Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности тематизма и его развития в симфоническом творчестве Н. Жиганова Салехова, Зульфира Якубовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салехова, Зульфира Якубовна. Особенности тематизма и его развития в симфоническом творчестве Н. Жиганова : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Моск. консерватория.- Москва, 1991.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-7/3271-8

Введение к работе

; Г.

Актуальность исследования. Видающийся советский композитор, один из основоположников татарской профессиональной музыки Назиб Гаязович Жиганов по праву занимает видное место среди крупнейших деятелей советского многонационального искусства.

Изучение симфонического творчества'Жиганова позволяет осветить важнейшие проблемы становления и развития татарской национальной композиторской школы, определить ее значение в общем музыкальном процессе. Историческое музыкознание накопало немалый опыт в изучении путей формирования и эволюции татарской симфонической музыки, в том числе музыки Жиганова, проблем ее жанрового развития и музыкальной драматургии. В связи с этим в последнее время возникает необходимость усилить акцент на собственно теоретическом исследовании этих проблем, на теоретическом осмыслении природы того или иного национального композиторского стиля. Несмотря на существование отдельных работ, затрагивапаих вопросы интонационного, ладогармонического, формообразовательного порядка в татарской музыке (выделим в этом плане труды Я.М.Гиршмаяа, Г.Я.Касаткиной, І.В.Бражник), многие проблемы эстетического, музыкально-теоретического характера в связи с творчеством Жиганова требуют дальнейшей углубленной разработки, а большая часть их до сих пор оставалась почти незатронутой.

Актуальность исследования определяется особой значимостью проблем тематизма и тематического развития для современного музыкального искусства - когда наряду с музыкальным тематизмом исконной интонационно-ладовой, мелодико-гармонической природы в музыкальной практике и особенно в теории выдвигаются явления чисто тембрового или фактурного характера (категории тёма-тембр, тема-фактура и т.п.).

Применительно к музыке Жиганова вопросы тематизма приобретают чрезвычайно важный смысл. Интонационно богатый, рожденный стихией татарской народной песенности тематический материал сам по себе составляет одну из наиболее привлекательных сторон симфонической музыки Жиганова. Тема (и прежде всего мелодия-тема) мыслится композитором как исходный художественный импульс в процессе создания симфонического произведения. Отсвда - высокие требования к качеству тематизма, его эстетической ценности. "Для меня, - говорит композитор, - нет симфонии вне рельефного тематизма, вне тем-образов, тем-мыслей....

" Масштабы симфонического наследия Жиганова (он является автором двадцати двух сочинений симфонических жанров, в том числе семнадцати симфоний), непреходящее -художественное значение лучших из его симфонических произведений, а также отсутствие обобщающих теоретических исследований по данной теме в свою очередь усиливают актуальность настоящей работы.

Исходя из сказанного, диссертация имеет своей целью:

  1. Раскрыть особенности тематизма симфонических сочинений Жиганова в его связях с народно-национальными истоками, с индивидуальными чертами его творческого метода и стиля, а также с отечественной музыкальной классикой.

  2. Исследовать процессы темообразования, интонационную природу музыкального тематизма Жиганова в совокупности его мелодической гармонической, фактурной сторон.

  3. Показать определяющее воздействие тематизма на характер

его последующего развития в процессе развертывания и становления

формы.

I. Жиганов Н. Планы и свершения, новые замыслы. -музыкальная жизнь. 1976, Я 4, с.2.

Методологическая база исследования. Проблематика исследуемой темы повлекла за собой необходимые выходы в различные области музыкознания - музыкальной эстетики, теории, истории, фольклористики. В своей работе автор опирается на методологию музыковедческого исследования, выработанную в трудам Б.З.Асафьева,В.П.Бобровского, С.С.Григорьева, Е.В.Назайкинского, В.В.Протопопова, С.С.Скребкова, З.А.Цуккермана и других.

