Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народно-певческая традиция терского казачества Марахтанова Галина Николаевна

Народно-певческая традиция терского казачества
<
Народно-певческая традиция терского казачества Народно-певческая традиция терского казачества Народно-певческая традиция терского казачества Народно-певческая традиция терского казачества Народно-певческая традиция терского казачества Народно-певческая традиция терского казачества Народно-певческая традиция терского казачества Народно-певческая традиция терского казачества Народно-певческая традиция терского казачества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марахтанова Галина Николаевна. Народно-певческая традиция терского казачества : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 2007.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/84

Содержание к диссертации

Введение 3-8 +

Глава I. Историко-культурные предпосылки возникновения и этнографические свидетельства музыкального быта терских казаков на территории Чеченской

Республики 9-52 4

1.1. Возникновение и формирование терского казачьего войска (XVI - начало XVIII вв.) 9-24 4

1.2. Роль терского казачества в создании кавказской оборонной линии (XVIII -начало XIX вв.) 25-38 +"

1.3. Исторический период XIX - XXI веков (хронология событий) 39-46

1.4. Полиэтнические основы терской традиционной культуры 47-52

Глава II. Певческая культура терского казачества: особенности становления и бытование 53-90 2.1. О собирателях терского казачьего фольклора 53-57f

2.2. Характеристика музыкального быта терских казаков 58-64+

2.3. Тематика и поэтика песенных жанров 65-90 f

Глава III. Музыкальный стиль песен терского казачества 91-135

3.1. Свадебные песни 93-96 4

3.1.1. Прощальные 97-102-»

3.1.2. Величальные 103-10 3.2. Былины 108-111J

3.3. Лирические песни 112-116

3.4. Плясовые песни 117-124

3.5. Песни воинского быта (строевые, походные) 125-129

3.6. Общие черты музыкального стиля 130-135" Заключение 136-137

Список литературы 138-153 f

Приложения 154 Содержание нотного приложения 155-156 +

Нотные образцы 157-183 +

Данные о записях песен 184-188 + Иконографические материалы 189-194 

Введение к работе

В судьбах России и евразийского пространства в целом на протяжении веков значительную роль играли казаки - самобытные общности людей, объединенные мифом этногенетической близости, обычаями, принципом самоорганизации, особым статусом в обществе.

Терские казаки были передовыми отрядами российской

территориальной колонизации в направлении южных границ и по мере складывания, расширения, укрепления централизованного государства постепенно утрачивали свою «вольницу», элементы автономности, превращались в часть служилого сословия.

Казачья общность вообще, и терская в частности, характеризовалась традициями самоуправления, восходящими к военным структурам, организованным на принципах демократии. Прибывая в экстремальной ситуации постоянного вызова, казаки выработали в качестве ответа специфический образ жизни и самозащиты, эффективную систему хозяйствования, органичное сочетание военного дела и земледелия, скотоводства, рыболовства, бортничества, охоты. Воин, пастух, пахарь, охотник в одном лице - казак был способен как к автономному жизнеобеспечению, так и к совместным действиям в артели, станице, отряде, войске.

Северный Кавказ, место проживания терского казачества, по многим признакам считается уникальнейшим регионом мира: он обладает неповторимыми природными и социальными особенностями этнической культуры (едва ли найдется в мире столь высокая плотность разнообразных этносов на сравнительно небольшой территории).

Чтобы изучить культуру народа, традицию, нужно понять обычаи и нравы, язык, песни, игры, поверия и сказания, сохранившиеся в народной среде. История терского казачества и к настоящему времени еще не достаточно изучена. Современное большинство казачьего населения о великих делах своих предков знает не очень много: в основном по устным преданиям и легендам, принимаемым за достоверные факты. Необходимо отметить, что в большинстве сохранившихся исторических текстов часто упоминаются гребенские казаки. Гребенскими именовались казаки, поселившиеся на склонах Сунженского хребта (Гребня) за Тереком, вероятно, в начале XVI века; позднее, в XVIII веке они перешли на левый берег Терека, где образовали, пять станиц, существующих и сегодня: Червленная, Старощедринская, Новогладковская, Старогладковская, Курдюковская (см.карту с.2). Гребенских казаков считают старейшими поселенцами на Северном Кавказе [Путилов, 1960]. Терское войско, в отличие от гребенского, жившего на гребнях гор, располагалось в низовьях Терека, на морском побережье. Возникновение терского казачьего войска в более поздние сроки, чем гребенского, является важным историческим фактом.

