Введение к работе
Сложная и разветвленная культура XX века актуализирует многие явления, которые своими корнями уходят в далекое прошлое. К категориям универсального.порядка относятся диалог и монолог, поскольку они связаны с психологией человека,,а как определенные формы речи - с самим существованием человека как части социума. Они обнаруживаются практически во всех видах искусства, оперирующих со словом /литература, театр, кинематограф/, и специфически преломляются в музыке.
Взаимодействие между музыкой и речью зародилось вместе с формированием искусства как вида человеческой деятельности. В синкретическом искусстве древности неразделимость слова и звука была одной из важнейших первооснов. Но по мере эмансипации музыки как вида искусства с собственной образной сферой и независимым арсеналом выразительных средств, эта взаимосвязь утратила свою прямолинейность и однозначность. Тем не менее, она продолжала существовать всегда, более активно заявляя о себе в те эпохи, которые сосредотачивают внимание на внутреннем мире личности.
Речевые ситуации в музыке достаточно распространены,как правило, привлекают внимание их более внешние проявления, в том числе, риторические формулы или разные типы интонирования. Между тем, взаимовлияние музыки и речи обнаруживается не только на у-ровне музыкального языка, но и на уровне музыкального мышления в целом: в новых принципах драматургии, в образовании новых жанровых ответвлений, например, монодрамы, монооперы и т.п. Для современного композитора отнюдь не редкость такое определение вокального или инструментального жанра как "монолог" или„"диалог".
Актуальность. Проблема соотнесенности музыки и речи весьма актуальна в искусстве XX века, в котором отчетливо проступают синтезирующие тенденции. Они не только свободно 'вводят в художественный обиход уходящего столетия стили и модели всех предшествующих эпох, но и порождают открытия на стыке разных областей культуры.
В музыковедческой литературе термины "диалог" и "монолог" часто используются по отношению к различным явлениям, как, к
2 примеру, б упоминаниях о диалогических перекличках оркестровых голосов или оперных монологах. Но характер интонирования, принципы развития, связанные с ними, изучены недостаточно.
Основной задачей диссертации автор видит необходимость определить и описать качества диалогической и монологической речи и их воздействие на музыкальное мышление. Создалась необходимость выделить наиболее общие свойства диалога и монолога, не* ограничиваясь рамками того или иного- жанра, проследить их влияние на самых разных уровнях - содержания, драматургии и структуры, музыкального языка.
Вторая задача работы - выявить степень воздействия диалогической и .-монологической речи на художественное мышление конкретного композитора.
Эта цель во многом предопределила выбор материала исследования. Взаимозависимость речевых и музыкальных закономерностей можно отметить в творчестве многих современных композиторов,но, пожалуй, одно из наиболее ярких проявлений этой тенденции - творчество Д.Д.Ыостаковича.
Композитор выдающегося трагического дара, он воплотил резкие контрасты и конфликты бытия, диалектику и диалогику мира. С этой точки зрения Шостакович является создателем ярчайшего диалогического стиля. В произведениях прежде всего раннего и центрального периодов отчетливо проступает конфликтно-драматическая дуалистическая картина мира, в которой силы Добра и Зла антагонистически противостоят друг другу. Конфликт раскрывается через непрерывный диалог Личности и Общества, Человека и Мира. В поздних сочинениях конфликт приобретает психологическую окраску. Внутренний мир человека, глубинные процессы психики, размышления о вечных вопросах бытия - все эти темы, свойственные Шостаковичу и выражающие самые напряженные моменты духовного существования личности, во все времена вставали в монологах драм и трагедий.
Проблематика работы, обращенная, с одной стороны, к- явлениям универсальным, с другой - к особенностям художественного мышления композитора, ставит вопрос о неизбежном отборе произведений, на которых будет основываться аргументация автора. Внимание сконцентрировано на тех сферах творческой деятельности, в которых облик композитора отразился наиболее полно и ярко.
В этой связи в наследии Шостаковича выделены симфонии, как центральная область творчества, составившая некий "сверхцикл", а также - кшлерная музыка. Это позволяет говорить об общих законах для каждого отдельного произведения, так и для всего "сверхпро-изведения", каковым является все творчество композитора. Особое внимание уделено квартетам и вокальным циклам, которые образуют подобие параллельных потоков: при несомненном взаимодействии сохраняют самостоятельную логику. Другие сферы образуют второй план данного исследования.
Методологическую базу составили прежде всего литературоведческие труды, связанные с изучением монологического и диалогического типов речи: М.Бахтина, А.Белецкого, В.Виноградова', Г.Винокура, Л.Щербы, Й.Якубинского, а также музыковедческие исследования Г.Дзиешко, М.Лобановой, Е.Назайкинского, А.Селицкого, в той или иной степени обращенные к проблемам диалога и монолога в музыке.
В отличие от видов искусства, связанных со словом, в музыке диалогические и монологические явления обнаруживаются опосредованно, между ними нет столь четкой границы. Поэтому по отношению к ним требуется более тонкий подход и несколько иная атрибуция. Кроме того, как явствует из литературы, посвященной этим вопросам, процесс развития музыкальной мысли традиционно воспринимается как изначально монологический, цельный по структуре и содержанию, в то время как диалогические эпизоды - как привнесенные из речи.
Новизна исследования обусловлена разработкой следующих позиций: '
обнаружение наиболее общих свойств двух типов речи как в вокальной, так и в инструментальной музыке;.
сравнение и сопоставление характерных признаков музыкальных диалога и монолога;
выявление разных аспектов влияния диалога и монолога на музыкальное мышление.
Научные положения работы и ее результаты могут быть использованы при анализе аналогичных явлений в современной музыке, а также в музыке предшествующих эпох, при чтении спецкурса по истории современной отечественной музыки. Отдельные наблюдения и
выводы применимы в курсе анализа музыкальных форм, а также могут стать базой для дальнейшей исследовательской работы.
Апробация работы включала обсуждение ее материалов на заседаниях кафедры истории современной отечественной музыкальной культуры Московской гос. консерватории им. Д.И.Чайковского, кафедры истории музыки Саратовской гос. консерватории им. Л.В.Собинова. Положения диссертации нашли применение в публикациях и педагогической практике автора, отдельные фрагменты были представлены на межвузовской конференции в Нижнем Новгороде.
Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения; снабжена списком используемой литературы и нотными примерами.