Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Полифония в камерных фанрах клавирной музыки В.А. Моцарта и традиции XVIII века (вопросы теории и исполнительства) Черная, Марина Радославовна (1952-)

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черная, Марина Радославовна (1952-). Полифония в камерных фанрах клавирной музыки В.А. Моцарта и традиции XVIII века (вопросы теории и исполнительства) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1994.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования.-На протяганий двух веков творчество Моцарта постоянно находится в поле зрения муэк-кальной науки. Кавдая эпоха, кагдое поколение і;осп;і:;:;:г.-аі:.т его по-своему, открывая всё новке грани, отоиу .способствует и поступательное развитие гу"лнктар;гых наук, кг тог ее осус л-.-ливает потребность пересмотров и уточнений устояізпххся концепций.

В настоящей раооте предпринята попытка целостного исследования проблем полифонии Моцарта нп і:;.териале п] оизееде-ний камерных канров клавирной кузыки с точки зрения исполнителя-пианиста, истолкование сочинений ;..'оцарта опирается на музыкальную теорию ХУШ века: учения о контрапункте, генерал-басе, школы игры на музыкальных инструментах - что уточняет . МЮГИв !^'СіїК5ЛЬН0-ЇЄСС"7ИЧ0СК^Є представления о полифонической искусстве ХУЛ г/"л~ и быю^азеих в ?;оі:артовокую эпоху ис-полкитольоких градациях, nracrac-v в решении задач аутентичного исполнения.

Объединение глугык-^эедческого и исполнительского аспектов лесдедозалик е сєчсїйккн с опорой на теоретические учения, отразившие see многообразие музыкальной практики ХУШ века, представляете: "сі;їтуалг-.?п.:гі и перспективній.

Степень разработанности проблемы. Значительный исследовательский материал по лолил.онии Моиартг содержится в исторк-ко-биограіпческих трудах эарубепщх / О.Мн, Г.Аберт, Г.Сен-.уа и І.Ьизева, Э.йенк, А.Эйнштейн, А.латчкнгс и др./, и русски авторов /.А.Улыб^ев, fc.Kopr.-.os, г.Гер.гда я горная и др./.

'4

К контрапункту в творчестве Моцарта в различных'контекстах обращались такие Р.Хашерштейн, М.Шыид, А.Кеннан, А.Диккин- : сон, З.Ловински, Л.Раткер, а среди отечественных исследователей - Г.Чичерин, С.Скребков, Е.Чигарёва, В.Бобровский, Л.Гервер, Е.Титова. Екесте с тем, специальных работ по проблемам коцартовской полифонии немного /особенно в сравнении с общим количеством трудов по творчеству Моцарта/, Наиболее важными представляются исследования С.Танеева , Г.Денкерлей-на, В.Кернендэйла, А.Кинга, Ы.Талинг-Хайнали,. И.Зйсли, И.Эмер-. сон, В.Рукавишникова, Вл.Протопопова.

Исследователи моцартоэской полифонии, обращаются, как правило, к церковной музыке, к струнным квартетам и симфониям Моцарта; камерная иузыка с клавиром редко рассматривается как полифоническая. Большинство авторов, так їли иначе затрагивающих сочинения этой группы,. ограничиваются 'лишь, наиболее ' обеими характеристиками;' единичные примеры контрапунктической ;. техники из ансамблевых произведений.с клавиром содераатеяв : трудах В.Рукавишникова и Вл.Протопопова. В .книге В.Керкендэй- \ ла, посвященной фуге и фугато.в камерной музыке"ХШ века,'' ос- * новное внимание уделено ансамблям для струнных. ''-'- .; '';. '. ':.;' . Клавирнне. произведения- Моцарта в полифонических жанрах, . -а также ансаиблевая музыка с клавиром почти, не обсуздаштся и '" в трудах по интерпретации ыоцартовских сочинений /см. работы. ;

Обратившись к ученическим тетрадям Моцарта,' С.И.Танеев создал первое исследование, посвященное коцартовскому контрапунк-. ту. См.: Танеев-С. Содержание'тетради собственноручных упражнений ;.:опарта в строгом контрапункте. - В кн.:. Памяти Сергея Ивановича Танеева. .М..К47, с.162-194 /- ранее опубликовано на немецком яз!;ке в изд. JaliresknUttdirMozartemn In Sajzbtit-g, JSaL, 1913/.