На протяжении определенного периода титульное название, понятное многим, терские казаки, приобретало в результате объективных исторических процессов различное наполнение: казаков называли гребенскими, терскими, семейными, линейными, Сунженскими, кизлярскими. Поэтому для удобства, мы применяем в данном исследовании их общее титульное название терские казаки, за исключением случаев упоминания гребенских казаков в тех случаях, когда это необходимо.

Говоря о структуре диссертационного исследования важно отметить, что осуществляемый в первой главе «панорамный обзор» исторического пути народа, условное деление его на временные периоды, избраны нами умышленно. Рассматриваемая цепь исторических событий, их взаимосвязь явились базовым фактором появления и формирования народной музыкальной традиции в исследуемом локусе. Применение подобного подхода к построению работы дает возможность осмыслять и анализировать эволюционное движение, подтверждая правильность вывода о природе формирования терской народно-певческой традиции как традиции синтезированной, позднего смешанного формирования. Актуальность настоящего диссертационного исследования «Народно-певческая традиция терского казачества» связана с необходимостью исторических «реставраций» памятников культуры, включения их в контекст современной культуры, в том числе и музыкальной и принадлежит к числу важнейших задач современного этномузыкознания. Из всего спектра направлений, в русле которых может развиваться исследование, в данной работе избрано изучение песенной традиции как музыкально-этнографического целого.

Особую остроту названное направление научных исследований приобретает по отношению к фольклорным традициям позднего формирования, сложившихся в результате вторичной локализации и взаимной адаптации разнородных элементов коренных народно-песенных систем европейской России, не только важностью регионального аспекта изучения русской народной песенности, но и разрушенностью этой культуры вследствие известных военных событий на Северном Кавказе на территории современной Чеченской Республики в местах традиционного проживания терских казаков (бассейн реки Терек).

Обращение к данной теме также сопряжено с решением ряда проблем историко-культурного и этномузыкального развития народно-певческой традиции терского казачества, уникальной своей синтетической природой формирования, а именно: комплексным изучением - исторических предпосылок возникновения, особенностей становления и бытования певческой культуры, музыкального стиля песен исследуемой локальной народной традиции, рассмотрение проблематики во всем объеме и взаимодействии его составляющих. До настоящего времени изучение терской народной традиции осуществлялось в рамках различных исследований: исторических - как этнополитических, филологических, музыковедческих, без сопоставления их данных.

Целью настоящего исследования является комплексное описание певческой традиции терского казачества, которое в отечественной науке осуществляется впервые. С этой целью в диссертации решается основная задача -на основе многостороннего изучения реконструировать народно-певческую традицию терского казачества, выявить ее основные стилистические признаки. В связи с этим нужно отметить, что в сложившейся ситуации объективной разрушенности всего уклада жизни терского казачества неоценимую роль играет тот факт, что традиция сохраняется в памяти старшего поколения, что и позволяет совершить ее реконструкцию.

Основная задача диссертации предполагает решение ряда более частных задач:

? Выделение этапов формирования и развития терского казачьего войска;

? определения специфики этногенеза терского казачества;

? исследование жанровой музыкальной системы, поэтики текстов песен;

? осуществлеше структурно-типологического исследования песен данной народно-певческой традиции;

? определение места песенного фольклора терского казачества в системе диалектов русской песни.

Материал исследования составили расшифровки аудиозаписей песен и бесед с исполнителями, записанные в фольклорных экспедициях: И.Горсковой (1984г.), Т.Стариковой (1988г.), автором (1992г.); аудиозаписи, датированные 1967, 1969 годами, из архива фольклорно-этнографической студии «Забава» (под рук.А.Глумовой) областного Дома искусств г.Саратова; архивные аудиозаписи и нотации песенного материала, зафиксированные известным фольклористом А.С.Кабановым (г.Москва); этнографические материалы и нотации песен архива Фольклорной Комиссии Союза композиторов Российской Федерации, архива Проблемной научно-исследовательской лаборатории (ПНИЛ) по изучению традиционной музыкальной культуры РАМ им.Гнесиных, архива Московской Государственной Дважды Ордена Ленина Консерватории (МГДОЛК).

