Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

«Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» Дьяконова Варвара Егоровна

«Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий»
<
«Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий» «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий»
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дьяконова Варвара Егоровна. «Музыкальные инструменты народа саха в свете классических типологий»: диссертация ... кандидата : 17.00.02 / Дьяконова Варвара Егоровна;[Место защиты: ФГАОУВО Дальневосточный федеральный университет], 2017.- 333 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Фольклорные (традиционные) фоноинструменты как основа инструментального музицирования народа Саха 32

1.1. Традиционные идиофоны в их связи с сакральными представлениями и хозяйственной деятельностью якутов 33

1.2. Традиционные мембранофоны 56

1.3. Традиционные хордофоны 66

1.4. Традиционные аэрофоны 84

ГЛАВА 2. Реликтовые явления в инструментарии: архаичные, легендарно-мифологические и исторические фоноинструменты 88

2.1. Архаичные звуковые орудия и их роль в обрядовой практике и хозяйственной деятельности якутов 88

2.1.1. Архаичные идиофоны 89

2.1.2. Архаичные хордофоны 101

2.1.3. Архаичные аэрофоны

2.2. Легендарно-мифологические мембранофоны 112

2.3. Исторические аэрофоны 132

ГЛАВА 3. Современные (инновационные) музыкальные и фоноинструменты – ответ на потребности музыкальной практики сегодняшнего дня 138

3.1. Современные фоноинструменты как усовершенствованные традиционные 140

3.1.1. Современные идиофоны 140

3.1.2. Современные хордофоны 152

3.1.3. Современные аэрофоны 155

3.2 Инновационные мембранофоны, созданные на основе архаичных и легендарно-мифологических фоноинструментов 156

3.3. Заимствованные инструменты 161

3.4. Проблемы идентичности и достоверности инновационных инструментов 169

3.4.1. «Авторские» инструменты 170

3.4.2. Эолофоны М. Н. Жиркова – гипотеза или фантазия?... 173

Заключение .178

Список сокращений 186

Введение к работе

Актуальность избранной темы обусловлена необходимостью сохранения нематериального культурного наследия якутов. Сохранение и популяризация нематериального культурного наследия - одно из приоритетных направлений деятельности ЮНЕСКО. В соответствии с Конвенцией об охране нематериального культурного наследия, принятой в 2003 г., нематериальное культурное наследие, его охрана и популяризация исключительно важны для поощрения живой культуры как совокупности обычаев, языков, традиций, исполнительских искусств, обрядов и праздников, знаний и навыков, которые, в конечном счете, обуславливают появление новых форм культурного самовыражения. В этой связи, изучение якутских музыкальных инструментов является важной составной частью сохранения нематериального культурного наследия.

Исследование традиционного музыкального инструментария является одной из важных проблем современного искусствоведения. Каждая культура на протяжении своей многовековой истории сохранила определенный музыкальный инструментарий, который впоследствии стал своеобразным символом культуры народа в целом. Являясь, с одной стороны - орудием воспроизведения музыки, а с другой стороны - материальным предметом культуры, музыкальный инструмент воплощает в себе не только эталонные звуковые представления людей, но также является материальным носителем культурной символики и эстетического совершенства.

Музыкальный инструмент имеет эталонирующее значение для культуры (Ю. И. Шейкин). В настройке струнных инструментов, в основных тонах колоколов и варганов, в мелодике духовых инструментов стабилизируются принятые в культуре лады и звукоряды. Значимые для культуры тембры фиксируются в типах звукоизвлечения инструмента, а основной мелодический фонд закрепляется в традиционных наигрышах.

Музыкальный инструментарий народа саха с точки зрения истории его становления, бытования, развития и современного состояния на данный момент изучен недостаточно полно. Сведения, имеющиеся в трудах русских политических ссыльных, путешественников XVIII-XIX вв., содержат краткие упоминания о бытовании у саха металлического варгана хомус, струнно-смычковой лютни кырымпа и шаманского бубна дунур. Лишь во второй половине XX века началось музыковедческое исследование якутских музыкальных инструментов, однако оно коснулось, в основном, инструментов, значимых для концертного музицирования (сольного и оркестрового). К сожалению, в тени внимания музыковедов остались традиционные инструменты, связанные с ритуалом, трудовой деятельностью,

игрой, либо ушедшие из современной звуковой практики. Не было составлено и целостное представление о системе якутских музыкальных инструментов, не была произведена полная «инвентаризация» имеющихся в культуре инструментов и звуковых орудий, не составлена их классификация. В связи с этим, проблемы изучения традиционных якутских музыкальных и фоноинструментов остаются актуальными.

Еще одной проблемой, связанной с предыдущими, и имеющей
практический характер, является возможность возвращения в культуру якутов
«забытых» и утраченных инструментов при помощи их реконструкции.
Практическое использование, живое звучание традиционных и полузабытых
инструментов будет иметь важное значение для более полного воплощения
музыкальной идентичности народа саха. К сожалению, существующие
оркестры и ансамбли якутских народных инструментов не используют в
полной мере в своём репертуаре уникальные звуковые возможности
традиционных инструментов. Иногда национальные инструменты

используются только в качестве внешнего броского аксессуара, либо символа без попытки играть на них. Более того, звучание некоторых архаичных инструментов, приемы игры на этих инструментах до сих пор не поняты (это касается инструментов в музейных коллекциях). Это происходит из-за недостаточной изученности фонда музыкальных инструментов народа саха.

Таким образом, в современном музыкознании, несмотря на обилие фактических данных о конкретных инструментах, до сих пор не произведена типологизация фонда музыкальных и фоноинструментов саха на основе их полного описания, структурно-функционального анализа и исторического осмысления. Решение данной проблемы имеет важное значение для полноценного представления о традиционной и современной музыкальной культуре саха, а также развития якутской инструментальной музыки.

Якуты (самоназвание саха) – тюркоязычный этнос Сибири, численность которого по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 478085 человек. По территории расселения якуты подразделяются на четыре основные группы: амгинско-ленские саха, вилюйские саха, олёкминские саха и северные саха и в основном проживают на территории Республики Саха (Якутия). Формирование народа саха завершилось к XV-XVI вв. По сведениям исследователей XIX-XX веков, в этногенезе саха участвовали как тунгусское население таёжной Сибири (Ф. Ф. Васильев), так и тюрко-монгольские племена, расселившиеся в Сибири в X-XIII вв. и ассимилировавшие местное население (Г. Ф. Миллер, Я. И. Линденау, Н. Ф. Остолопов, Г. В. Ксенофонтов, А. П. Окладников). В первой четверти

XVII в. к началу колонизации Ленского края Якутии Русским государством, жившие здесь якуты-саш делились на 35-40 экзогамных «племён». Крупнейшие племена назывались кангаласцы, намцы, мегинцы, борогонцы, бетюнцы и батурусцы. Основными традиционными занятиями саха были и являются коневодство, разведение крупного рогатого скота, на севере -оленеводство, а также рыболовство.