Р.ііітеглиха'г П.Киса, БЛаунгартнера, К.Тике, *.Ротскльд&, И.лункеї-гюллера, В.Еурде/. Исключите составляет кльь;-.р;ал кпга соль какор.К.574,.люторая. стала предметомрассвет}с:г,:я в ряде статей /сій, и частности, ассе Л.Саронс'с^а о конкурсных исследованиях для ,'?оцартеу;.;а/. Если птоблс:^: интерпретации мог.артовсно:": клаып.ноГ: ;.*узі:кі: получили оСоО-щение в исследовании Eeu п їїауля Іадура-Оксда "Mozart -interpretation ", то аналогичного труда г.о проблемам исполнения і/.сцартовских ансал-.блевм* пггч'с^сдиіи.:; с клг<пигс*: покг не создано, йнєяиз вопросов интерпретации камерах сс-чинеккй ^опарта намечен в статьях Д.Тоеєя, книге Х.Гатнера о классическом стиле; ценные замечания содержатся.в трудах Г.Келлера. Б отечественной литературе к проблемам исполнения моцартовских трио обращалась Т.Гайдаыович.

Таким образом, как в "многочисленных зарубеяних ::ссле-

* дова:глпч, їаі; v, ъ редких отечественных работах, поднпулу)-

рих пробле.'.лі интерпретации гласирко'* и ансамблевой музики

Моцарта, отсутствует сколько-нибудь целостное представление

о-полп.1 опии в клагирноЛ пузике композитора; в то ;;:е ьреїля

sonpccoT исполнения ?::,учат особенно актуально, когда р-.чь

/v'!,ct о ;;сл'/ло»ии.-скоп письме.

'_. "ТФУ-вРгУЛ. "сслслоі-апия. Сскобніп; музмиальнны материалом і-еслед". - ;і-! г на отогрей диссертации являются произведения для клавира,, написанные-в полифонических танрах, а такяе камерные ансамбли с клавиром,- Кроме -того,"специального изучо-HJ-.1 потребовали музшмлъно-тсоретпческне памятники спогл клаесшизі-а. Ещи рассмотрен* и пєрзьздєіа на русский язык

- t

источники, ле л] ивлекааске ранее долглого вникания*. 0;,:/ако в текст {«боти «осли лишь саше необходише цитаты и сведения.

У.отод исследования. В диссертации применен.и с т о%р » к о-стилевой иитод анализа музыкальных произведений. Особенностью его использования является об[йщенив к сопоставлению обцкх норм музыкального классицизыа, .сфориулироьашых в ряде трактатов ШЛ века, с признаками шиивидуальиого стиля Моцарта: в роде полозениА данная /я'бота продолжает тенденцию, намеченную в диссертации Л.Кириллиной2. Теоретическим основанием нашего исследования служат учения ХУХ сока об А« (.от-ЬіпйЕоп'л , о 4 у ге, о, система Kfiwepiux канров /с участием кланира/, об искусстве югавирно;! игры,

І^ели и задачиИсследования? ' ','-; -.

Г. Составить целостное представление о полифонии о яла-.Л' Бирннх и ансамблевих с клашроы сочинениях Моцарта. ''.

2. Вшшить традиционные- черты, моцартовской: полифоний,.
рдссазтгія ал её в контексте кузькально-теоретических учений
JA века. ''..''. " \". ;':'""'' .'"' - " -

с. Сопоставить традиционное с икд;да;дуально-стшіевіш в «сгліторснои псли]оннчоском письме. '

4. Свойства моцартовской клаьиркой '.я ансамблевой поли|о-

хГл;<ог-сі! некоторое кз них:"/Ibbandfung vohderfuge " Ї.Марпур-
га, "Gednnken itbetdie уег^сНШшпіеИглЯеп in КотроъХюп ,
ih Vorburellung zuc FugenkenafoiiS "^і.Кирнбер'гера, "An Essay "
on Praxfi'caJ Musical Composition r л,Коллк&на, "Sldlonnaire
htbloWouC de^ mMSiciens " A„. орока в др; , ^ Ч- ,. ;

"Чі;.: Кириллина Л. Еєтховен и теория.-Цг'зцкя ХУЕ.-: ііачала лЦ . ьєі.ов. Аьторе;ерат дисс. ... ганд. кекусетьоведенкя. - &,.'і9Є.

?

ний, рассмотренные с позиций музшсоведческого анализа, осшс-

лить в связи с такими задачами исполнительской интерпр-етапии, как работа над голосоведением, артикуляцией, диншлікоп, агогикой и т.п.

