Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

О ладо-структурных закономерностях песенной мелодии Зак, Владимир Ильич (1929-2007.)

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зак, Владимир Ильич (1929-2007.). О ладо-структурных закономерностях песенной мелодии : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1988.- 52 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность изучения мелодики в наши дни, несомненно, возрастает: стремление постигнуть процессы интонационной выразительности захватывает сегодня не только композиторов-профессио^

*' М.Тараканов. О методологии анализа музыкального произведе-аия. В сб.: "Методологические проблемы музыкознания". М., 1987,

' В.Цуккеіман. Выразительные средства лирики Чайковского. М., [Э71, С.244.

налов (многие из которых, испытав все искусы авангардизма, вернулись к относительно простой интонации), но и массы любителей музыки, число которых умножается и в среде которых растет неодолимая тяга к творчеству.

Не менее существенно и то, что массовое увлечение музыкой часто связано с низкопробной эстрадной лирикой; лишенной какой-либо мелодической содержательности. Последнее (весьма тревожная симптоматика музыкального быта) следует квалифицировать как полное игнорирование одной из ведущих классических традиций. Отсюда - насущная потребность культивировать истинные ценности искусства и, конечно же, прежде всего глубже анализировать мелодические богатства, где современное выступает как естественное продолжение традиционного.

В этом плане в нашем исследовании и рассматриваются образцы песенного жанра, интонационно сопоставляемые не только с фольклором, но и с классическим искусством. Подобная работа предпринимается впервые, и ее актуальность мы связываем с широким охватом разнохарактерных музыкальных явлений, объединенных несомненной общностью интонационной природы. Методология современного музыкознания ясно указывает: "чем полнее музыковедение вберет в себя метод и содержание общечеловеческого мышления, тем богаче, многограннее и плодотворнее будет и его профессиональный метод, тем проникновеннее окажется его возрождающее и перерождающее воздействие на современность..."1'

Раскрывая интонационные закономерности в тесном сплочении современной песни и музыкальной классики, мы и трактуем широкое понятие песенности как проявление общечеловеческого мышления,

*' В.Медушевский. О методе музыковедения. В сб.: "Методологические проблемы музыкознания", с.230.,.

как выражение доступной всем общительности, основанной на "популярных отрезках музыки" (Асафьев). Можно утверждать, что в наш устный обиход ныне входят не только интонационные знаки из популярной народной или массовой песни, но. и знаки широко распространенной музыкальной классика. И это еще одно подтверждение актуальности работы, где ладо-структурные универсалии -выводятся из разнохарактерных, многожанровых систем, органично сопрягающих прошлое и настоящее музыкального искусства.

Методы исследования. Исходя из того, что для музыковеда-исследователя "художественное восприятие было и остается совершенным и незаменимым рабочим инструментом ', объектом пристального внимания становится для нас живой процесс бытования песенной мелодии, наблюдения за ее звучанием в устах безвестных исполнителей, повсеместно демонстрирующих нам свою приверженность не только к песне, оперной арии или романсу, но и к определенной форме, в которой изложено популярное произведение. Здесь любая деталь на учете слушательской-памяти, и, следовательно,.отношение поющего к воспроизводимому им "музыкальному объекту" становится серьезным показателем тех или иных эстетических -пристрастий, выявляемых в толковании зафиксированного композиторского текста.

Критерием современности дая массового исполнителя становится не только содержательная сторона музыкального произведения,. но и структура, удобная для целостного воспроизведения мелодии, отдельавх ее мотивов, безусловно йлиэкях аудитории, но, несом-. леяао, ж "юггржгумих" ее. И любая коррекция, вяосжыая слушателем s ножні оржгашжл (особенно, ecu «та коррекция совпадает у

*' AJCecouu Восщшятле иеяоян. Кжев, 1966, о.55.

многих интерпретаторов), монет и должна служить объектом музыкально-психологического .анализа. Почему именно так, а не иначе корректируется текст? Что не устраивает здесь слушателя (исполнителя), становящегося "ревизором интонационного словаря" (Асафьев)? Какие элементы мелодического языка подвергаются исправлению? Анализ показывает, что в ответах на эти вполне естественные вопросы будут обязательно взаимодействовать такие категории, как традиционное и современное.