Степень изученности проблемы. Первые сведения о якутских музыкальных инструментах появились в XVIII-XIX вв. в трудах исследователей, путешественников и политических ссыльных Я. И. Линденау, Н. С. Щукина, А. Ф. Миддендорфа, Р. К. Маака, В. Ф. Трощанского, В. Л. Серошевского, И. А. Худякова, В. Н. Васильева, Э. К. Пекарского и др. В них отмечено бытование у якутов нескольких разновидностей хомуса (деревянного, костяного и железного), струнно-смычкового инструмента-кыръшпы, струнно-щипкового «инструмента вроде балалайки», двух разновидностей шаманского бубна, ударного мембранофона табык, погремушек на шаманских атрибутах кыакаан, бубенчика хобо, колокольчика чуораан и подвески-погремушки аарык. Однако наиболее полно описан шаманский бубен - дуцур (Р. К. Маак, И. А. Худяков, В. Н. Васильев, Э. К. Пекарский, В. Л. Серошевский, В. Ф. Трощанский и др.). Необходимо отметить вклад в историю изучения якутских музыкальных инструментов историков и этнографов ХХ в.: академик А. П. Окладников предполагает наличие у якутов струнного инструмента, родственного тамбуровидным инструментам древности; этнографы Е. Н. Романова, Г. У. Эргис и С. И. Боло отмечают бытование у предков якутов ритуального фоноинструмента табык из высушенной шкуры животного.

В ХХ веке изучение музыкальных инструментов идет в общем русле собирательской, фольклорной, композиторской, музыковедческой деятельности по исследованию музыкальной культуры саха.

В послевоенный период начинается изучение музыкальных инструментов саха для потребностей музыкальной практики республики: в конце 1940-х - 1950-е годы были предприняты фольклорные и музыкально-этнографические экспедиции по всем районам Якутии, в результате чего появились труды о якутских музыкальных инструментах.

М. Н. Жирков в труде «Якутская народная музыка» приводит первую классификацию якутских народных музыкальных инструментов, подразделяя их на ударные (собственно ударные и шумящие), духовые (амбушюрные, флейтовые и язычковые) и струнные (щипковые, смычковые) группы. В группу духовых инструментов включены язычково-щипковые инструменты хомус и варган; древняя свирель или флейта, найденная А. П. Окладниковым в

Малом Мунку; тальниковая или деревянная якутская дудка и «ветряная сирена» (эолофон). В состав группы ударных инструментов вошли шаманский бубен дуцур, барабаны купсуур, «поколотка с металлическими струнами и побрякушками», по которой ударяли палочкой, подобной колотушке шаманского бубна. В целом, собранная М. Н. Жирковым информация об инструментах имела важный практический смысл (создание оркестра якутских народных инструментов), однако, с точки зрения этноорганологии сделанные композитором описания музыкальных инструментов нуждаются в корректировке.

Мастер-изготовитель якутских народных инструментов А. И. Чахов в книге «Саха былыргы музыкальнай инструменнара» (1993) привел собранную в 1960-1970-х гг. ценную информацию относительно технологии изготовления идиофонов (хомуса с кольцом бикилэхтээх хомус), струнных инструментов (смычковой лютни - кырымпы), струнных щипковых инструментов (кылыках и таксыр), а также этнографические сведения (фольклорные рассказы) о бытовании инструментов и верованиях.

Наиболее полным обобщающим трудом по музыкальным и фоноинструментам народов Сибири является исследование Ю. И. Шейкина «История музыкальной культуры народов Сибири». Исследователь рассматривает каждый органологический тип в исторической эволюции, через существующее разнообразие конкретных образцов инструментов, описанных с точки зрения конструкции, терминологии, способов изготовления, приемов звукоизвлечения, функции в культуре, а также значительно расширяет круг музыкальных инструментов саха за счет выявленных им фоноинструментов: идиофоны из коровьих копыт (туйах) и рогов (муос), трещотка тарылыыр, вращающийся кол с четырьмя лопастями тыал-табык; жезл белого шамана с металлическим колокольчиком дъалбыыр; квадратный барабан чуврэкин дъуврбэ дуцуР; свистящий прут кускуур, гуделка икиирэр, полая стрела квцдвй ох, свисток из тальника чууИурбэ, напеваемая труба туос ойдуо, дудочка из тростника от хомус; щепка мае хомус; «гулкий лук» с роговыми накладками дъирилики муос саа; смычковая цитра кылыках; бубен с пятью струнами дъарыкта дуцур.

Частичные сведения о якутских музыкальных и обрядовых инструментах содержатся в трудах Н. Пейко, И. Штейнмана, Г. А. Григоряна, И. Д. Избекова, П. П. Семенова, И. Е. Алексеева, Г. Г. Алексеевой и др.

В изучении якутских музыкальных инструментов значительную роль играют зарубежные, российские и республиканские музейные коллекции музыкальных инструментов саха, которые пока мало изучены музыковедами: это коллекции Американского музея естественной истории (г. Вашингтон),

Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера, г.
Санкт-Петербург), Всероссийского музейного объединения музыкальной
культуры имени М. И. Глинки (г. Москва) и ряда краеведческих музеев
Республики Саха (музеи г. Якутска, г. Вилюйска, г. Верхоянска,

с. Бердигестях Горного района, с. Тойбохой, с. Эльгяй, с. Сунтар Сунтарского
района и др.). Российские и якутские музеи начали коллекционировать
музыкальные инструменты саха примерно со второй половины XX века,
собирательством музыкальных инструментов занимались совершавшие
экспедиционные поездки по районам республики композиторы, музыковеды,
фольклористы (М. Н. Жирков, Н. С. Берестов, Ю. И. Шейкин,

А. П. Решетникова, И. Е. Алексеев, А. С. Федоров и др.).

В настоящее время изучением проблем становления и развития
якутского оркестра, создания и совершенствования оркестровых

инструментов занимаются музыкальные деятели К. В. и Г. В. Хатылаевы, музыковед М. И. Шамаева, дирижер и артисты оркестра народных инструментов Национального театра танца Н. П. Петров, А. И. Томская, А. А. Томский, В. Г. Колесова и др.

Несмотря на многолетнее изучение и большое количество публикаций, изучение музыкальных и фоноинструментов саха пока далеко от завершения. До сих пор не создано целостное представление о системе якутских музыкальных и фоноинструментов в свете органологических типологизаций, не выявлены имеющиеся разновидности основных типов инструментов, не произведено изучение фоноинструментов по локальным группам этноса и т.д. Дискуссионными являются многие вопросы, касающиеся воссоздания, совершенствования древних инструментов саха и применения их в современной музыкальной практике.