Помимо музыкального материала мы опирались на исторические и историко-этнографические публикации конца XIX и начала XX веков. Наиболее важные из них: Е.П. Савельев. Предки древнего казачества.т.1-Владикавказ, 1904.-185 с; И.Д. Попко. Терские казаки со стародавних времен. Ист.очерк. Вып.1.-СПб.,1880г.; Ю.И. Сухарев. Лазоревый цвет (Страницы казачьей истории).-Чапаевск,2001.-337с; Л.Б. Заседателева. Терские казаки (сер. XVI - нач. XX веков). Историко-этнографические очерки.-М.,1974.; Б.Н. Путилов. Песни гребенских казаков. Исторические песни на Тереке.-Грозный, 1946,1948; фундаментальный отечественный труд, посвященный обобщенному изучению русских исторических песен XIII - XVI веков, а в частности и терских, подготовленный и изданный в цикле «Памятники русского фольклора» в 1960 году Б.Н.Путиловым1 в соавторстве с Б.М.Добровольским. Вместе с тем в работе была использована мемуарная и эпистолярная литература, современная научная литература, в которой данные источники интерпретированы.

Задачами диссертации определяются методы исследования. Исследование народно-певческой традиции терского казачества опирается на комплексный (или междисциплинарный) метод, предполагающий изучение традиции во всех ее составляющих: так структурно-типологический метод, сформулированный как методологическое направление в фольклористике второй половины XX века в трудах крупнейших отечественных этномузыкологов Е.В.Гиппиуса, Б.Б.Ефименковой, М.А.Енговатовой, а также исследования по народному музыкальному ритму и звуковысотному строению песен (Т.С.Бершадской, Б.Б.Ефименковой, И.И.Земцовского, К.В.Квитки, Ф.Колессы, С.Людкевича, О.А.Пашиной, Ф.А.Рубцова, П.П.Сокальского, В.М.Щурова и других) и русского народного стиха, представленные трудами отечественных филологов XIX-XX веков, Е.Белецкой, А.Востокова, П.Голохвастова, Д.Дубенского, В.Классовского, Ц.Неймана, И.Пенинского, А.Потебня, Б.Путилова, И.Срезневского, М.Штокмара.

Помимо этого мы руководствовались системным подходом, который со

Б.Н.Путилов, в 40-е гг. XX века руководил кафедрой литературы Грозненского пединститута. Являлся организатором фольклорных экспедиций 1945 года в станицы Старогладовскую, Червленную и Старощедринскую. Результаты экспедиций были опубликованы им в сборниках «Фольклор терского казачества», «Песни гребенских казаков» под редакцией Н.И.Пруцкова в 1946 году, а в 1948 году вышел второй выпуск серии «Фольклор терского казачества». второй половины XX века активно применяется в гуманитарных науках. В нашем случае системный подход предполагает рассмотрение терской певческой традиции как сложноорганизованной этномузыкальной системы, со своим набором компонентов (жанров, песен), с определенными функциями этих компонентов в традиции и наличии различных форм их взаимосвязи. Системный подход осуществляется и в отношении музыкально-поэтических текстов (песен), которые понимаются нами как синтез компонентов поэзии, ритма, лада, мелодики, многоголосия напевов. Безусловно, в своей диссертации мы также опирались на методы, сформировавшиеся в музыкознании и смежных науках, таких как этнография, история, социология, культурология, семиотика. 

Работа состоит из Введения, Трех глав, Заключения, Списка литературы и Приложения. В первой главе, носящей вюдньш характер, рассмотреньї историко-культурные предпосылки, этапы становления и этногенез народной традиции терских казаков. Во второй главе дана характеристика певческой культуры, рассмотрена тематика песенных жанров. В третьей главе предпринято структурно-типологическое исследование систематики песен, выявлены общие черты музыкального стиля терской народной традиции. В Заключении подведены итоги исследования. Приложение содержит нотные примеры, фото- и иконографические материалы.