Их сочетание, их переплетение в сознании слушателя (исполнителя) определяет и детали ладо-структурной динамики. И можно утвервдать, что коррекция со стороны исполнителей помогает нам понять закономерности интонационного движения, самую сущность "мелодической речи", где лад и структура словно бы заранее "запрограммированы" данным песенным стилем и реализуются творческой инициативой интерпретатора, никогда не воспринимающего лад вне определенной структуры. Отсюда и сам процесс коррекции, как бы приводящей в соответствие эти два компонента единого целого. Самыми беспристрастными судьями, определяющими "надежность и прочность" мелодических структур, являются дети. Их творчество, их музыкальные игры, их восприятие интонационного мира помогло нам установить важные для нашего исследования закономерности му зыкальной речи. Здесь имели значение и -наблюдения за творческими проявлениями детей как в домашней обстановке, так и в школьном классе^.

Существенным дополнением является и сравнительный анализ, мелодических эскизов с окончательными вариантами произведения. Опыт исследований В.Протопопова, Н.Фишмана, А.Мухи, А.Климовиц-

*' Автор настоящей работы в течение 20 лет преподавал в московской музыкальной школе имени В.Стасова.

кого, Л.Корабельниковой, В.Блока и др. указывает на огромную значимость любой детали в эскизной работе композитора (А.Милка фиксирует внимание даже .на важности чисто внешних обстоятельств в характеристике творческого процесса). Особо следует говорить о документальном материале при создании песни, возникновении ее вариантов (И.Земцовский, Э.Алексеев). В массовых жанрах стенограмма творческого процесса, каким является эскиз, прямо и непосредственно связывает автора, будущей популярной песни с запросами огромной аудитории, с четким согласованием ладо-структурных элементов, которые отвечают современному звучанию "популярных отрезков музыки".

В настоящей работе, развивающей "интонационную теорию" Б.Асафьева, предлагается новый метод исследования, выявляющий глубоко скрытые процессы мелодической динамики. Стержневая основа этого метода - своего рода высветление "интонационных арок", благодаря которым'мелодия обретает не только конструктивную целостность, но и образную конкретность, неповторимость художественного облика.

Задачи исследования. Раскрыть характер мелодии, уяснить причины интенсивности ее воздействия, значит, прежде всего понять принципы ее ладо-структурного движения. Лад, как известно, - самая специфическая область, аттестующая музыкальное искусство. И удивительные проявления лада составляют один из секретов вечного бытия простой песенной интонации. Структура же * (как композиционная организация музыкальной динамики) отнюдь не изолирована от лада, а напротив, слита о ним настолько прочно, что, по существу, определяется ладом, его развитием. Отсюда и объединение закономерностей в ладо-структурные, то есть приве- ' дение этих закономерностей в спаянную систему, составные компо-

ненты коей не существуют в отрыве друг от друга.

Рассмотрение лада и структуры в полном единстве (когда лад оказывается двигателем структуры, а структура становится своеобразным "осветителем" лада) неразрывно сопрягается с реализацией "интонируемого смысла", с "произнесением звука", обретающего естественное наполнение. Именно отсюда проистекают и конкретные задачи данной работы: исходя из гипотезы (определившейся исполнительской практикой) об особом характере "блокировки" композиционной структуры и лада в наиболее ярких моментах мелодического становления (на интонационных опорах), всесторонне исследуется взаимодействие этих составляющих, выясняется, что именно таит в себе сочетание ладовых величин, совпадающих с опорами мелодии, каково реальное значение этих интонационных пунктов для композитора, исполнителя, слушателя. Устанавливается наличие системы (интонационный остов мелодии), активно влияющей на процессы создания, воспроизведения и восприятия музыки. На этой основе исследуются главнейшие принципы мелодического движения, анализируются разнообразные процессы интонационного единения, развития и динамизации. Устанавливается многогранность проявлений музыкального колорита, осветляемого или, напротив, омрачаемого системой сочетания красок интонационного остова ме- лодии.

Устанавливается не только качественная, но и количественная сторона ладо-структурной пульсации в процессе мелодического развития. Анализирувтся-различные песенные стили, где колорист тическое начало, заложенное интонационным остовом, определяет формообразование, композиционную структуру произведения.-Определяется основная причина интонационного движения от куплета к куплету, раскрывается сущность самого принципа кувпетного стро-

ения. Выявляется принцип различия в строении песни (как жанра) и песенности (как основы многожанровой системы музыкального искусства).

