Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект) Павлова, Татьяна Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Павлова, Татьяна Владимировна. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Новосибирск, 1997.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Со второй половины XX века и особенно в последние его десятилетия возрос интерес к традиционным музыкальным культурам народов Сибири и Дальнего Востока. Слабо изученным остаётся музыкальный фольклор малочисленных народов Севера. Данное утверждение звучит особенно актуально в отношении эвенской традиционной музыки, которая до сих пор ещё не вошла в поле зрения этномузыкологов. На сегодняшний день нет ни одной развёрнутой работы, посвященной вопросам эвенского музыкального искусства. Единичные краткие публикации по этому поводу отнюдь не меняют картины. В этой связи обращение к эвенской проблематике является одной из насущных задач этномузыкологии.

Исследование эвенской народной музыки представляет не только самостоятельный интерес. Повышенное внимание к традиционным музыкальным культурам народов Сибири требует включения в поле зрения учёных также сведений и об эвенском музыкальном фольклоре. Без этих данных музыкальная картина названного региона будет заведомо неполной, особенно если речь пойдёт о компаративном изучении традиционной музыки Сибири, которое само по себе представляет перспективную научную проблему.

Особая важность исследования обозначенной темы связана с тем, что обрядовый пласт эвенского музыкального фольклора принадлежит к числу таких культурных феноменов, которые в последнее время подвергаются активной внутренней трансформации. Некоторые из его элементов исчезают, если уже не утрачены в своём автохтонном виде. Поэтому обращение к избранной теме представляется в высшей степени актуальным.

Цели и задачи исследования. Основная цель данной работы -общее освещение обрядового фольклора эвенов в музыкально-этнографическом аспекте. Оно может быть осуществлено лишь в контексте представлений об эвенской традиционной музыкальной культуры в целом. Постановка подобной цели требует учёта не только собственно музыкальных, но и этнокультурных, этнографических, фольклористических, филологических параметров традиционной культуры эвенов. Её достижение возможно при решении ряда частных задач. Среди них назовём следующие:

- освоение самых разнообразных источников по смежным дисциплинам эвеноведения, данные которых допускают интерпретацию с точки зрения музыкальной науки;

введение в научный оборот значительного объёма образцов эвенского музыкального фольклора;

выработка исходных представлений о жанровом составе традиционной музыкальной культуры эвенов, прежде всего с точки зрения функционального подхода;

формирование взгляда на обрядовый комплекс с позиций его культурной роли и жанровой структуры;

рассмотрение эвенской традиционной терминологии, отражающей этнические представления о народной музыке и её обрядовых жанрах;

музыкальный анализ образцов эвенского фольклора (в первую очередь обрядового), затрагивающий преимущественно звуко-высотно-ладовые и композиционные закономерности.

Методологическим основанием диссертации послужил комплекс идей, сложившийся в отечественной науке - культурологии, этнографии, фольклористике, музыковедении. Важная роль принадлежит культурологическим концепциям, сопряжённым с проблемой обрядов и ритуала, разрабатываемых в трудах Н.А.Алексеева, А.К.Байбурина, Г.М.Василевич, Е.С.Новик, А.В.Смоляк, В.Н.Топорова и др. Существенны также положения, связанные с общей теорией фольклорных жанров, предлагаемые в публикациях П.Г.Богатырева, И.И.Земцовского, Б.Н.Путилова, Ю.И.Шейкина. Не менее методологически значимыми в контексте настоящей диссертации оказались музыкально-теоретические идеи, сопряжённые с различными аспектами музыкального мышления, монодииного, а также раннефольклорного интонирования, развиваемые в работах Э.Е.Алексеева, С.П.Галицкой, Х.С.Кушнарёва, В.В.Медушевского, А.Чекановска и др. В диссертации задействованы положения, касающиеся тембро-артикуляционных параметров фольклорного интонирования, разрабатываемые В.В.Мазепусом. Наконец, особое место занимают методологические соображения, присутствующие в эвено-ведческой литературе (А.А.Алексеев, А.А.Бурыкин, В.Д.Лебедев, Ж.К.Лебедева, С.И.Николаев, А.Е.Никулина, А.А.Петров, У.Г.Попова, В.А.Туголуков и др.). В подобных трудах представлены сведения, касающиеся различных аспектов традиционной культуры эвенов, в том числе и музыкальной.

Музыкальным материалом диссертационного исследования служат 83 образца музыкального фольклора эвенов Якутии, представляющие различные его жанры, в значительном большинстве обрядовые. Некоторые из них (5 примеров) заимствованы из имеющихся публикаций. Котировки всех остальных образцов, собранных Ю.И.Шейкиным, М.Л.Дидыком (звукорежиссёр), В.С.Никифоровой,

Т.И.Игнатьевой, А.Томским в музыкально-этнографических экспедициях 1985-1987 гг., а также автором настоящего исследования в полевой практике 1994-1995 гг., выполнены диссертантом.

Научная новизна работы определяется самой постановкой проблемы: впервые осуществлено описание традиционной музыкальной культуры эвенов, её жанрового состава с уделением основного внимания обрядовому пласту. Впервые вниманию этномузыко-ведов предлагается традиционная терминология, а также сведения из источников но смежным дисциплинам эвеноведення, связанные с музыкальной традицией эвенов, в том числе и обрядовыми жанрами. В диссертации впервые изложены музыкально-аналитические наблюдения, касающиеся ладовой, архитектонической, отчасти ритмической сторон традиционных эвенских напевов. Момент новизны также связан с введением в научный оборот значительного корпуса нотированных образцов эвенского музыкального фольклора, принадлежащих различным его жанрам.

Практическая значимость диссертации. Материалы работы могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения эвенской музыкальной культуры. Они могут быть задействованы в ходе компаративных исследований музыкальных культур как тунгусоязыч-ных, так и других этносов Сибири. Данные настоящей диссертации могут найти применение при чтении учебного курса по музыкальному фольклору (частично они уже используются в Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки). Положения диссертационного исследования можно применить в ходе формирования различных спецкурсов, связанных с традиционной музыкальной культурой народов Сибири. Музыкальный материал работы может быть использован в исполнительской практике эвенских фольклорных коллективов и ансамблей художественной самодеятельности.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки. Основные положения исследования фигурировали в докладах автора на научных и научно-практических чтениях, симпозиумах, конференциях республиканского (март, июнь 1995 г.; ноябрь 1996 г. - г.Якутск) и международного (июнь 1992 г. -г.Кызыл; август 1992 г., июнь, июль 1993 г. - г.Якутск; май 1994 г. -г.Алма-Ата; август 1994 г. - г.Якутск) уровней. Материалы диссертации отражены в опубликованных работах (см. список в конце реферата).

Структура диссертации. Предлагаемая к защите диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, списка литературы и

приложений. Приложение I содержит нотный материал (83 образца). В Приложении II приводятся 22 фотографии эвенских исполнителей.