Введение к работе
Актуальность темы. В самобытной и разнообразной музыкальной культуре Ингерманландии остался неизученным целый пласт — творчество ингерманландских финнов. Этот факт тем более удивителен, что финская культурная автономия существовала в непосредственной близости от Петербурга1.
Но не только естественная потребность изучить историю своего края побудила автора диссертации к исследовательской работе. Не менее важным стимулом стал сам художественный феномен ингерманландско-финской музыкальной культуры. Достаточно сказать, что кроме самобытной фольклорной традиции сложилась развитая система музыкально-общественных отношений, постепенно формировалась композиторская школа. Фактом признания самостоятельности и ценности ингерманландско-финской музыки служит обращение к ней профессиональных музыкантов (композиторов и исполнителей) начиная со второй половины XIX века.
В настоящее время возникла противоречивая ситуация. Народность постепенно исчезает2, и вместе с тем после периода репрессий и застоя интерес к ней вновь начинает расти. Активно возрождаются национальные музыкальные праздники, появляются новые публикации на темы иигерманландской истории и культуры. Однако обстоятельных исследований, посвященных собственно музыкальной культуре ингерманландских финнов,до сих пор еще не было.
Цель диссертационной работы. Изучить музыкальную культуру ингерманландских финнов как целостное и широкое явление, вбирающее в себя различные сферы — фольклор, музыкально-
Ингерманллндские финны по происхождению имеют прямое отношение к коренному населению Ленинградском области — фітиоя:іі.ічш,ім ижоре п води, учаовоиакшим к процессе ассимиляции.
-По статистическим данным в 1926 году н ГІіпермап.іаидіш прожинало 116 тыс. ингерманландских фппноп. і! 1979-м — окато 16 тыс. — Inkeiimnaalla: MuLsloja Inkerin maasla j:i kansasla sanom ja kuvin / Koonn. II. Sih\o. Ilamccnlinna, 1989.
:i
общественную жизнь и хоровое движение, композиторское творчество; проследить творческую интерпретацию ингерманланд-ских традиций в музыке композиторов разных национальностей на протяжении более векового периода.
Стремление охватить столь обширный материал сочетается с четкой установкой выявить и подчеркнуть самое существенное и показательное для каждой из представленных сфер. Это важно для решения сложного и принципиального вопроса о национальной самобытности ингермапландско-финской культуры, ее музыкально-исторической ценности.
Исходя из указанной специфики диссертации, представляющей исследуемую культуру в синхронном историческом срезе, соответственно определились основные задачи каждой главы.
В I главе прослеживаются пути развития ингерманландско-финского фольклора как в русле собственной национальной традиции, так и в связи с соседними культурами, характеризуются основные фольклорные жанры, выявляются признаки национальной самобытности, отмечаются региональные особенности.
Во II главе рассматриваются вопросы, касающиеся музыкально-общественной жизни и композиторского творчества. В частности, выявляются главные тенденции хорового движения, исследуются среда и прогрессивные факторы, способствовавшие зарождению музыкальной интеллигенции, анализируется творчество наиболее ярких ингерманландских музыкантов.
III глава посвящена проблеме претворения национального фольклора в композиторском творчестве — от "Чухонской фантазии" А. Даргомыжского до сочинений последних лет, среди которых особо выделяются произведения В. Тормиса на ингер-манландском материале. Прослеживается эволюция отношения музыкантов к ингермапландско-финской народной традиции.
Новизна данного исследования состоит в том, что музыкальная культура ингерманландских финнов впервые становится объектом специальной обобщающей научной работы и анализируется комплексно, и широком музыкальном и историко-культурном
контексте. Автор выступает первооткрывателем в каждой из представленных сфер рассматриваемой культуры. Собран и систематизирован обширный материал, позволяющий сделать самостоятельные научные выводы но теме. Важнейшей основой для исследовании послужила продолжительная работа автора руководителем старейшего национального фольклорного ансамбля "Рентюшки" л д. Рапполово Всеволожского района Ленинградской области, а также плодотворная собирательская и архивная деятельность. В фондах Хельсинкского университета найдены редкие хоровые сборники ингерманландцев конца XIX — начала XX века, в Санкт-Петербургском историческом архиве обнаружены документы, свидетельствующие о неизвестных фактах биографии ингерманландских музыкантов. В Эстонии, Карелии и Санкт-Петербурге собраны сочинения, написанные на ингерманландско-фннском материале (учтен и личный опыт в сочинении фольклорных обработок в классе проф. С. М. Слонимского). Установлены контакты с компетентными активистами "Inkerinliitto", служителями лютеранских приходов, родственниками ингерманландских музыкантов. В круг изучения введена богатая литература на финском языке — фольклорные сборники, труды по истории и этнографии Ингерманландии.
Апробация н практическая значимость работы. Основные научные результаты представлены в выступлениях на студенческих научно-практических конференциях в Ленинградской и Новосибирской консерваториях (1987), международной научной конференции в Ленинградском институте музыкознания ("Русско-финские культурные связи", 1990), международной научной конференции в Калининграде ("Исчезнувшие и исчезающие народы Балтики. Вопросы рекреации", 1994), а также в лекционных выступлениях в Петрозаводском музыкальном училище (1986), Домах народного творчества Ленинграда и Карелии (1986), различных учебных заведениях Финляндии (Ruokolahli, 1991; Harjavalta, 1992). Имеются публикации.
Результаты исследовании могут быть применены в вузовских курсах истории национальных культур, в качестве дополнительного учебного материала для музыкальных училищ Ссперо-
)
Запада России, Финляндии и Эстонии. Информация по ингер-манландскому творческому наследию (народные песни и танцы, сочинения М. Путро, М. Суси и др.) активно интересует музыкантов-исполнителей из фольклорных ансамблей, хоровых коллективов. Автор также надеется на то, что материалы и научные положения диссертационного исследования окажутся полезными в создании новых трудов об ингерманландской музыке.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключительного раздела и списка литературы. Особое место занимают приложения: ноты, карты, фотографии.