Введение к работе
Актуальность изучения "национально-стадиального" стиля (D.Eopes) обусловлена масштабностью проблемы, ао значением как в утверждении национального самооознаняя, так и в расширения научных представлений в области стиля. Изучение музыкально-поэтических срадств на современном этапе развития белорусской музыки представляется актуальным и в силу недостаточной разработанности вопросов поэтики и стилистики на материале сегодняшней белорусское музыки в работах музыковедов республики.
Главная задача диссертации, нацеленная на изучение поэтики и стиля современное белорусской профессиональной музыки, определяет необходимость выявить, во-первых, особенности национально-стадиального стиля, во-вторых, - своеобразие некоторых индивидуально-авторских стилей ("ндиостилей"). В работе ш ограничиваемся рамками периода 60-80-х годов, насыщенного стилевыми совмещениями, мобильностью творческих манер композиторов, что делает изучение художественных явлений этой стадии особенно интересным и привлекательным.
Аслектэцня исследования мояет быть определена слэдукщпм образом:
дифференциация множества музыкальных явлений (по направлениям, тенденциям, техникам), лредставлеюшх композиторским творчеством, - во есом его жанровом и языковом разнообразии;
рассмотрении проблемы претворения черт времени в национально-стадиальном стиле;
исследование музыкальных параметров, комплекса поэтических средств, что дает возможность охарактеризовать уровень языка;
изучение индивидуальных авторских подходов, обнарзстваю-щих наряду с чертами своеобразия ir черты, относящиеся к типологической общности. Отоюда оказалось целесообразным создание как бн "групповцх портретов" композиторов раз?шх поколений, разных Еозраотных категорий.
Методология работы овяэана с комплексным подходом, который ддї'Есреніпіруется нами в зависимости от задачи. При характеристике какрообъекта (каким является вся ста.цил в целом) пз-
бираотся дз скрипт явный метод. Он позволяет, не погружаясь е детали, создать "панораму" современного состояшїя музыкальной культуру. При характериспии шдарообьеі'.та (отдельное производило) используется весь современный" музнк&3с.'дчзетиіі аппарат. Из сменных наук (эстетика, литературоведение) привлекается стилевой подход, положения учения о поэтике. ІІсзтоиу пон.
НОуЧНЫХ ООЛ'ІСЇЧХ ЗНЯЫН.
US12Q^MSA г.со.чздевання, является белорусская, нузыгл !'(— а.-х годо!? - как созданная в последние годи и еще не привлекавшая внимания музыковедов, так и yjio вопе.даая в орбиту іш~ У'пого внимания. В основне;..' рассматриваются произведения крупних форм, а именно: симфонического, концертного, кантатио-tpa-ториалькоги, балетчого жанров. Ъ поле зрения тпор^зо^во композиторов оташзго поселения (среда них: Е.Глебов, Д.Сиольскпіі, С.Кр'отоо, А.Мдивани); поколения 70-х годов (Л.Шлаг, В.'ііолччік, З.Доморацкиіі, З.Дорохин, В.Помоіїог., ОЛіалетиеп); молодих композиторов (С.Бзлптюков, Б.Кузнецов, Б.Коліітько, В.ІСурьян, В.Солтани др.). тн6ср произведение обусловлен, с оди oft сторони, "низнеспососноошо" сечлношпі, иалучиїшіх ОбЦООТЗОНЯОЙ признанно, о другоіі сторони - возможное тяш крупной формі полное аккумулировать разкообразнлз прилети авторокого стиля н стиля ьремеїш. Однако картина состояния белорусского музыкального искусства 60-СО-х гг. была би но впслно адо.чратнеіі, ес.пл би в качество материала исследования избирались тэлькс произведения високого художественного доотоичетва и пасторства. Учитывая необходимость охватить как можно больше звучащей белорусской музыки, w привлекли к анализу и произведения окопечи-ментального свойства. (Использованы оольыаЛ частім рукописные нотше материала из фогта роюза я шюзнтороз Беларуси).
Ограничения касаются, лреяде всего, круга исследуемых средств выеас'ительноотп. Сознавая, что поэтика вилшает весі комплекс языковых, жанрово-комаозациоянш: элементов, *.ат избл-рг :ельно, в зависимости от стиля, выделяем то или ипо средство, Это подокззаззется_ самій музикальним тактом - твосчесіж» почер-кш композитора, стилем произведения. 3 работе ш Ьг'еаннчпвзем-
ся вопросами теоретически! поэтики, на останавливаясь на вопросах исторической поэтики. Но по мере необходимости мы включались и в исторический или территориальный контекст.
Научная новизна определяется проблемной ситуацией, отраженной в нэучнон литературе. При всем разнообразии и шрото охвата различных сторон изучаемого объекта, еще не создано обоб-агкдего труда, отрежакцего саг-рекенные теоретические позиции. Новизна заключается її в методе, содержащем оталэвои подход с учзтом иерархических уровней стиля, и, наконец, в материала диссертации, который б значительной мере еце не стал объекте:.! исследования.
Расширение круга анализируемой музыка, создание панорама стилистических явлений современного белорусского композиторского творчества макет иметь практическое значение как бзэис для дальнейших тзорэтических исследовании и обоб^енл:!. :.'Ьтернзлы работа могут наііти применение в курсах теории и истории музыки, а тгкже в спец.классах.
Структура работы определяется ее задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, бпбллогсал.'п и нотного приложения. В первой г.-эве систематизируются наблд-икзд над стилевыми направлениям'! в белорусской музыке 60-30-х годов, а такае рассматривается уровень развития некоторых выразитель-ішх средств. Во второй главе исслздуются три авторских стиля -Е.Глебова, Д.Смольского и Л.Шлег.