Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальная культура Могилева XIX- начала ХХ века Морозова, Ольга Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морозова, Ольга Петровна. Музыкальная культура Могилева XIX- начала ХХ века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Минск, 2000.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. Воссоздание истории музыкальной культуры требует знаний о музыкальной культуре провинциальных городов - как больших, так и малых.

Становление музыкального краеведения остается актуальной задачей в музыковедческой науке, изучение музыкальной культуры провинции с годами занимает все большее место в деятельности историков-музыковедов.

В Беларуси музыкальное краеведение однако еще не получило достаточного развития. Вместе с тем последовательное изучение музыкальной культуры бывших губернсюїх городов с выявлением ее общих и индивидуальных особенностей позволило бы на новом уровне реконструировать историю музыкальной культуры нашей страны.

Связь работы с крупными научными программами, темами. Данная работа является самостоятельным исследованием, связанным с разработкой проблем национальной культуры и выполненным в рамках перспективного плана научных исследований Белорусской государственной академии музыки.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе фактического материала выявить общие черты и специфические особенности музыкальной культуры старинного губернского города Могилева-на-Днепре в XIX - начале XX века, способствуя тем самым воссозданию полной исторической картины отечественной музыкальной культуры.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

воссоздать историческую панораму музыкальной жизни Могилева в исследуемый период;

определить степень развития музыкальной культуры города в ее главных сферах: музыкального быта, музыкального образования, музыкально-театральной и концертной жизни;

выявить своеобразие музыкальной культуры Могилёва, обусловленное локально-историческими, социально-политическими, национальными и другими специфическими особенностями жизни города;

определить ее значение для дальнейшего развития национальной музыкальной культуры.

Объект и предмет исследования. Объект изучения - музыкальная культура Могилева Х1Х-начала XX века. Предмет исследования -сферы музыкальной культуры города, их специфика и особенности развития на протяжении избранного исторического периода.

Вехи, отмечающие временные границы данного исследования, определены в соответствии с исторической судьбой Беларуси, а именно: от времени окончательного присоединения белорусских земель к России после третьего раздела Речи Посполитой (1795 г.) до революции 1917 г.

Методология и методы проведенного исследования. Историко-проблемный ракурс исследования определил ориентацию на методологию историзма. Примером для диссертанта явились исследовательские методы классиков русского музыкознания - Б.Асафьева, А.Кандинского, Ю.Келдыша, Т.Ливановой. Ценными оказались рекомендации источниковеда И.Петровской. Руководствуясь указаниями современных теоретиков науки, используя различные методические приемы (источниковедческие, краеведческие, историографические, музыковедческие), соответствующие поставленным задачам, взяв за основу системный подход, автор стремился к комплексному раскрытию темы диссертации.

Источниками для исследования послужили обнаруженные диссертантом документы, хранящиеся в Национальном историческом архиве Беларуси, Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства, Государственном архиве Могилевской области, Могилевской областном краеведческом музее, а также материалы изданий XIX - начала XX века, имеющиеся в фондах Национальной библиотеки Беларуси, Российской государственной библиотеки в Москве, Российской национальной библиотеки в Петербурге. В работе использованы также сведения, почерпнутые автором из личных бесед и переписки с родственниками и знакомыми некоторых музыкантов, работавших в Могилеве до революции.

Богатым материалом для изучения музыкальной культуры города явилась периодическая печать XIX - первой четверти XX века и, в частности, местная пресса - своеобразная летопись музыкальной жизни Могилева. Разножанровые публикации о музыкальных событиях в местных газетах дали возможность представить многоаспект-_ нукг картину музыкальной культуры Могилева. Поскольку феномен культуры определяется не только по внешним, объективным данным, но и по внутренним, субъективно-психологическим, рецензии и отзывы слушателей в газетах, их отношение к происходящему в

культурной жизни города, позволили изучить культуру Могилева как объективно, так и "изнутри".

Научная новизна и значимость полученных результатов. Диссертация является первым специальным научным исследованием музыкальной культуры Могилева XIX - начала XX века. Данная работа может способствовать развитию источниковедческого направления в национальном музыкознании, становлению белорусского музыкального краеведения.

Научная значимость результатов исследования музыкальной культуры Могилева XJX - начала XX века определяется тем, что в работе:

впервые воссоздается историческая панорама развития музыкальной культуры Могилева XIX - начала XX века;

выявляются своеобразие музыкальной культуры города и ведущие тенденции её развития;

анализируется и вводится в научный обиход новый фактический материал, обнаруженный в архивных хранилищах, музеях, библиотеках.

Практическая и социальная значимость полученных результатов. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах истории белорусской музыки, белорусской музыкальной литературы и музыкальной критики для пополнения их фактологической базы и усиления аргументированности теоретических положений. Кроме того, они обогащают и уточняют сведения из истории белорусского музыкального театра, концертной жизни, истории музыкального образования, а также музыкального быта белорусских городов.

Социальная значимость работы заключается в расширении представлений современного общества о музыкальной культуре Беларуси.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту. На защиту диссертации выносятся следующие положения:

музыкальная культура Могилева на протяжении XIX - начала XX
века эволюционировала под влиянием двух ведущих тенденций: де
мократизации общественных отношений и роста музыкального про
фессионализма;

музыкальная культура Могилева имела три основных сферы: му
зыкального быта, музыкального образования, музыкально-театраль
ной и концертной жизни, в которых достигла довольно высокого
уровня развития для провинциального губернского города;

музыкальная культура Могилева рассматриваемого периода разви
валась в русле русской музыкальной культуры, при этом испытав не
которые влияния западноевропейской, польской и еврейской культур;

многогранность и насыщенность музыкальной жизни Могилева, достижения в основных сферах его музыкальной культуры создали базу для дальнейшего развития национальной музыкальной культуры в последующие периоды истории Беларуси.

Личный вклад соискателя. Работа является личным вкладом диссертанта в музыкально-историческую и источниковедческую науку, а также в методологию музыкального краеведения.

Апробация результатов диссертации. Работа обсуждена на кафедре белорусской музыки Белорусской государственной академии музыки. Результаты исследования доводились до сведения научной общественности и могилевских краеведов на научных конференциях в 1996-1999 гг. (Могилев, Новополоцк), используются в учебных курсах белорусской музыкальной литературы и основ музыкальной критики, читаемых соискателем в Могилевском музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова.

Опубликованность результатов. Содержание диссертации отражено в 8 статьях, опубликованных в периодических изданиях и научных сборниках. Общее количество страниц опубликованных материалов- 37 с.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения и 52 приложений. Объем текста диссертации - 98 страниц. Список использованных источников включает 178 наименований. Объем, занимаемый приложениями - 59 страниц. Полный объем диссертации - 172 с.