В диссертации нашли отражение работы советских музыковедов, посвященные вопросам развития советского симфонизма, раскрывающие характер взаимодействия профессионально-композиторского и фольклорного начал, национальных и интернациональных свойств (Д.А.Арутюнова, Г.Л.Головинского, И.И.Земцовского, Г.Ш.Орджоникидзе, Н.Г.Шахназаровой, А. Юсфина), а также работы по проблемам тематизма и тематического развития (Е.А.Ручьевской, С.М.Слонимского, М.Е.Тараканова, В.Н.Холоповой, Е.И.Чигаревой и др.). Автор опирался также на опыт исследований татарской народной и профессиональной музыки в трудах Т.А.Алмазовой, Л.В.Бражник, Я.М.Гиршмана, Г.Я.Касаткиной, М.Н.Нигмедзяяова, М.П.Файзулаевой, Ф.Я.Шамсутдиновой и др-.

Важнейшим стимулом в работе над диссертацией явились личные беседы автора с Н.Г.Жигановым. Это позволило использовать его ценные высказывания по ряду проблем, способствовавшие углубленному постижению многих особенностей симфонизма Жиганова.

Материалом исследования служат все симфонические произведения Жиганова, написанные игл в разные годы в различных жаярах (поэма, увертюра, три сюиты, семнадцать симфоний). Исследованием охвачены также значительные сочинения, созданные другими татарскими композиторами в симфонических жанрах - симфонии А.Монасьшова,

_ 4 -Ф.Ахметова и др.

Большинство симфонических сочинений Жиганова находится в рукописном виде (из семнадцати симфоний к настоящему времени издано пять). В работе использовались личные рукописи композитора, а также партитуры из фондов библиотеки Симфонического оркестра Татарской государственной филармонии им.Г.Тукая.

Научная новизна работы заключается в целенаправленном исследо вании тематизма симфонических сочинений Жиганова. Интонационный анализ музыкальных тем позволяет решить важнейшие проблемы стилевого развития симфонизма Жиганова, композиционных и музыкально-драматургических особенностей симфонических циклов композитора. В работе рассматриваются процессы влияния тематизма на методы и приемы развития тематического материала.. Предпринят специальный анали полифонических принципов и приемов письма, исследованы многообразные проявления вариантно-вариационной техники развития.

Впервые в орбиту аналитического исследования вовлечены все симфонические сочинения Жиганова, включая последние его симфонии. Автор счел целесообразным разделить многолетнюю плодотворную работу композитора в симфоническом жанре на отдельные творческие эташ В диссертации дана периодизация творческого пути Жиганова-симфонис та, раскрываются характерные черты каждого из периодов.

Углубленное изучение тематических процессов вызвало необходимость введения ряда новых терминологических понятий, конкретизирук щих особенности музыкального языка композитора.

Практическая значимость работы.Материал диссертации может быть использован в вузовских и училищных курсах истории музыки народов СССР, истории татарской музыки, в преподавании теоретически} дисциплин: гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений.

Поднятые в исследовании проблемы творческого метода компози-

гора, его стилевой индивидуальности и самобытности, взаимодейст-зия фольклорного и авторского начал дают основания считать рабо-гу полезной для молодых композиторов.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована < зашите на кафедре теории музыки Московской государственной кон-їерватории им.П.И.Чайковского в январе 1988 года. Основные положения диссертации были отражены в докладах, прочитанных автором іа городской конференции молодых ученых в Казани (апрель 1987), Зсесоюзной научно-практической конференции в Алма-Ате (октябрь [987), научных конференциях, посвященных 80-летию со дня родде-шя Н.Жиганова, состоявшихся в Союзе композиторов Татарстана и казанской государственной консерватории (февраль - март 1991 г.). 1а основе материала диссертации подготовлен ряд научных статей (обсуждены на кафедрах музыковедения и татарской музыки Казанской государственной консерватории), выступлений в республиканской печати, проведены лекции для различных аудиторий.