Коль скоро "популярные отрезки музыки" - фундамент песенности, в работе рассматриваются различные интонационные формы, в которых реализуются эти "отрезки музыки". При этом особое место занимают те формы, что образуются внутри системы, именуемой интонационным остовом мелодии. При анализе "мобильных элементов", возникающих в практике бытования массовых жанров (а также при анализе эскизов песен), выявляются некоторые побудительные мотивы творческого процесса (у композитора, исполнителя, слушателя).

Устанавливаются новые пути обнаружения национальной традиции, а вместе с тем и пути постижения интернационального в музыке. -

Научная новизна. Решение задач, выдвинутых в данном исследовании, определяет и его научную новизну. Разработана новая теория ладо-структурных соотношений в песенной мелодике, обосновывающая наиболее общие принципы структурального движения (а вместе с тем и движения лада), - теория, указывающая на родственный (а вместе с тем и индивидуальный) характер интонационной речи в самых различных стилях и жанрах музикального искусства, теория, тесно сопрягающая классику с массовой песней, теория, по-новому увязывающая традиционное о современным (на основе сохранения и развития "популярных отрезков музыки"). Эту теорию можно назвать новой в осознании жизни мелодической структуры (формообразования), эту же теорию можно назвать новой в осознании жизни лада.

Обнаружив реальное воздействие на слух человека главных

опор мелодии (образующих ее интонационный остов), автор исследует главнейшие факторы конструирования и восприятия интонационного языка. По-новому трактуются такие постоянные величины музыкального выражения, как интонационное единство и контраст, кульминация, система повторов, репризность, "интонационное резюме" и т.д. Значительно расширятся наши представления о системе средств динамизации мелодии, где интонационный остов выступает в роли своеобразного катализатора мелодического роста. Впервые исследуется "жизнь лада" в дифференциации, расщеплении его функций на скрытые и явные. Отсвда - обнаружение новых, ранее не осознававшихся факторов колористической динамики (то есть интенсивности движения, нагнетания.колорита) и - как следствие сего -факторов формообразования. .

Выявление динамики "скрытого голоса" (интонационного остова мелодии) поясняет неопознанные ранее структуры меняющейся музыкальной речи, "волнения интонации", выражающейся в варьировании частоты пульсации повторяемого тона. "Количественный фактор" в реализации интонационного остова также становится надежным регулятором форлы, указывающим на структурные рубежи развивающегося мотива..

Наличие интонационного остова (линии скрытого лада) ' расшифровывает для нас и секреты куплетного строения, необходимость принципа повтора, возвращения отзвучавшей мелодии. Линия скрытого Леда (реализация интонационного остова) обнаруживается и как важный фактор бытия "устойчивых интонационных комплексов". Другими словами, впервые устанавливаются ранее неосознанные, но весьма интенсивные формы жизни "популярных отрезков музыки".

*' Данный термин (ЛСЛ) разъясняется во П разделе автореферата.

Впервые указывается на специфические особенности творческого процесса (композиторской работы, слушательского восприятия), связанные с воздействием на слух скрытой линии ладе. Все сказанное дает новые инструменты анализа индивидуальных стилей, различных явлений в области мелодики. Вместе с обнаружением новых путей осознания национальной традиции становятся реальными и новые пути выявления интернациональных связей музыкального искусства.

Структура диссертации. Чтобы понять, как реализуются устойчивые интонационные комплексы, то есть "популярные отрезки музыки", составляющие основу песенной мелодии, необходимо осознать воздействие интонационного остова (линии скрытого лада) на слух человека, реальные функции ЛСЛ в процессе интонационного единения и развития, конструктивной организации мелодической формы. Другими словами, следует осознать формообразующие и коммуникативные функции скрытой линии лада. Именно этому и посвящены первые четыре главы исследования. После этого становятся понятными и суждения о том, как проявляют себя в мелодии "популярные отрезки музыки", какими содержательными функциями они наделяются в данном песенном стиле, как звучит традиционная интонация в ее новаторском преломлении (глава У).