Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Неклассическое звуковое пространство: музыкальная композиция начала XX века в контексте идей времени Исхакова, Саида Зауровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исхакова, Саида Зауровна. Неклассическое звуковое пространство: музыкальная композиция начала XX века в контексте идей времени : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Рос. акад. музыки им. Гнесиных.- Москва, 1998.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-6/2404-3

Введение к работе

Актуальность исследования. Начало XX века в искусстве одновременно явилось и грандиозным итогом предшествующего развития, и неким поворотным пунктом, за которым последовала качественно новая фаза его существования. Веками вырабатывавшиеся представления о том, каким должно быть произведение искусства, в этот период времени начинают кардинально изменяться, благодаря появлению художественных образов, внешний облик которых оказывается необъяснимым с традиционной точки зрения или слуха. Проблема постижения ряда музыкальных явлений начала века остается не вполне решенной и поныне. Перед исследователем эта проблема заключается в выявлении смысловых и структурных закономерностей музыкального искусства начала века и введении таких аналитических параметров, на основе которых могли бы быть выработаны критерии различения «новейших» (авангардных) художественных явлений и сосуществующих параллельно с ними «традиционно» задуманных произведений.

Основная проблема диссертации заключается в исследовании пространственных закономерностей ряда музыкальных композиций, связанных с новейшими тенденциями начала XX века. Цель работы - найти подход, позволяющий осветить в музыкальных композициях такие стороны художественной выразительности, которые ранее находились за пределами исследовательского внимания. Для ее осуществления нам потребовалось решить следующие задачи:

  1. рассмотреть существующие подходы к исследованию пространственной организации музыкальной композиции;

  2. определить степень полноты терминологического аппарата для изучения «авангардных» явлений в музыке начала XX века;

  3. найти обоснования для сопоставления пространственной организации стилистически несхожих музыкальных объектов;

  1. проанализировать с помощью найденных методов избранный музыкальный материал;

  2. выделить положения, позволяющие:

просматривать историческую перспективу организации звукового пространства в отношении различных музыкальных стилей, направлений, эпох;

сформулировать предпосылки для дальнейшего исследования пространственных закономерностей в музыке второй половины XX века.

Степень изученности проблемы. Пространственные зако
номерности музыкального произведения сравнительно недавно
стали предметом пристального изучения (работы Р.А.Зобова,
Н.Д.Ирзы, К.Мелик-Пашаевой, А.В.Михайлова, Г.Орлова,
Г.Панкевич, В.В.Селиванова, М.С.Скребковой-Филатовой,
Э.П.Федосовой; среди зарубежных исследований - Ф.Байера,
П.Булеза, Ф.Винкеля, Дж.Креймера, Я.Ксенакиса,

К.Штокхаузена). В большинстве исследований понятие «пространства» трактуется или как одномоментный срез звучания, или как «вместилище» интонационных процессов. В нашей работе мы скорее придерживаемся второго подхода, подразумевая под «звуковым пространством» некий образ пространства, являющийся как бы застывшим слепком временного развертывания музыкального текста. Учитывая, что такое пространство не самостоятельно, анализ его осуществляется в непосредственной связи с категорией музыкального времени и подчиненными ей представлениями о длительности и движении. Точкой преломления образа того или иного пространства в музыкальном времени становится «звуковое событие», понимаемое как некая целостная единица определенного уровня музыкальной выразительности.

Обращаясь к исследованию закономерностей ряда музыкальных композиций начала века, мы сочли необходимым рассмотрение научно-философских идей, окружавших смелые музыкальные эксперименты того времени; при этом в центре вни-

мания оказались пространственно-временные представления. Лишь определив сущность изменений, происшедших в физической картине мира, мы можем осознать размеры пропасти, отделяющей уравновешенный и упорядоченный мир музыки XVIII-XIX веков от необычайного и эксцентричного звукового космоса нашего столетия. Анализируя пространственно-временные представления начала XX века, мы опираемся на труды А.Эйнштейна, Г.Минковвского, Н.Бора, В.Гейзенберга, М.Д.Ахундова, Ю.Б.Молчанова (в науке); П.А.Флоренского, П.Д.Успенского, А.Ф.Лосева, Т.К.Осиной (в философии); В.Кандинского, К.Малевича, П.Клее, Н.Тарабукина, А.М.Мостепаненко, С.П.Батраковой (в искусстве).

В поиске общего знаменателя, связывающего «авангардные» концепции в науке, философии и искусстве, мы исходим из предпосылки, что в различные исторические периоды имеет место определенного рода параллелизм изменений, затрагивающих самые разные области человеческой деятельности. Такие совпадения уже неоднократно отмечались исследователями (в области методологии научного знания - работы Н.С.Автономовой, Р.Арнхейма, М.Д.Ахундова, М.К.Мамардашвили, Е.А.Мамчур, Т.Б.Романовской; в музыковедении - А.И.Бандуры, Е.А.Горячкиной, Е.О.Денисовой, А.В.Ивашкина, Л.В.Киршшиной.Т.Н.Левой, А.С.Соколова и др.). Исследуя в нашей работе феномен появления в науке, философии и искусстве начала века сходных по своему характеру идей, мы опираемся на введенное Е.А.Мамчур понятие «синхронной детерминации», при наличии которой ни одно из рассматриваемых явлений культуры «не является причиной или основанием других. Все они возникают примерно в одно и то Же время и детерминируют друг друга, не вступая в отношения порождения»1.