Целью данного исследования является выявление, изучение и
типологизация музыкальных и фоноинструментов саха на основе
регионально-исторической типологии музыкальных инструментов

Ю. И. Шейкина.

Объектом исследования являются музыкальные и фоноинструменты саха. В качестве предмета исследования выделяется типологизация музыкальных и фоноинструментов согласно структурным особенностям и функционированию в культуре, с учетом процессов развития и изменения инструментария.

Цель, объект и предмет диссертации определяют следующие задачи:

- составление комплексного описания всех известных

фоноинструментов якутов на основе сведений, опубликованных в научной

литературе, а также привлечения лексических, фольклорных, исторических, литературных источников и полевых материалов;

изучение и описание якутских фоноинструментов, содержащихся в фондах зарубежных, российских и республиканских музеев;

проведение полевых исследований в музыкально-этнографических экспедициях с целью изучения и описания коллекций якутских фоноинструментов;

- реконструкция целостного представления об утерянных инструментах
на основе опубликованных источников, архивных и полевых материалов;

индексация фоноинструментов на основе систематики музыкальных инструментов Э. М. фон Хорнбостеля и К. Закса;

типологизация музыкальных и фоноинструментов саха согласно регионально-исторической типологии музыкальных инструментов Ю. И. Шейкина;

изучение разновидностей мембранофонов, хордофонов, идиофонов с целью составления общего представления о типе инструмента;

составление словаря якутских музыкально-этнографических терминов;

- документирование изображений, звучания, способов игры на
современных и традиционных инструментах (фото, аудио).

В диссертации использованы следующие методы исследования:

комплексные методы исследования: изучение музыкального инструмента как части комплекса культуры, в интердисциплинарном контексте археологии, фольклористики, этнографии, истории, декоративно-прикладного искусства, этномузыкологии и т.д.;

аналитические методы исследования: анализ и обобщение этнографической, музыковедческой литературы по вопросам происхождения, бытования, развития и совершенствования (модернизации) фоно- и музыкальных инструментов саха;

- полевые методы исследования и работа с музейными коллекциями:
поездки в районы Якутии для изучения музыкальных инструментов; поиск и
изучение архивных и музейных источников по инструментам, а также
вопросам их происхождения, бытования, конструктивных особенностей и т.д.;

- лингвистические методы: изучение, сравнение и систематизация
фольклорной терминологии и словарного материала, относящихся к
названиям музыкальных и фоноинструментов, их частей и разновидностей;

- органологические методы исследования: структурная систематизация
фоно- и музыкальных инструментов саха;

- сравнительно-исторические и типологические методы исследования:
для восполнения недостатков сведений об утраченных инструментах автор
привлекает данные по сходным инструментам из типологически близких
культур;

- музыкально-социологические методы исследования: проведение
опросов, интервью и бесед с информантами.

Методологическую базу диссертации составили труды ведущих
исследователей в области органологии В. Ш. Маийона, Э. М. Хорнбостеля,
К. Закса, Ж. Дарнон, Дж. Райта, М. Райта, Р. Мейера, Ф. Крейна, Л. Тадагава,
Ю. Камбе, Дж. Монтагю, К. А. Верткова, Г. И. Благодатова, Э. Язовицкой,
И. В. Мациевского, Ю. И. Шейкина, М. В. Есиповой, Ю. Н. Рагса, и др.;
фундаментальные в отечественном музыковедении труды Б. В. Асафьева,
Е. В. Гиппиуса, И. И. Земцовского, К. В. Квитки, Л. А. Мазеля,

В. В. Мазепуса, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского и др.

С учетом избранной темы важное методологическое значение имеют известные классификации музыкальных инструментов, созданные в разные исторические периоды в разных культурах. К наиболее древним относятся китайская традиционная классификация баинъ (2200-е гг. до н.э.), древнегреческая (428-300 гг. до н.э.) и древнеиндийская (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.). Среди исламских музыкальных культур большое распространение получила арабская классификация (ок. X в.), на основе которой в свою очередь была выведена и средневековая классификация (М. В. Есипова). Современные европейские классификации по потребностям практики и науки подразделяются на два типа: 1) практический, созданный музыкантами в процессе художественной творческой деятельности и 2) научный, акустический (Ю. Н. Paгс).

Среди научных органологических классификаций в силу своей
логичности и завершенности является распространенной систематика
Э. М. Фон Хорнбостеля и К. Закса. Органологи классифицировали

музыкальные инструменты по двум основным критериям: источнику звука и
способу извлечения звука и разделили на четыре класса: идиофоны,
мембранофоны, хордофоны и аэрофоны. В последние годы она была
дополнена и расширена зарубежными (Дж. Монтагю, Ф. У. Гальпиным) и
отечественными органологами (Ю. И. Шейкиным, О. Э. Добжанской,

Н. А. Мамчевой). Этноорганологическая типология музыкальных

инструментов народов Севера, Северной и Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока и Урала на основе систематики Хорнбостеля-Закса выполнены исследователями С. Субаналиевым, Р. Г. Рахимовым, Л. Ф. Ишмурзиной, Ф. Ф. Губайдуллиным, Ю. И. Шейкиным, Н. А. Мамчевой, О. Э. Добжанской,

В. И. Шесталова, И. В. Соловьева и др. Данная классификация используется в диссертации для органологической классификации фоноинструментов саха.

Избранный в диссертации методологический подход разработан на
основе регионально-исторической типологии Ю. И. Шейкина, которая была
опубликована в монографии «История музыкальной культуры народов
Сибири». В основу регионально-исторической типологии Ю. И. Шейкина
положен функциональный принцип: инструменты рассматриваются в
контексте музыкальной практики. Суть типологии состоит в том, что в
каждой конкретной культуре и историко-географическом регионе
фоноинструменты представлены пятью историческими формами

интонационно-акустической практики: 1) архаичной, 2) традиционной, 3) легендарно-мифологической, 4) исторической, 5) современной. Типология показывает процесс развития музыкального инструмента как исторический эволюционный процесс, объясняет факты рождения новых инструментов и отмирания старых.

Данная типология была апробирована в исследованиях автора на широком круге музыкальных культур народов Сибири и Дальнего Востока (эвенов, эвенков, якутов, долган, чукчей, юкагиров, нанайцев, нганасан, нивхов, ханты, манси, удэ и многих других народов), а также успешно использовалась отечественными этномузыковедами О. Э. Добжанской, Н. А. Мамчевой, В. С. Никифоровой, Т. И. Игнатьевой, Л. И. Кардашевской, М. И. Шамаевой, В. Е. Дьяконовой при изучении явлений музыкальной культуры коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.

