Введение к работе
-- Pi:^;";
Актуальность исследования. С.С.Прокофьев выступил в начале столетия как композитор-новатор, открывший новые пути в развитии музыки. Его ранние произведения вызвали горячие споры в среде критиков и слушателей, но сторонники и противники композитора не расходились в одном - они не подвергали сомнению новизну музыки, радикально расходившуюся с привычными о ней представлениями, в частности, с господствовавшими на рубеже двух веков поздним романтизмом и импрессионизмом. Представление о Прокофьеве как о радикальном новаторе держалось довольно долгое время -в Советском Союзе оно сохранялось вплоть до середины 50-х годов, когда внятно заявили о себе направления послевоенного авангарда. Но постепенно все более явственно осознавалась укорененность музыки Прокофьева в творчестве его предшественников, в отечественной музыкальной традиции. Итогом такого переосмысления стало утверждение Прокофьева как классика музыки XX века, как продолжателя традиций русской классической музыки. В отечественной литературе о музыке такое понимание творчества Прокофьева отразилось в ряде трудов, появившихся в 60-е годы и позднее в связи с переоценкой истории музыки XX века и признанием его лучших достижений как классических.
Естественно, что значительное место в работах исследователей заняла проблема традиций классической музыки и связанная с ней проблема неоклассицизма, с которой соприкасалось и творчество Прокофьева. Отметим, что о неоклассицизме как отличительной черте прокофьевского творчества писали современники композитора, авторы первых откликов на его ранние работы: В.Каратыгин, Н.Жи-ляев, С.Фейнберг, Б.Асафьев. Вопрос этот поднимали также иссле-
-г -
дователи более позднего времени, в частности, И.Нестьев - автор первого фундаментального труда о лизни и творчестве композитора.
Необходимость данной работы вытекает из потребности изучения проблемы неоклассицизма на новом исследовательском уровне при опоре на категории стиля, ланра, прообраза.
В настоящем исследовании ставится проблема истоков стиля Прокофьева, классических основ его творчества как в сочинениях неоклассической линии, так и линии новаторской. Проблема эта освещается с позиций функциональной теории тематизма, разработанной в трудах В.Бобровского и Е.Ручьевской. Во главу угла поставлена категория музыкального прообраза в новом ее понимании. Исследование проводится на примере ранних фортепианных сочинений Прокофьева - цикла пьес ор.12, отражающих неоклассические искания композитора, и цикла "Сарказмы", представляющего одно из наиболее ярких выражений его новаторских устремлений.
Цели и задачи исследования - определить природу музыкального прообраза и на его основе выявить истоки творчества Прокофьева в отечественной и зарубежной музыке различных исторических эпох и вместе с тем показать характер обновления традиции в ранних сочинениях композитора. В изучении проблемы прообраза в музыке Прокофьева выделены следующие аспекты: I) музыкальный прообраз как комплексная категория стиля; 2) музыкальный прообраз как результат взаимодействия двух уровней - внетекстового и внутритекстового. В пьесах ор.12 основная задача сводилась к раскрытию связи со старинной музыкой второй половины ХУЛ и начала ХУШ века и одновременно - к показу ее укорененности в русской классической традиции второй половины XIX столетия. В анализе пьес ор.17 (цикл "Сарказмы") поставлена проблема радикаль-
ного претворения в этом цикле русской классической традиции. В решении этой задачи ведущим стало определение основных формул стиля, преломленных в музыке Прокофьева, - общежанровых, типовых и индивидуальных, представленных в творчестве отдельного композитора и даже в конкретных его произведениях.
Научная новизна работы. В диссертации предпринята попытка разработки метода целостного анализа произведения на основе категории музыкального прообраза. Анализ проходит через ряд этапов: I) установление объекта исследования (выбор произведений с ярко выраженной неоклассической или новаторской ориентацией); 2) традиционный целостный анализ избранных произведений; 3) выявление особенностей индивидуального стиля композитора; 4) определение стилистических пластов прежней музыки, преломленных в сочинениях Прокофьева; 5) определение и систематизация типовых формул, отраженных в музыке Прокофьева; 6) целостный анализ произведений на уровне соотношения функций тематизма; 7) определение типовых формул различных компонентов стиля: мелодики, гармонии, склада музыкального изложения, фактуры, композиционных структур.
На основе разработанного метода проведен анализ произведений двух циклов, дающий представление о характере воспроизведения и обновления типовых формул стиля, отраженных в прокофьевс-кой музыке.
В фортепианных пьесах ор.12 выделены типовые формулы стиля, утвердившиеся в европейской музыке, предшествовавшей роман-тизму, и обновленные Прокофьевым. В цикле "Сарказмы" дано обоснование своеобразного "неоромантического" стиля Прокофьева, ос-.нованного на переосмыслении и обновлении типовых интонационных
формул русской и западной музыки XIX века, связанных с воплощением гротесковых образов.
Практическая ценность работы. Предложенный метод анализа произведений с учетом основополагающей роли музыкальных прообразов может быть использован в курсах музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин консерваторий, в исследовании соотношения традиций и новаторства в творчестве композиторов неоклассической ориентации. Кроме того, он может быть также применен в курсе анализа музыкальных произведений в целях более глубокого исследования их текста, основанного на двусторонней специфике музыкального содержания.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась 26 июля 1989 года на секторе музыки Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР. Основные положения диссертации были освещены в статьях: "Традиции русской музыки в "Сарказмах" Прокофьева" (сборник статей "Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания", М., 1981) и "Система музыкальных прообразов в фортепианных пьесах С.Прокофьева (ор.12 и ор.17)" (М., 1984).