1 Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987. С.42.

Теория параллелизма явлений, происходящих в различных областях человеческой деятельности заставила нас прибегнуть к термину «неклассическое» для описания художественной парадигмы начала века. Данный термин был не так давно введен в аппарат фундаментальных исследований как определение специфики процессов, происходивших в тот период времени в философии и науке. В частности, М.Д.Ахундов употребляет выражение «неклассическая теория» по отношению к идеям релятивизма и квантовой механики; Н.С.Автономова и М.К.Мамардашвили используют его в более широком смысле как определение научно-философского сознания XX века в целом. При этом важнейшим отличительным признаком «неклассической» парадигмы является, по мнению ученых, отход от антропоморфных, то есть соизмеримых человеческому сознанию, представлений о действительности. Вводя в музыковедческий обиход понятие «неклассического» по отношению к новой музыкальной реальности XX века, мы учитываем лишь общие ключевые тенденции этого периода, поскольку феномен «синхронной детерминации» явлений носит, по мысли Е.А.Мамчур, «избирательный характер». Таким образом, к «неклассическим» могут быть отнесены лишь некоторые музыкальные и художественные явления начала века, которые обнаруживают пространственную организацию, сопоставимую с «неклассическими» представлениями об устройстве мироздания.

Предметом исследования являются основные топологические свойства «неклассического» звукового пространства.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что стержнем всех изменений, происшедших в начале XX века в классическом звуковом пространстве и превративших его в пространство неклассическое, является изменение его размерности. При этом вытеснение классической топологии осуществляется, на наш взгляд, по двум противоположным путям. Начала этих процессов в эволюции позднеромантической гармонии были подробно рассмотрены Э.Куртом и обозначены им

как движение, в одной случае, к энергетическому, а в другом - к
чувственно-звуковому началу. В начале XX века эти пути при
водят к формированию двух типов неклассического звукового
пространства, которое мы, по аналогии со сходной эволюцией в
изобразительном искусстве, обозначили как «двигательное про
странство», явившееся результатом «энергетического» направ
ления, и как «осязательное пространство» - итог развития в
сторону чувственно-звукового начала. (Понятия

«двигательного» и «осязательного» ' - термины П.А.Флоренского, выработанные им по отношению к двум типам пространства в изобразительном искусстве.)

Для классификации звуковых пространств, созданных
различными композиторами, к одному из этих типов вводятся
критерии их топологической эквивалентности. Этими крите
риями стали такие фундаментальные общенаучные характери
стики как континуальность/дискретность, плот
ность/разреженность, вещность/ пустотность пространствен
ной стороны звучания, а также скорость движения и мера по
следовательности звуковых событий (последовательно или од
новременно) временной стороны.

Материалом исследования послужили инструментальные произведения, созданные в период с 1908 по 1915 г.г. К.Дебюсси, А.Скрябиным, А.Шенбергом и А.Веберном. Выбор материала обусловлен тем, что именно названные композиторы создали в своих сочинениях наиболее яркие образы музыки, заставляющей думать об иной, нежели «классическая», пространственной организации. И наиболее интересным представляется переход музыкального мышления от классических пространственных закономерностей к неклассическим, который осуществляется в творчестве этих композиторов в указанный период времени.

Основные методы работы - компаративный, позволяющий проводить аналогии между различными явлениями в пределах одного исторического периода; интерпретационный, дающий

возможность постижения глубинной смысловой структуры отдельных сочинений; структурно-системный, определяющий логическую организацию исследования. (Из чисто технологических методов нами применяются некоторые принципы сет-анализа.)

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

понятие «звукового пространства», долгое время считавшееся научной метафорой, благодаря введению в аппарат исследования категорий, входящих в область математических представлений о пространстве, приобрело значение конкретного музыковедческого термина;

на основе анализа различий, обнаруживаемых в топологии классического и неклассического звуковых пространств (несоизмеримость их масштабов и скоростей осуществления в них каких-либо звуковых процессов) сделана попытка сформулировать ряд особенностей «неклассического» музыкального мышления в целом.

Апробация работы. Методология и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры гармонии и сольфеджио РАМ им. Гнесиных. Отдельные положения диссертации были освещены на следующих конференциях:

«Веберн и пути к новой музыке» (Международная научная конференция, Москва, РАМ им. Гнесиных, март 1992 г.)

«Музыка и «незвучащее»» (межвузовская научная конференция, Москва, РИ искусствознания, декабрь 1993 г.; декабрь 1995 г.)

«Проблемы музыкального смысла» (межвузовская научная конференция, Москва, РАМ им. Гнесиных, апрель 1995 г.)

«Музыка: искусство и наука» (конференция, поев. 50-летию аспирантуры РАМ им. Гнесиных, Москва, февраль 1998 г.) Структура работы. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, библиографии и приложения.