При исследовании музыкальных инструментов саха учитывался опыт инструментоведческих исследований в peгионах Европы и Азии. Так, изучение музыкальных инструментов народов России, Прибалтики, Центральной и Средней Азии и Сибири было проведено в трудах

A. Н. Аксёнова, Е. А. Алексеенко, В. М. Беляева, Г. И. Благодатова,

B. Н. Бычкова, Д. И. Варламова, В. С. Виноградова, Л. А. Гагуа, Р. Галайской,
Э. М. Галимовой, О. В. Гордиенко, Ф. Ф. Губайдуллина, В. Е. Гусева,
Т. Джани-заде, О. Э. Добжанской, М. В. Есиповой, Н. И. Жулановой,

C. В. Иванова, Т. И. Игнатьевой, Т. Т. Ильясова, Л. Ф. Ишмурзиной,
Т. В. Карташовой, Э. Каюмовой, А. Б. Каяк, В. В. Китова,
Д. В. Кожевниковой, В. М. Куликова, Г. В. Лобковой Г. М. Макарова,
Н. А. Мамчевой, А. Мяркялене, Е. С. Новик, В. В. Новожилова,
В. В. Подмаскина, Е. Д. Прокофьевой, Р. Г. Рахимова, П. И. Сапожникова,
Е. Г. Скрябиной, Г. Е. Солдатовой, И. В. Соловьева, С. Субаналиева,
В. Ю. Сузукей, С. И. Утегалиевой, В. В. Шафета, В. И. Шесталова,
Э. Эмсхаймера, Г. Юссуфи, и др.

В целом, комплексное изучение музыкальных инструментов народа
саха связано с обобщением материалов, полученных в результате
музыкально-этнографических экспедиций, в разное время проведенных
автором, а также известными собирателями и исследователями музыкальной
культуры Якутии. При выявлении инструментальных типов и отдельных
инструментов в данной работе применен принцип исследования вопросов
терминологии, способов изготовления, конструкции, приемов

звукоизвлечения, функционирования инструмента в культуре, выявления культурного значения и ценности инструмента.

Для более полного представления о становлении и развитии интонационной культуры народа автор опирается на понятие интонационно-акустическая культура этноса как «системное формирование звуковой среды представителями этноса или группы этносов в процессе социальной жизни» (Ю. И. Шейкин).

Методологическое значение имеет понятийный аппарат

диссертационного исследования. В диссертации часто встречаются термины классификация (система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов), систематика (рассмотрение объектов как систем, выявление многообразных типов связей в нём и сведение их в единую теоретическую картину), типология (научный метод, основа которого – расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа). Автор диссертации отдает предпочтение термину «типология», как наиболее отвечающего научному методу сравнительного анализа групп объектов с точки зрения их функционирования в культуре.

Одним из основных терминов, используемых в диссертации, является
термин музыкальный инструмент – это естественные («гармонические»,
данные природой), механические и электронные устройства для исполнения и
сочинения музыкальных произведений. Наряду с ним используется термин
фоноинструмент – предмет этнической культуры, обладающий

целесообразными фоническими свойствами (Ю. И. Шейкин).

Фоноинструменты могут быть продолжением голосовых, мануальных, стопных и других средств звукоизвлечения и формируют интонационные идеи в акустической культуре.

В диссертации используются термины из систематики Хорнбостеля и Закса, в которой звуковые предметы разделены на четыре класса: идиофоны, мембранофоны, хордофоны, аэрофоны. Идиофоны (от греч. слов, означающих «свой, своеобразный, особый» и «звук») – самозвучащие

музыкальные инструменты, источником звука которых служат не нуждающиеся в натяжении твердые тела, приходящие в состояние вибрации в результате удара, щипка, трения, либо от воздушной струи. Мембранофоны (от лат. слов, означающих «кожица», «перепонка» и греч., означающего «звук») – музыкальные инструменты, источником звука которых служит натянутая на резонатор мембрана (кожа, пузырь животных, синтетическая плёнка). Звук на них извлекается путем удара, щипка, трения. Хордофоны (от греч. слов, означающих «струна» и «звук») – музыкальные инструменты, источником звука которых является вибрирующая струна. Звук извлекается щипком, смычком, ударом, а также различают «самозвучащие» хордофоны. Аэрофоны (от греч. слов, означающих «воздух» и «звук») – музыкальные инструменты, источником звука которых является колеблющийся в стволе инструмента воздушный столб.

Основными источниками диссертационного исследования послужили:
1) полевые материалы автора, собранные во время музыкально-
этнографических экспедиций проведенных в 2003-2014 гг. в Горный,
Вилюйский, Верхневилюйский, Кобяйский, Мегино-Кангаласский,

Аллаиховский, Верхоянский районы Республики Саха (Якутия); 2) изученные
автором коллекции музыкальных инструментов музеев Всероссийского
музейного объединения музыкальной культуры им. Глинки (г. Москва),
краеведческих музеев республики: Якутского республиканского

объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем.
Ярославского, Музея и Центра хомуса народов мира, Музея музыки и
фольклора (г. Якутск), Вилюйского краеведческого музея им.

П. Х. Староватова и др.; 3) архивные и полевые материалы из личного архива М. Н. Жиркова, полевые материалы Ю. И. Шейкина, П. Е. Заболоцкой и А. Г. Петровой, за возможность знакомства с которыми автор диссертации благодарит коллег.

Новизна исследования заключается в том, что данная работа является
первым крупным исследованием обобщающего характера по музыкальным
инструментам саха. Здесь впервые: 1) составлены комплексные описания 84
фоноинструментов саха на основе сведений, опубликованных в научной
литературе, а также привлечения лексических, фольклорных, исторических,
литературных источников; 2) изучены и описаны коллекции якутских
фоноинструментов, содержащихся в фондах 1 зарубежного, 2 российских и 10
республиканских музеев; 3) произведена реконструкция целостного
представления об утерянных инструментах на основе изучения

опубликованных источников, архивных и полевых материалов; 4) произведена классификация фоноинструментов саха по систематике

музыкальных инструментов Э.М. фон Хорнбостеля и К. Закса; 5) согласно
регионально-исторической типологии музыкальных инструментов

Ю. И. Шейкина, якутские инструменты разделены на 5 типов: архаичные,
традиционные, легендарно-мифологические, исторические, инновационные;
6) выполнено описание каждого типа инструментов с учетом

органологических характеристик, структуры и функции всех известных инструментов (представителей данного типа); 7) выявлен архаичный идиофон детская погремушка из зоба птицы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Становление системы якутских музыкальных и фоноинструментов происходило постепенно, в соответствии с историческим развитием музыкальной культуры саха, в нем также отразились процессы межкультурных взаимодействий и влияний.

  2. Проведение музыкально-этнографических экспедиций, изучение коллекций музыкальных инструментов республиканских, российских и зарубежных музейных фондов, междисциплинарное комплексное изучение традиционной и современной музыкальной культуры якутов позволило выявить 84 звуковых орудия, которые в данной работе впервые описаны и систематизированы как единый фонд музыкальных и фоноинструментов саха.

