Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Официальная концепция в советском музыкальеом искусстве рубежа 20-30-х годов и её отражение в музыкальном радиовещании Власова, Екатерина Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власова, Екатерина Сергеевна. Официальная концепция в советском музыкальеом искусстве рубежа 20-30-х годов и её отражение в музыкальном радиовещании : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1994.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Весь ход истории последних лет завержаюжегося века показал несостоятельность ряда концепция, господствуют на протяжении десятилетий в советской искусстве в целом. Музыкальная история отечества не стала в этой смысле исключением. Безусловно, создание по возможности полной картины советского музыкального наследия, свободной от догматической заданности идеологических постулатов,- дело будужего. Сегодня одной из основных задач, стояких перед современным историком, гредстав-ляется введение в научный обиход документов, не привлекдих внимания обиественности в силу целого ряда цензурных и иных причин. Среди последних и объективна»: невостребованность отдельного документированного свидетельства, зависимого от приоритетности обких идеологических установок, и обыденная инерционность научного сознания. Само судествование этого фактора в обхен развитии отечественного культурного процесса порой приводило к искаженным представлениям, что порождало неточное, приблизительное, подчас и заведомо ложное значив. Известно, что эпоха ломала отдельные творческие судьбы, покупала дарования, карала инеюжих свой голос. Перед историком, занинаржимся советским искусством, возникают и многие другие вопросы. Как, например, диктатура постановления, заменившая свободу творческой состязательности, влияла на отдельный творческий результат? Как формировалась качественно иная, по сравнению с прои-шн веком эстетическая система, господств?.юдая в отечественной музыке на протяжении полувека?

Нижеизложенное определяет актуальность исследования сложного исторического периода, какин представляется музыкальное искусство советской эпохи. Избранный ракурс определен триадой:

эпоха - художник - произведение, где внимание к первому из слагаемых объясняется, по крайней мере, двумя причинами. С одной стороны речь может идти об исключительной значимости. как представляется, социально-политического контекста в советском искусстве. С другой - и о полноя неисследованности данной проблемы.

Ограничение историческими рамками рубежа 20-30-х годов связывается с ключевой ролью данного исторического отрезка в советской культуре. Ставится вопрос о формировании официальной концепции в отечественном искусстве уходящего столетия, которое по мере отдаления исторической перспективы приобретает черты все болыей целостности.

Включение в сферу исследовательского внимания музыкального радиовещания, переживающего в изучаемое время период становления, как представляется, весомый аргумент в завиту выдвигаемого тезиса о социальной детерминированности искусства в советский период, ножное массово-гипнотическое воздействие радио, фактически явпявхегося тогда четвертой властью, трудно переоценить.

Информационное, общественно-политическое, литературно-драыатичесхое, вещание на зарубежные страны неоднократно являлись объектом научного изучения. В целом сложилась и обхая концепция истории советского радиовещания. Наиболее уязвимая в ней сторона связана с музыкальным радиовеханиен ввиду полноя его неисследованности.

Вместе с тем обращение к проблемам радио позволяет представить внехкия, как бы атмосферные слоя изучаемой эпохи, наиболее реагирующий на любое изменение политического климата. Ыузыка-есть иделогия - для советсхого

музыкального радиовеиания эта формула являлась основополагаю-жей на протяжении всей его истории.

Избранная автором позиция - заставить говорить молчавиие до сей поры факты - обусловила методологическую основу предлагаемой научной концепции. Подчеркнем: в эгой работе царствует исторический документ. Реплики автора - связусвие и обобдавжие

- сознательно отводятся на второй, комментирующий план. В кон
кретном же случае (анализ Талицийсхой жакерии'' Б.Ясенского-
Д.Кабалевского) естественно учитываются и практически приненя--
ются системные принципы традиционного музыковедения.

В свете избранной темы исследования определяются его цели и задачи. Они сводятся к следуюжену:

документально представить избранный исторический период как целостное художественное явление.

Показать, что официальная эстетическая концепция, сложившаяся в отечественном искусстве на рубеже 20-30-х годов, находится с художественной системой прошлого века в диалектических отношениях притяжения - отталкивания.

Обозначить, как искусство социальных идей, одно из боковых ответвлений концепции просвеженного универсализма, с изменением политического климата приобретает статус государственного.

Рассмотреть одну из наиважнейших в советском искусстве проблему репертуарной политики.

Определить значение 193I года.

Исследовать историю становления отечестяегаого музыкального радиоведания как важного звена формируюдейся официальной концепции.

Выявить родовые признаки теории пролетарского искусства как

основного эстетического направления изучаемого периода (на примере Талкцийской жакерии" - совместного радиоопуса Б.Ясенского-Д.Кабалевского).

Основные положения заливаемой концепции составляют научную новизну работы. Автор стремится доказать, что главным признаком отечественного искусства изучаемого периода является его социальная ориентированность, что официальный стиль в рамках данной культуры становится абсолютным ее смысловым выразителен.

Предложенный в диссертации документированный метод исследования, а также стремление рассмотреть изучаемую эстетическую систему в комплексе составляющих ее частей организационно-творческой деятельности (радио как важнейший социально-просветительский институт) может стать важным компонентом при постижении эстетических и психологических доминант феномена советского искусства. Полученные практические результаты могут быть использованы в монографических исследованиях, а также в педагогических курсах истории музыки средних и выспих специальных учебных заведений, что составляет практическую ценность труда.

Апробация работы проходила на кафедре истории современной отечественной нузыкапьнои культуры Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Отдельные научные обсуждения разделов диссертации имели место в Российском институте искусствознания, на музыковедческой конференции Московского Союза композиторов в июне 1993 года. Основные положения отражены в опубликованных статьях, список которых прилагается.

Диссертация состоит из введения,, двух глав и заключения. В приложение входят сводная таблица репертуара отечественных

- є -

музыкальных театров, составленная на основе сравнительного анализа Репертуарных справочников Главреперткома, а также нотные примеры и библиография.