьевской, С.Скребков Б.Цуккерыана и др./. Вне интересов исследователей существа цело н/тгя остается один из основных объектов музыковедения - музыка цел фоша в ее наиболее обобщенном значении. Исходным пунктом в р зрешекии комплекса проблем, связанных с целостность», являете ,вопрос о том, что следует понимать под "целостностью музыка ной формы" в контексте представ тений современной науки. Логичос пр^долкенив 8-іих исследований - выяснение закономерностей функц онировачия художественно организованного музыкального целого, и том числе, закономерностей внутритекстовых. Разрешение этих про-дем представляете- задачей интересной и актуальной, поскольку н посредственно связано с одной из отерййевых проблем ыузыкознанЕ а именно - с необходимостью исследования тех механизмов функцио нирования "вещественной среды" музыкального произведена,':, котор; обеспечивают его своеобразие, конкретность, совершенство орган* зации и, тем самым, в значительной мере обусловлю ают ого худе* отвенн; в полноту и совершенство.

Актуальным является а привлечение в рамках комплексного подо да некоторых положений теории информации, что позволило выработать аппарат исследования и получить необходимые фактические данные. '

Цэль работы - выявление и изучение тех закономерностей худо-ввотвеннэ'го .лшления, проявления которых в музыкальном произведении v .условдввают целе .тнос ь аго форм*.'

3 соответствия с темой к сформулированной з диссертация цольо г&шазтея оенознкз задача исследования:

- кокдрэтдзация пр-здеззлвнкй о целостности музыкальной форик
:ак раззертнвйющзЁся в проотрзнстЕокко-вромонтшх координата* дз-
ампчзскоЗ система г

-- создание терминологического аппарата- леследованпя;

разработка аналктмчес"сй нзтодшш, направленной на из^ча-пдз елосгноетн музыкальной фэрш как динамической системы;

Проверка ї180рЄЇИЧ'"СІСїЗС ОбОСНОЗаНИІ!.ме^ОДЙКИ В ПрЗДТНКЙ КС"

лодесакзя гзтордада инструментальной иузикя советских авторов зух последних ДОСЯТИЛЗГйЗ.

ДйііііЗЛЛіошЗЛЙ 'ісслодоганкя ззашпена з виплітання отлдппого г трщгацпогашх прэдстзаяекдя о оутгоства целостности музикальної )рнн» основанного на о&ззкауппіз: полозенилз;, что позволяем рас-ттривать ее как динщдкческую екстз-му. З наупішй обшеад бесдяї-5 лакоторыз тзриюш, понятая, свяпашшз о зсояздовшшшї музька- , .ноа.форш в ва процессуальном яроявдзшш. Прзддсавна методика кшіза инфаргатавностп ЪуоькалъноИ форкы з аспектах во ннтсна-. .оішоЗ л синтаксической организация, результати нраг/енепкя його-й позволяют аргум-энтпрозать яравемзрность выдвинутой гштотози. ІШ2123а_335ШШШіШі Целостная ьг/зьжальяаа Форма расоиатря-отсл как жогжйя дшшмїїчзскзя едстэма, з которой суиз'сгвуэт рзделенныэ способы распределена! информативно зкачишх, дияамн-екп дзйствэнннх элементов. "Алгоритм".их распроделопяя служит ерзяетйуюд.та звеном мзлду на структурируемой кяоей пройззодо-я я ее реальним воплощенном а звуковой b-fstsp's. Закояомарноста опологеная информативно значимих элементов з форма прэдепрздо-о? ое вещественные гран.ды, наиболее органэтнуэ для денного лысла протяашшоегь, замкнутость п, той самим, целостность.

. 6

||Датерт"у^ом исследования послужили инструментальные произведі Шія Д.Шостаковича,. Э.Денисова, С.І^байдулиной, З.Шахиди, А.Шіш' ке,Т.Канч'ели, В.Сильвестрова, Е.Станковича, В.Юоэапайтиса и д] . созданные за г^следнио два десятилетия. Пространство ограничен! обусловлено общепринятыми представлениями о том, что именно инструментальная музыка относительно свободна от влияния внамузы-кальних факторов. Хронологические рамки ограничения позволяют ( у'човить внимание на тех структурах, которые обладают высокой < пенью индивидуализации /это свойство характеризует современную, Е том числа, отечественную музику/ и, следовательно, именно в і „проблема скрепления материала в худпественное целое стоит с ш большей остротой.

Методологическими снованиями исследования являются ключевые положення материалистической диалектики. Системный характер орі Еизацив объекта иссл дованкя -'музыкальной фзриы - позволил прі дочь некоторые достижения системологии, а конкретизация предстг Л"ний о целостной музыкальной форме как о динамической оистемо - обусловлена применением в рамках комплексного подхода тех полол иий теории информации, которые носят общенаучный характер з не обладают количественно-измерительными параметрами. В работе таї использовано основополагающее в отечественном музыкознании учен Б.'Асаф. зва об интонационной природе музыкального искусства.

Д' чктичеркая, значимость, исследования заключена в том, что пс , лученный фактический материал позволяет расширить существующие представленая о механизмах, формирующих художественную целостность в аспекте ее внутритекстовой организации, в моеь. служвді основанием для дальнейшего теоретического осмысления особенное! композицлонього строения совреыен-ofi музыки. Результаты всследс рийЕЯ Л.Л7Т найти снов е.ішєн.неи в лекционных н практических

fpoax теории и истории музыки для музыковедов И ЯСЯ0ЛНИТ8ЛЭЙ. аделенные в работе объективные факторы формирования внутритеко->воа целостности как сло:шои динамической системы в определенной )ро являются оценочными критериями художественного совершенства гзыкальной композиции. .Теоретические положения работ-, направ->нные на конкретизацию содержания понята, целостности, могут іть принята в качестве основания для построения единой теории дожеотвенной целостности. Некоторые положения диссертации используются автором в падаго-ческой практике в Одесской государственной консерватории, имена В.Неждановой - в процессе анализа современной музыки на музыко-дческом и исполнительском факультетах. Структура и объем Работы. Диссертация состоит из Введения, эх глав л Заключения, изложенных на 114 страницах, библиогра-а, включающей 244 названия и Приложения на 36 страницах.' . Апробация и практическое внедтенча результатов исследования, зсертация обсуждалась на кафедрах гармонии и сольфеддпо, сов-ленннх проблем музыкальной педагогики, образования и культуры Ж им, Гнесиных, на кафедре истории музыки Одесской государства консерватории игл. А.В.Нвддановой, на кафедра теории музы-Дитовской консерватории,её положения .обсуждались на ХХУІ иеж~ ювской конференции "Шостакович а актуальные проблема совера-шости" /Минск, 1986 г./, на Республиканской научно-теоретпче->й конференции "Актуальные вопроси развития культуры я псяус-;а, 1987 г./.