  3. Органологический, сравнительно-исторический и типологический подходы, используемые в диссертационном исследовании, позволили рассматривать музыкальные инструменты в рамках двух классических типологий: систематики Э. М. фон Хорнбостеля и К. Закса и регионально-исторической типологии Ю.И. Шейкина.

  4. Типологизация инструментов саха согласно систематике Э. фон Хорнбостеля и К. Закса позволила выявить 4 типа звуковых предметов – 46 идиофонов, 10 мембранофонов, 12 хордофонов и 16 аэрофонов, которые используются в домашних обрядах, шаманских ритуалах, военной, трудовой и хозяйственной деятельности, детской игре, художественно-эстетической практике.

  5. Согласно регионально-исторической типологии Ю. И. Шейкина, было выявлено 5 типов фоноинструментов – 24 архаичных, 28 фольклорных, 3 легендарно-мифологических, 3 исторических и 26 современных. Рассмотрение музыкальных инструментов в свете данной типологии позволяет не только анализировать процессы развития современного музыкального инструментария саха (который активно видоизменяется, совершенствуется, пополняется новыми видами инструментов), но и выявлять проблемы, связанные с идентификацией, описанием и систематизацией реконструированных, возрожденных и авторских фоноинструментов.

6. Выполненная типологизация музыкальных инструментов

классифицирует и объясняет в органологическом и историческом смысле существующие факты инструментальной культуры саха; выявленные в будущем инструменты также могут быть описаны и классифицированы по данным типологиям.

Теоретическая значимость. Диссертационная работа вносит

определенный вклад в изучение музыкальной культуры народа саха как первое исследование обобщающего характера по якутским музыкальным и фоноинструментам. Произведена регионально-историческая типология якутских музыкальных и фоноинструментов, выполнена органологическая характеристика каждого инструмента, рассмотрено функционирование инструментов в обрядовой, трудовой, игровой, праздничной, социальной жизни народа саха. Таким образом, обнаруженные в дальнейшем новые инструменты и инструментальные традиции, факты музицирования и другие находки могут быть описаны и классифицированы согласно данной типологии.

Практическая значимость. Содержащиеся в работе сведения могут
быть использованы специалистами в области этномузыкологии,

фольклористики, этнографии, культурологии и т. д. Основные разделы
диссертации могут быть использованы при изучении учебных дисциплин
«Культура и искусство народов Арктики», «Музыкальная культура Якутии»,
«Народные музыкальные инструменты» и пр. в Арктическом

государственном институте культуры и искусств, Высшей школе музыки, Якутском музыкальном колледже (училище) им. М. Н. Жиркова, Якутском колледже культуры и искусств, Якутском педагогическом колледже и др. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении каталогов, справочников, энциклопедий по народным инструментам.

Приведенные комплексные описания фоноинструментов, утраченных в
настоящее время, могут применяться для воссоздания этих инструментов, а
также совершенствования инструментов оркестра национальных

инструментов, который до сих пор находится в стадии становления.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертация соответствует специальности 17.00.02 – музыкальное искусство

и выполнена по следующим направлениям этой специальности:

6. Этномузыкознание (фольклористика);

15. История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах;

25. История музыкальных инструментов;

29. Музыка быта (история и формы музыкального бытового музицирования);

32. Музыкальное краеведение (центры, провинция, их история);

33. Производство музыкальных инструментов (история, практика).

Апробация работы. Материалы исследования нашли отражение в статьях и докладах международных, всероссийских и республиканских научных и практических конференций, «Фольклор в контексте культуры» (Махачкала 2011), «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва 2012), «Традиционная культура и фольклорное наследие народов Сибири» (Кемерово 2012), «Музыкальное искусство: творчество, исполнительство, образование» (Якутск 2012), «Социологические, эколого-философские проблемы современного искусства и культуры» (Париж 2013), «Эпическое наследие и фольклор коренных народов Северо-западной Якутии и Таймыра» (Якутск 2013), Музыковедческая междисциплинарная конференция (Берлин 2014), «Освоение Арктики -новый виток в развитии отечественной науки и инноваций» (Салехард 2014), «Контакты и взаимодействие культур» (г. Екатеринбург, 2015), «Creativity in musical instruments, sound and music making» (Португалия 2015), «Creativity in musical instruments, sound and music making» (Тавира-Альгавре, 2015), Полевая сессия «Алексеевские чтения» (Якутск 2016) и др.

Основные установки (положения) диссертации апробированы путем участия автора в грантах: РГНФ проект №10-04-12111 «Создание информационной системы «Электронный фонограммархив по музыкальному фольклору Северной Азии» (2010-2012 гг.), РГНФ проект №14-04-18040е «Музыкально-этнографическая экспедиция в Верхоянский район Якутии» (2014) и Федеральной целевой программы «Культура России» проект №14-0076 по проекту «Изучение музыкального фольклора народов Арктики и потомков русских старожилов Якутии» (2014), РНФ проект №14-38-00031 «Создание Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики» (2014-2016 гг.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка сокращений, словаря якутских

Традиционные мембранофоны

Особый вклад в историю изучения якутских музыкальных инструментов внесли труды историков и этнографов ХХ в. В середине столетия академик А. П. Окладников, проанализировав названия и описания инструментов близких к якутам в территориальном отношении тюркских и других народов Сибири, пришел к мысли, «что у якутов мог существовать струнный инструмент — дюгюр с резонатором, затянутым мембраной из шкуры животного, родственный по своему названию, структуре и способу употребления современным и древним тамбуровидным инструментам» [Окладников 1946, 117—119]. В трудах исследователей-этнографов Е. Н. Романовой [Романова 1994], Г. У. Эргиса [Эргис 1945] и С. И. Боло [Боло 1994] отмечено бытование у предков якутов ритуального фоноинструмента табык, который представлял собой высушенную шкуру животного, растянутую между двумя столбами или переброшенную через ствол дерева. Композитор М. Н. Жирков дал органологическую характеристику этого инструмента [Жирков 1981, 76]. В послевоенный период началось изучение музыкальных инструментов саха для потребностей музыкальной практики республики. Начиная с конца 1940-х годов, были предприняты фольклорные и музыкально этнографические экспедиции по всем регионам национальных республик, в результате чего появились труды о якутских музыкальных инструментах, опубликованные позднее: М. Н. Жирков «Якутская народная музыка» (1981) и А. И. Чахов «Саха былыргы музыкальнай инструменнара» («Старинные музыкальные инструменты якутов») (1993).