5. Достичь, насколько это возможно, аутентичного поникания копартовсной музики, являющейся объектом исследования.

Научная новизна. Ново."! для отеч^с/пмлиюго музыковедения является саки постановка проблемы о f?.w ї.-сцартсьской ноли^о-н'.'-л с тр^Д1а«;лии, суп;отгсі'авй;іии в ХУь. веке: в работе установлены соответствия ыегду фугами Моцарта и "Трактатом о , уге" Марпурга, иежду клавирной ансамблевой музыкой Моцарта и трактатом "Спит истинного искусства игры на клавире" 4.Э.Еаха; опора на учение об Лг-s- Combin«itoria позволила по-новому осветить контрапунктическую комбинаторику Моцарта в угах к пн-сгл:бл.~" є клавиром. Бпс-рвн;.* в отечественное литературе осу-иесгп.тен-'г политой і : смотрения і!спиртовс!

Теоретическое и практическое" значение диссертации состоит в расширении "лрргг^пш'х'представлений о музыкальных учениях впэхи i:;-.-:c.ii!::3.'.;as во введении в .научный обиход ряда положений из учений о контрапункте и ha lorvibiruxtoria , а тлкяе некоторых сведений о ганрах камерной музыки. В исследовании осуществлен ег-есгоятельный подход к выявлен;::- признаков и;-дивидуаліного ст;:~ ля, суть которого в сопоставлении традиционных взглядов на

ісуліигу сочинения, которые ошіи за;ккскросаш в положениях музикально!: теорій /УЮ г>с;-а, со всем спектром приемов ыоцар-тонского инструї-чштального' писька. Теоретические результати, полученние- пілороіі, Сі.<.>;зьшалтся с проблемами интерпретации, что птиздано сделать исследование значимш как для музыко-седоз, так и для исполнителей.

Ъ разделах, иосеяіценгапс сопросад; исполнения, рассштрії-г.агтея кенхретіагз особенности коцартойского іслаїирного и ан* сЬмблс-рого 'полифонического письма в связи сисполнительскиыи традициями лУі- века. Рее ото помогает решать проблеш аутентичного исполнения. Под аутентичностью понимается глубокая. степень обоснования, ОС.МССЛЄКИЯ как трактовки ыоцартоБСких . произведения б целом, так и многих'деталей интерпретации с позиций теоретического анализа и исторической фактологии.-..'

сначенне работы состоит также в привлечении. Бкима--ния исполнителей к педагогов к редко звучащим полифоническим !;. сочинениям .Моцарта. Материалы'диссертации шгут быть" использо-ьдіж в учебных курсах истории зарубегноіі нузыхи,' истории ііузн-кально-теоретігческих учений н истории >:лавирного искусства. -.'

.'.Г.у-0б2і",-Я уезулЬТГ.ТОБ КССЛЄ"ДОРаНКЯ. СсНОБНЦЄ Полевения,

диссертации: неоднократно обсуждались на заседаниях каіедрн сооруженных проблей иузккальноїі педагогики, с6}азоЕания и культури Российской акадегліииузыки б Москве.-Ряд вопросов отраден в публикациях, список которых завершает автореферат. Ііа "хоцартовских чтен;^л%:прокедаих в Российской академии гуз'.'ки б 'ноябре 1991 года, автором был. сделан доклад, - посвят цеша;»: интерпретации ыопартовских клаирных,4уг. Часть ьаате--риала диссертации использована автором в цикле-лекЦкй по истерии клавкрного искусства, котерий включен в учебньй план

Тверского,музыкально-педагогического колледяса по сгкиивлп зации "Фортепиано".

СТРУКТУРА И cc,jiEFzm:z РАЕСТЫ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Введение содержит обоснование теш диссертации, материала и методологии исследовании; здесь д-ці кри-лшоский с-о-зор литературы, а такя:е обозначены перспективи применения результатов настоящей работы. Специальные раздали Введения посвящены роли клавира в музицировании '/Ж века, оОи;еГ характеристике теории <їуги, роли генерал-басового акксшане-иента в ансаиблевой иузике, значению учения об flrs Сс^Ьї -паїогіа. для творчества "оцарта, егагсстн восстановления исполнительских традиций моцартовского времени. Еолее подробное нзлслениз осаовных положении теории /JL' века, очерченных во Введении., винесено б соответствующие раздели глав диссертации.