Введение к работе
Актуальность темы обусловлена тем, что органное искусство обладает несомненной силой эмоционального и интеллектуального воздействия. Органу свойственно также качество, которое делает
- 2 _
его неподвластным капризам моды и времени. Его "величественный, говорящий будто из вечности голос" (В.Стасов) всегда вызывал сильное художественное и эстетическое впечатление. Сквозь многие века органное искусство проносит и сохраняет свою самоценность благодаря особому потенциалу духовности. В силу ряда свойств -стремления синтезировать достижения разных эпох, монументальности звучания, оркестральности и разнообразию тембров - орган оказывается способным выразить идеи большого духовного наполнения.
Задачи и цель исследования сводятся к необходимости теоретического и исторического обобщения достижений советского органного творчества, выработки комплексного подхода к вопросам становления органной композиторской школы, а также к проблемам взаимосвязи завоеваний художественной культурой прошлого с духовными потребностями современного человека. Цель исследования: воссоздать целостную картину развития советской органной композиторской школы, изучить органное творчество в перспективе и во взаимосвязях с общей эволюцией отечественной музыки, а также в параллелях с некоторыми ведущими направлениями зарубежного органного творчества.
На обсуждение выносятся следующие научные положения:
установление периодизации;
многонациональный феномен советского органного творчества;
проблема "приживаемости" традиционных органных жанров в условиях различных национальных культур;
вопрос о жанровой ориентации органного творчества в разных регионах страны;
проблематика способов претворения музыкального фольклора народов СССР в органной музыке;
рассмотрение стилевых направлений в развитии органной му-
_ з _
зики;
зависимость развития органных жанров оі определенных стилевых направлений;
направленность в эволюции форы органной музыки;
формирование импровизационной и полифонической разновидностей сюиты, сонаты и концерта;
предпосылки рождения сольной органной симфонии в советской музыке.
Научная новизна. Данная работа - фактически первое специальное исследование органного творчества советских композиторов разных регионов страны. Объектом изучения становятся многообразные явления органной музыки- с точки зрения содержащихся в ней традиционных и новаторских черт. Впервые предпринята попытка рассмотреть важнейшие стилевые тенденции, эволюцию жанров и форм советского органного творчества за семь десятилетий его существования.
Методологической основой диссертации послужили труды советских музыковедов, опирающиеся на марксистско-ленинскую философию и эстетику- исследования Б.Асафьева, С.Танеева, В.Протопопова, С.Скребкова, В.Цуккермана, Л.Назеля, А.Сохора. В'изучении вопросов стилевых направлений органного творчества привлекались научные положения и выводы В.Каратыгина, Э.Курта, Т.Ливановой, И.Не-' стьева, Н.Шахназаровой. Исключительную роль в разработке данной темы сыграли работы Л.Ройзмана по различным вопросам зарубежной и особенно отечественной старинной и современной органной культуры. В научном подходе к изучению органных произведений советских композиторов были использованы труды И.Браудо, В.Бакеевой, З.Джафаровой, Г.Кузнецовой, Р.Гучаса, Н.Лусе, Л.Мелышкаса. В работе автор опирается также на результаты исследований, рас-
сматривающих различные аспекты принципов формообразования и музыкального языка в искусстве ЇХ века (статьи и книги В.Бобров-ского, В.Задерацкого, М.Тараканова, Ю.Холопова), вопросы фактуры, гармонии, ритма (работы А.Бейшлага, С.Григорьева, Ю.Тюлина. В.Холоповой), психологии искусства (исследование Е.Назайкинско го), акустики (книги Н.Гарбузова, Е.Скучика), на монографические труды о Бахе и других крупнейших представителях классического и современного искусства, а также о камерно-инструментальном, концертном и симфоническом жанрах.
Предметом исследования являются органные сочинения композиторов республик Советского Союза. Прежде всего это опубликованные и постоянно звучащие в концертах наиболее самобытные произведения Э.Арро, И.Ассеева, С.Вайнюнаса, А.Гедике, В.Губы, СГубайдулиной, Р.Ермака, М.Зариня, А.Калныня, .Х.Кушнарева, В.Кикты, Г'.Ыушеля, О.Ниренбурга, С.Слонимского, Б.Тищенко, Д.Шостаковича, РДедрина, СЮзелюнаса, ОЛнченко и других. Привлекаются и существующие пока лишь в рукописях сочинения П.Васкса, Л.Дычко, Г.Купрявичюса.
Практическая ценность. Работа, обобщающая основные тенденции и процессы современного органного творчества, адресована композиторам, органистам-исполнителям и музыковедам. Основные положения диссертации могут быть использованы прежде всего в курсах истории музыки народов СССР, истории и теории исполнительского искусства, в подготовке исполнителей-органистов (при изучении органных сочинений современных мастеров), в процессе творческих контактов органистов и композиторов, а также в. музыкальной критике.
Апробация работы осуществлялась в ходе обсуждений на кафед- ре советской музыки и музыкальной критики Московской гссударсг-
венной консерватории; через опубликование статей по материалам исследования. Ряд разделов диссертации был представлен на московских конференциях: "Проблемы советской мрыкальной культуры 20-х годов" (в Музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки, 22 октября 1987 г.) и "70 лет Советской музыки" (в Московской консерватории, 16 декабря 1987 г.). Результаты исследования используются автором на протяжении ряда лет в лекциях по истории органной музыки в Музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки.
Структура работы. Материалы диссертации размещены в двух томах. Первый включает Введение, две аналитические главы и Заключение. Во второй том включены примечания, нотные примеры, библиография и список сочинений советских композиторов для органа соло и с участием органа.