В своем труде, написанном еще в 50-е годы ХХ в., композитор М. Н. Жирков привел первую классификацию якутских народных музыкальных инструментов, подразделив их на ударные (собственно ударные и шумящие), духовые (амбюшурные, флейтовые и язычковые) и струнные (щипковые, смычковые) группы. В группу духовых инструментов включен хомус — язычково-щипковый инструмент; варган — язычково-щипковый инструмент3; древняя свирель или флейта, найденная А. П. Окладниковым в Малом Мунку4; тальниковая или деревянная якутская дудка и «ветряная сирена»5. В состав группы ударных инструментов вошли шаманский бубен дуцур, барабаны купсуур, «поколотка с металлическими струнами и побрякушками», по которой ударяли палочкой, подобной колотушке шаманского бубна. В публикации М. Н. Жиркова приведены инструменты — эолофоны, звучавшие от дуновения ветра: ветряная сирена и ветряной бубен, а также две ветряные погремушки, описанные со слов информанта И. Д. Избекова [Жирков 1981, 75—81]. В целом, собранная М. Н. Жирковым информация о якутских народных инструментах была очень важной в практическом смысле, так как собиралась с целью создания оркестра якутских народных инструментов. Однако с точки зрения этноорганологии описания музыкальных инструментов М. Н. Жиркова нуждаются в корректировке.

Мастер-изготовитель якутских народных инструментов А. И. Чахов в своей книге «Саха былыргы музыкальнай инструменнара» (1993) привел собранную в 1960-1970-х гг. ценную информацию относительно технологии изготовления идиофонов (хомуса с кольцом биИшэхтээх хомус), струнных инструментов (смычковой лютни — кырымпы), струнных щипковых инструментов (кылыках и таигсыр), а также этнографические сведения (фольклорные рассказы) о бытовании инструментов и верованиях. В 2012 г. эта книга была переведена на русский язык и прокомментарована музыковедом М. И. Шамаевой.

На сегодняшний день, наиболее полным обобщающим трудом по музыкальным и фоноинструментам народов Сибири является исследование

Ю. И. Шейкина «История музыкальной культуры народов Сибири» (2002). Ю. И. Шейкин рассматривает каждый органологический тип в исторической эволюции, через существующее разнообразие конкретных образцов инструментов, описанных с точки зрения конструкции, терминологии, способов изготовления, приемов звукоизвлечения, функции в культуре. Исследователь значительно расширяет круг музыкальных инструментов саха. В группу идиофонов он включает инструменты из коровьих копыт (туйах) и рогов (муос), посох белого шамана с подвесками-погремушками, а также трещотку — тарылыыр, тыал-табык — флюгерное устройство, состоящее из вращающегося кола, четырех лопастей; дъалбыыр — жезл белого шамана, на кончике которого прикреплен железный колокольчик или бубенчик. Группа мембранофонов пополнена чуврэкин дъуврбэ дуцур — квадратным барабаном. Группа свободных аэрофонов пополнена такими инструментами, как свистящий прут — кускуур; гуделка — иИиирэр; квцдвй ох — полая стрела; свисток из тальника — чууИурбэ; напеваемая труба — туос ойдуо; от хомус — одноязычковая дудочка из тростника. В группу хордо фонов включены щепка — мае хомус; дъирилши муос саа — «гулкий лук» с роговыми накладками; смычковая цитра — кылыках; бубен с пятью струнами на подставках с лицевой стороны — дъарыкта дуцур [Шейкин 2002, 57-167]. Кроме того, Ю. И. Шейкин в своей книге детально разрабатывает регионально-историческую типологизацию музыкальных и фоноинструментов, которая может быть применена для конкретной музыкальной культуры (в том числе для якутской).

Архаичные хордофоны

О существовании двух разновидностей пластинчатого варгана у якутов Верхоянского округа свидетельствует политссыльный И. А. Худяков: «В старину хамыс делался деревянный и костяной… В сказке говорится, что когда витязь рассердился, он стал говорить так громко, что от крепких столбов отламывались хамысы» [Худяков 1969, 153].

В книге А. И. Чахова «Саха былыргы музыкальнай инструменнара» приведено изображение деревянного хомуса. Он представляет собой лопатовидную лучину, у которой тонкая сторона является язычком. При игре на фоноинструменте язычок держат у открытого рта и защипывают пальцем, а утолщенная сторона язычка служит держалкой. Мае хомус был известен в качестве детской игрушки.

Интересно также описание детской звуковой игрушки тырыыггка, которое дается в статье С. В. Телье-Иванова «Традиционные саха детские музыкальные игрушки». Тырыыкка в словаре Пекарского означает «тонко расщепленное дерево» [Пекарский 1959в, 2959]. Этот инструмент представляет собой узкую конусообразную деревянную пластинку, у которой при игре утолщенную сторону зажимают между зубами, а по другому тоненькому концу «слегка ударяют указательным пальцем в одну или обе стороны… Изменение звука зависит от толщины и ширины пластины» [Телье-Иванов 2005, 40]. По систематике Хорнбостеля и Закса этот простейший фоноинструмент отнести к щипковым идиофонам с индексом 12 [Хорнбостель, Закс 1987, 242].

Первое изображение пластинчатого варгана якутов, представленное на рисунке 51 (Приложение 2), приводит А. Ф. Миддендорф [Миддендорф 1878, 808], не указывая материал, из которого изготовлен инструмент. Поэтому является непонятным, на основании каких фактов мастер А. И. Чахов заключает, что на рисунке Миддендорфа изображен костяной хомус [Чахов 1993, 9]. По нашему мнению, инструмент с рисунка Миддендорфа мог быть изготовлен как из дерева, так и из кости. Данный варган представляет собой лопатовидную пластину, внутри которой вырезан язычок ступенчатой формы. У основания язычка и на другом конце фоноинструмента привязаны веревки. Судя по изображению, одна веревка (концы которой связаны) служит держалкой, а за вторую, к концу которой привязана лучина, дергают правой рукой, извлекая звуки.

Существование своеобразных деревянного и костяного хомусов подтверждает знаток традиционной культуры якутов С. А. Зверев-Кыыл Уола: «В древности у якутов существовал деревянный хомус без рамки. Этот хомус изготавливали из щепки малолетнего дерева (молодой древесины). Ручка делается чуть шире. При игре держат инструмент во рту, не прислоняя к зубам (не прикасаясь зубов) и выщипывают. В детстве я видел, как такой деревянный хомус женщины изготавливали для развлечения детей и я сам тоже, бывало, делал его. А вот про костяной хомус слышал, да сам не видел его» [Чахов 1993, 7].

Итак, согласно вышесказанному, у саха по материалу изготовления встречаются две разновидности пластинчатого варгана – деревянный и костяной, исследователи зафиксировали использование этих инструментов в качестве детской звуковой игрушки.

В настоящее время пластинчатый варган изготавливается в основном из щепки (стружки) лиственницы или березы. Язычок (клиновидный или ступенчатой формы) вырезается внутри рамки. При звукоизвлечении инструмент прижимают к губам и дёргают за веревочку, которая крепится у основания язычка. В концертной практике фоноинструмент не прижился, в связи с его ограниченными акустическими возможностями.

