Введение к работе
Исторический генезис и формирование искусства инструментовки до сих пор не получичн достаточного освещения в музыкознании. Обычно искусство инструментовки представляется нововведением нескольких последних веков. Такое утверждение относительно верно, если говорить об инструментовке композиторской. Действительно, развитие именно этого типа инструментовки привело к самостоятельности ее как особой отрасли музыкального искусства, позволило запять важнейшее место и системе музыкального искусства и в музыкальном творчестве.
Несомненно, генезис и формирование композиторского инструментлчмонно-го искусства, его предъисторня валены не только сами по себе, но и для понимания всеобщего музыкально-исторического процессз.Иод предъпсторней в работе понимаются фазы.этапы возникновения и начала того или иного исторического процесса, которые предшествуют полному самоопределению и осознанию этого процесса его участниками и современниками.
Ключевым периодом п этом отношении является время перехода от средневековья к Новому времени: это - эпохи Ренессанса и барокко, особенно XVI и XVII века. Несмотря на сохранившийся богатый материал, далеко не все источники и факты инструментовки зтого периода известны, а известные - спстематизироианы и изучены далеко но полностью. Самые современные музыкальные энциклопедии на разных языках, труды по истории музыки и инструментовки, псторнко-аналитическне исследования содержат немало противоречий и неопределенных суждений по этому поводу.
Одна из наиболее интересных концепций, касающаяся различий стилей Ренессанса и барокко, а также возмоллшстп их объединения, была выдвинута в Италии братьями Клаудпо и Д:кулио-Чезаре Монтевердн в полемике с Джопанни-Марна Артузи па заре XVII столетня. Это-положения о "первой" и "второй"практике музыки, которые не только выразили с большой степенью адекватности самосознание многих музыкантов эпохи, но и представляются весьма ценными и плодотворными для применения в современном историческом музыкознании. К истории инструментовки они отнесены впервые и данной работе.
Цель и задачи исследования,
В целом, диссертационное исследование призвано дать ответ на следующие вопросы: Инструментовалась ли в действительности музыка в эпоху Ренессанса и раннего барокко? Л если инструментовалась, что происходило при этом, кто и как осуществлял и представлял себе инструментовку?
При решении этой научной и художественной исторической проблемы было исследовано большое количество нотных, теоретических, литературных, изобразительных и других первоисточников, втом числе малодоступных и не вошедших в научный оЗпход по данной тематике. В основном, это - материалы, относящиеся к культуре Италии, Германии, Франции, Англии, Испа'чш. Выполненные автором систематизация и анализ фактов, содержащихся в источниках, показали существование в избранный исторический период разных типов инструментовки, в том числе и весьма специфических и даже парадоксальных форм ее.
Теоретические и методологические основы исследования.
Методология диссертанта формировалась на основе творческого и научного метода профессора Ю.А. Фортунатова, рассматривающего инструментовку как специфическое искусство музыкальной герменевтики и музыкального "режиссирования", а также требующего особой точности при продвижении исследования от фактов к концепциям.
Теоретические и исторические воззрения автора испытали влияние концепции БЛ. Я юрского, п частности, идеи о единстве субъекта и объекта, мышления и' звучания в феномене музыки, об исторической конкретности и изменчивости этого феномена, о мнолсественности и единстве музыкально-исторического процесса.
В работе учтены положения о первичных и вторичных жанрах, разработанные Г.Н. Внрановским в развитие мыслей Г. Бесселера о музыке обиходной и преподносимой.
Диссертант разделяет многие музыкально-теоретические позиции И.Ф.Стравинского, Н.ІСМетнера, С.Е.ФеГтоерга; ему весьма близок исторіпескин метод анализа музыкально-теоретических понятий Словаря музыкальной терминологии, издающегося под рукоьодствоч Г.Г.Эп-ебрехтн, однако диссертационная трактовка темы сфор-мпроналасьиезапненмо or вышеупомянутых авторов.
Научная новизна исследования.
В диссертационном исследовании впервые предпринята попытка снстематнзнро-пать и обобщить факти,' доказывающие функционирование в рамках "первой" и "второй" практгкн музики Ренессанса п барокко трех типов инструментовки: композиторского (композициоппо-лпмнтдтппного), исполнительского (капельмейстерского) и "режиссерского", или "поэтического" (герменевтического^ Описаны и названы сами эти типы. Охарактеризована специфика инструментовки XVI-XVII b«koj, ее художественные субъекты и цели, "язык" инструментовки как часть сішволіпескоіі системы художественного мышления. Типичная для "первой" практики инструментовка, выявляющаяся как система ограничительных и отношении композиции условии, названа в работе лпмнтатшшои п противопоставлена оксплпкатнпнои, конкретизирующей инструментовке, преобладающей во "второй" практике.
Освещен ряд более конкретных проблем- генерализация звуковых средств I! идиоматических приемов в эпоху барокко, учение о фундаментальных и орнаментальных инструментах и о генерал-басе, систематизированы источники сш.н.о-лики музыкальных инструментов.
Практическая ценность.
Результаты исследования могут иметь педагогическое и собственна художественное значение для преподавания инструментовки, всеобщей истории музыки и истории оркестровых стилей, и том числе н при практическом обучения или аутентичной аранжировке и исполнении ренес.санснои и барочной музыки.
Структура работы.
По структуре диссертационная работа состоит из Вступления, четырех Глав, Заключения, Списка литературы п Нотных примеров. В Списке литературы - 88 названий, из них 72 - на языках, пользующихся латинским алфавитом: цитаты из этих источников переведены на русский язык диссертантом.
Апробация работы:
Результаты исследования опубликованы автором в двух указанных ниже статьях, использованы в других публикациях и довольно широко известны среди специалистов.
Данные дипломноіі работы автора, предшествовавшей диссертации, нашли отклик в некоторых монографических публикациях.
Диссертация обсуждалась на кафедре инструментовки Московской консерватории имени П.И.Чайковского и на кафедре истории музыки и музыкальной этнографии Одесской консерватории имени А.В.Неждановой и рекомендована к защите.
МАТЕРИАЛЫ И КОНЦЕПЦИЯ диссертации опубликованы в следующих работах:
1 Семенов Ю.Е. "Начертание" С.ТЛЛтадена - МЛДильгерра и немецкое музыкальное барокко XVII века // Полифошнеская музыка: Вопросы анализа: Сб.трудов / Отв.ред ЕВБязкова / Гос муз.-пед ип-т имГнееиных- МД984- Вып.75.- С.152-170.-1,2 гш.
2. Семенов Ю.Е. К вопросу о формировании инструментовки как отрасли музыкальной практики и теории в эпоху барокко // Музыка барокко н классицизма: Вопросы анализа: Сб. трудов / Отв. ред. Э.П.Федосова / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесн-иых.- М„ 1986.- Выл.84- С.56-90.- 2,Г пл.