По систематике Хорнбостеля и Закса пластинчатые варганы саха муос хомус и мас хомус можно отнести к щипковым идиофонам с индексом 121.21 идиоглотический варган [Хорнбостель, Закс 1987, 243]. Ударяемая доска лоуор или былаайахтаах хаптакын

По сведениям М. Н. Жиркова, у якутов существовали инструменты, которые «употреблялись для сбора общины на собрание и заменяли колокол». Исследователь называет их «поколотками с металлическими струнами и побрякушками». При звукоизвлечении «ударяли по струнам поколотки лопаточкой, обтянутой кожей» [Жирков 1981, 75].

По словарю Пекарского «ло уор — доска, употребляемая сторожами в качестве трещотки, о которую они ударяют деревянным молотом» [Пекарский 1959б, 1473].

По конструкции ло$уор представляет собой ударный деревянный идиофон с неопределенной высотой звучания. Судя по изображениям инструментов в книге Жиркова, один из них выглядит как небольшая прямоугольная доска (Приложение 2, рисунок 52) [Жирков 1981, 76], а на втором фоноинструменте к такой прямоугольной доске на железной проволоке прикреплены побрякушки, а снизу натянуты три металлические струны (Приложение 2, рисунок 53) [Жирков 1981, 76]. Объясняя наличие металлических струн, следует согласиться с высказыванием Ю. И. Шейкина о том, что «металлическая струна» выполняет функцию не хордофона, а стержня для погремушек» [Шейкин 2002, 66]. Поскольку функция сигнального инструмента сводится к тому, чтобы извлекать из него как можно более громкие звуки, то звяканье погремушек необходимо, так как привносит в звучание дополнительные акустические призвуки.

У Ю. И. Шейкина этот инструмент обозначен в качестве «ударяемой доски». В результате анализа собственных полевых материалов исследователь приводит традиционные названия инструмента — былаайахтаах хаптакын «ударяемая доска» и аарыктаах хаптакын «доска с погремушками» [Шейкин 2002, 66; ПМШ 4]. По мнению автора диссертации более правильным переводом первого названия былаайахтаах хаптакын будет «доска с колотушкой».

Легендарно-мифологические мембранофоны

В своей книге А. И. Чахов приводит рассказы информантов о бытовании у якутов варгана с двумя язычками икки тыллаах хомус. Знаток якутской старины, народный певец С. А. Зверев-Кыыл Уола рассказывал, что виденный им хомус с двумя язычками мастер Морджогос сковал из меди, а язычок сплавил из железа [Чахов 2012 а, 11]. Экземпляр хомуса с двумя язычками работы неизвестного мастера А. И. Чахов нашел у жительницы села Табага Татьяны Семеновны Ким. По сведениям информанта, инструмент принадлежал ее матери. Как уже было сказано, хомус имел два язычка, между язычками располагался промежуточный столбик, который вместе с рамкой был выкован «цельно из плавленого железа» [Там же].

Описание хомуса с двумя язычками дает также И. Е. Алексеев. Изготавливается он по подобию традиционного хомуса, но к его корпусу прикрепляются два язычка. Из-за наличия двух язычков корпус инструмента намного расширяется, что значительно усложняет технику игры. Поэтому при звукоизвлечении хомус «придерживают не между зубами, а прилаживают к губам исполнителя» [Алексеев И. 1978б].

Во второй половине ХХ века мастера-экспериментаторы Н. П. Бурцев, и позднее И. Ф. Захаров-Кылыадьы Уус изготовили икки тыллаах хомус, основываясь на описаниях инструмента в народных преданиях, рассказах информантов и сведениях якутских исследователей варгана. Фоноинструмент состоит из железной рамки в форме подковы, к ней крепятся два язычка. Между язычками фоноинструмента имеется промежуточный столбик, который некоторые ошибочно считают третьим язычком (Приложение 2, рисунок 74).

В настоящее время приемы игры на хомусе с двумя язычками еще не разработаны. Хотя исполнительство на нем практикуется, оно имеет довольно ограниченное распространение. Образцы двухязычкового хомуса хранятся в фондах Музея хомуса народов мира, выполненные мастерами

И. Ф. Захаровым-Кылыадьы Уус (МХНМ КП-75), П. М. Борисовым (МХНМ КП-248), а также здесь можно увидеть хомус с тремя язычками мастера В. А. Чирикова (МХНМ КП-5821) [Каталог 2011].

В систематике Хорнбостеля и Закса не выявлен соответствующий двухязычковому хомусу индекс. Однако, цифровая индексация систематики позволяет дальше развивать данную классификацию. Вследствие этого, мы предлагаем классифицировать двухъязычковый хомус как одиночный гетероглотический варган с двумя язычками (индекс 121.221.2 дополнен нами – В.Д.) [Хорнбостель, Закс 1987, 243]. Хомус с центровкой (автор И. Ф. Захаров-Кылыадьы Уус) Автором еще одной разновидности современного якутского варгана — хомуса с центровкой — является Иван Федорович Захаров-Кылыадьы Уус (1920-2005), знаменитый мастер, потомственный кузнец, представляющий «седьмое колено профессиональных ремесленников» [Уткин 1994, 152].

Хомус с центровкой (Приложение 2, рисунки 75, 76) представляет собой набор из 2-х, 3-х и 4-х одноязычковых хомусов, соединенных друг с другом металлической заклепкой. Вместо традиционной ковки И. Ф. Захаров использовал технологию литья, помимо латуни и железа применял и новые материалы, в числе которых серебро, мельхиор [Жиркова 2005, 16-17]. Целью мастера было изготовление совершенного по тембру и эстетическому виду, высококачественного хомуса. Инструменты Захарова отличаются соразмерностью формы, декоративной отделкой, применением ювелирной техники. Одним из больших достижений мастера является создание школы-мастерской для обучения молодых людей изготовлению якутских хомусов. Ныне на родине мастера в г. Вилюйске работает Дом-музей И. Ф. Захарова 147

Кылыадьы Уус, где представлена большая коллекция хомусов, изготовленных мастером и его учениками. Среди экспонатов музея также можно увидеть набор хомусов с центровкой, состоящий из 3-х инструментов (Приложение 2, рисунок 76) [ПМА 10].

По систематике Хорнбостеля и Закса хомус с центровкой относится к классу щипковых идиофонов с индексом 121.222 – набор гетероглотических варганов [Хорнбостель, Закс 1987, 243]. Комплект темперированных хомусов В Музее хомуса народов мира экспонируются несколько комплектов темперированных хомусов, изготовленных для новых потребностей музыкальной практики, обусловленных европейской музыкальной культурой.

Комплект хомусов, изготовленный мастером из г. Якутска Я. К. Прокопьевым42, состоит из семи хомусов разной величины, основные тоны которых образуют диатонический звукоряд (МХНМ КП-7121-7127; Приложение 2, рисунок 77) [ПМА 3].

Второй комплект (Приложение 2, рисунок 78) изготовлен мастером из Мегино-Кангаласского района Д.П. Поповым (МХНМ КП-3964-3975) [Алексеев И. 2011, 75] и состоит из двенадцати хомусов разной величины, каждый из которых имеет настройку по звукам хроматической гаммы: с-cis-d-dis-e-f-fis-g-gis-a-ais-h.

Комплекты хомусов не образуют единого инструмента новой разновидности, а, по сути, являются наборами одинаковых по конструкции инструментов, различающихся по высоте основного тона. Поэтому невозможно и нецелесообразно классифицировать комплект как единый инструмент по систематике Хорнбостеля и Закса.

Инновационные мембранофоны, созданные на основе архаичных и легендарно-мифологических фоноинструментов

История становления и развития всего многообразия музыкальных и фоноинструментов саха говорит о длительном историческом процессе, в ходе которого эти инструменты служили неотъемлемой частью обрядов, ритуалов, повседневного бытового уклада, традиционного и современного образа жизни народа.

В результате изучения якутских музыкальных инструментов автором диссертации выявлено и описано 84 фоноинструмента, из них по типам 24 архаичных, 28 фольклорных, 3 легендарно-мифологических, 3 исторических и 26 современных инструментов. Следует заметить, что данное количество выявленных фоноинструментов не является конечным результатом. При условии проведения специальных поисковых работ, есть перспектива пополнения каждого из типов инструментов новыми звуковыми орудиями.

Как видим, самое большое количество фоноинструментов представлено архаичными (24) и фольклорными (28) звуковыми орудиями. В бытовой, трудовой и обрядовой жизни якутов эти фоноинструменты были известны в качестве охотничьих манков, военных приспособлений, выполняли охранительную, сигнальную функции, присутствовали в обрядах и ритуалах, служили средством общения. С течением времени, при утрате обрядовой функции, многие стали детскими звуковыми игрушками. Во второй половине ХХ века многие архаичные, традиционные, легендарно-мифологические инструменты были модифицированы и переосмыслены в качестве концертных инструментов.

Самый богатый фоноинструментарий представлен в обрядовой практике саха. Так, летний праздник ысыах проводился под звуковое сопровождение стержня с погремушками иирэр дъа а, щелевого музыкального бревна дъвлвкквй купсуур, бубенцов хобо, колокольчиков чуораан и так далее. Звуковой фон шаманского камлания составляли бубен дукур (с кольцеобразными подвесками-погремушками аарык, колокольчиками чуораан), четырехугольный бубен чуврэкш дъуврбэ дунур, подвески-погремушки кыакаан шаманского костюма куму, «громко звенящий костяной лук» начинающего шамана дъирилики муос саа, струнный бубен, а также посох дъалбыыр, которым шаман пользовался вместо бубна. Иные звуковые атрибуты имел белый шаман алгысчит, который во время проведения семейных обрядов помимо посоха дъалбыыр использовал берестяную дудочку, берестяную трубу туос ойдуо, травяную флейту кыырай или от хомус. Звуковым орудием удаганки является кольцо из конского волоса. Ударный мембранофон табык использовался всего трижды на протяжении всей жизни человека.

Широко представлены также детские звуковые игрушки, звуки которых выполняли охранительную функцию: погремушка из зоба птицы, волосяная нить тыркыныыр, музыкальный лук тирдиргиир, ленточная пищалка из бересты в деревянной рамке чыычыгыныыр, гуделка ипиирэр, пластинчатые варганы из дерева мае хомус и из рога животного муос хомус и жужжалки иэрэгэй, куугунуур, суугунуур, свисток из тальника чуупурбэ, тальниковая дудочка талах ипиирэр, трещотка тарылыыр.

Легендарно-мифологические мембранофоны также связаны с ритуальной практикой саха. Четырехугольный продолговатый бубен чуврэкш дъуврбэ дунур, ударная растяжка шкуры животного табык и струнный бубен являлись ритуальными атрибутами шамана, звуки которых отпугивали злых духов абаапы. Эти инструменты не сохранились в традиционной музыкальной практике. Однако, их возрождение имеет важное значение для определения музыкальной идентичности народа, оригинальности якутского музыкального искусства. Характерно также, что исторические аэрофоны «свистящие стрелы» указывают на исторические связи древних саха с гуннами - древним кочевым народом Азии.

Среди современных музыкальных инструментов саха представлены реконструированные архаичные, традиционные, легендарно-мифологические и исторические инструменты, а также инструменты, заимствованные из других культур. Эти инструменты ныне входят в состав оркестров и ансамблей, таких как Оркестр национальных инструментов Национального театра танца им. С. А. Зверева-Кыыл Уола, оркестры народных инструментов г. Вилюйска, с. Верхневилюйск, Таттинского района и т.д., этно-группа «Дьпгй», ансамбль барабанщиков «Тэтим», ансамбль струнных смычковых инструментов «Кыл-кылыпах» и др.

Комплексное исследование музыкальных и фоноинструментов саха на основе изучения фольклорных, полевых, архивных, исторических, лингвистических источников привело нас к следующим выводам.

Музыкальные инструменты саха отражают исторический процесс развития музыкальной культуры народа. Это видно по бытованию архаичных, фольклорных, легендарно-мифологических и исторических фоноинструментов, которые функционировали в определенный исторический этап развития народа.

В процессе развития истории музыкальной культуры саха из практики музицирования вышли (не используются) архаичные инструменты берестяная пищалка чыычыгыныыр, гуделка икиирэр, берестяная дудочка, волосяная нить тыркыныыр, музыкальный лук тирдиргиир, «гулкий роговой лук» дъирилики муос саа; легендарно-мифологические инструменты музыкальное бревно дъвлвкквй купсуур, растяжка шкуры животного табык, струнный бубен, четырехугольный продолговатый бубен шамана чуврэкш дъуврбэ дунур, ветряной бубен тыал дуорааннъык, ветряной табык тыал табык, ветряная сирена, а также исторические инструменты свистящая стрела икиирэр ох и полая стрела квигдвй ох. Некоторые звуковые орудия остались только в качестве музейных экспонатов (пластинчатые варганы, свистящие стрелы). Это произошло, с одной стороны, по причинам историко-культурного характера (исчезновение некоторых обрядов, прекращение войн и племенных столкновений), с другой стороны, в результате замены архаичных звуковых орудий новыми, более усовершенствованными вариантами инструментов.

Несмотря на то, что большинство архаичных инструментов исчезло, некоторые из них продолжают функционировать, такие как детская погремушка из зоба птицы, жужжалки иэрэгэй, куугунТїР сУУгУнУУР Многие фольклорные инструменты также продолжают активно использоваться в музыкальной практике (хомус, кырымпа). Причины этого объясняются тем, что они являлись важными для культурной идентификации саха, имели отношение к обрядовой практике и культурно-хозяйственной деятельности народа.