Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мифологемы бунта в музыкальной культуре Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Курленя, Константин Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курленя, Константин Михайлович. Мифологемы бунта в музыкальной культуре Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского.- Москва, 2004.- 52 с.: ил. РГБ ОД, 9 05-2/780-4

Введение к работе

Э 8 J ->

Актуальность гемы диссертации определяется комплексом взаимосвязанных практических и теоретических проблем, изучение которых представляет значительный интерес для современного отечественного музыкознания В центре внимания - музыкальная культура Новосибирска - крупного регионального мегаполиса, значительно удаленного от исторических центров России. Хронологические рамки ограничивают масштабы исследования двумя последними десятилетиями советской государственности.

Сами культурно-исторические реалии 70-х - начала 90-х годов по-своему уникальны и требуют особого научного подхода, одной из принципиальных черт которого является недопущение намеренного вычленения и дальнейшего изолированного изучения форм художественной деятельности в отрыве от общественно-политических процессов, инициировавших многие творческие начинания. Они же (реалии новосибирской музыкальной культуры) во многом определяют насущную необходимость в их детальной историографической фиксации и теоретическом осмыслении, поскольку за внешней неупорядоченностью творческой деятельности и социально-политической пестротой таят глубинные принципы культурной самоидентификации, присущие как іворцам музыкальной культуры, гак и ее ценителям. Именно ценностные ориентации, обусловившие на периферии советского государства особенности стилевого самоопределения и творческой самореализации художников, формировали на значительном удалении от «центра» основы культурного самосознания и гражданственности, механизмы самосохранения культурно-исторической целостности, заметно актуализирующиеся в кризисные времена.

Важность темы для современного отечественного музыкознания отнюдь не исчерпывается естественным историческим своеобразием музыкальной культуры указанного периода. Значительный вклад в ее актуальность вносит комплекс методологических проблем, разработка которых открывает путь к содержательному анализу культурно-исторических реалий, неотделимых от творческой практики новосибирских музыкальных деятелей. Без глубокой переоценки возможностей методологии исторического музыкознания, сформировавшейся в советскую эпоху, трудно рассчитывать на обретение качественно иной методологии, адекватной региональной и исторической ситуации, изучаемой в диссертации. Следовательно, поиск и последовательная оценка познавательного потенциала известных научных подходов к исторической интерпретации общественно-политической и художественной практики также указывает на актуальность темы, подчеркивая

j ГОС НАЦИОНАЛЬНАЯ І 3
I БИБЛИОТЕКА I

... Р» Щ?п/ІЇ>І

целесообразность и насущную потребность разработки всей совокупности ее ракурсов

Предмет исследования - музыкальная культура Новосибирска последних двух десятилетий советской истории - рассматривается в системе перекрестных взаимосвязей ее вершинных и низовых пластов, в совокупности наиболее репрезентативных проявлений Многогранные контуры предмета исследования простираются вглубь музыкальной практики, находят продолжение в личных судьбах и психологии людей, причастных к созданию музыки, и по необходимости затрагивают многочисленные связи их творческой деятельности с общественно-политической историей. В этой связи специальной характеристики требуют материалы, рассматриваемые в диссертации и отражающие события музыкального творчества в Новосибирске 70-х - начала 90-х годов.

Объектами изучения становятся архивные и публицистические источники, а также музыкальные произведения, созданные ведущим профессиональным композитором Новосибирска А.Ф. Муровым, несомненно, принадлежащие к вершинным достижениям новосибирской академической музыкальной культуры. Кроме того, в диссертации с необходимой степенью детализации рассматриваются творческие процессы в сфере самодеятельной рок-музыки 80-х - 90-х годов, а также соответствующие публицистические материалы и рукописные свидетельства. Эти артефакты, принадлежащие к совершенно различным и не часто пересекающимся пластам культуры, объединяет не только время и место. Своеобразие культурной ситуации, формировавшейся в Новосибирске на протяжении 70-х - начала 90-х годов, обусловило исключительную значимость как вершинных, так и низовых проявлений культурной деятельности, сделав и те и другие, хотя и не равновеликими в плане подлинной художественной ценности, но абсолютно сопоставимыми по масштабам общественного влияния.

В отношении материала, привлекаемого к исследованию, необходимо иметь в виду, во-первых, его несомненную репрезентативность и, во вторых, что его научное описание и анализ сообщают ему статус сведений, существенных для истории отечественной музыкальной культуры в целом. Иначе все разнообразие накопленных свидетельств, текстов и музыкальных произведений обречено на незаметность и забвение именно в том, что касается описания и анализа существа самой темы - истории музыкальной культуры. Специфика предмета исследования требует обращения не только к признанным художес гвенным работам, но и к музыкальным сочинениям и текстам о музыке, которые вообще едва преодолели порог публичной известности. Однако это не делает их менее значимыми для истории новосибирской музыкальной культуры.

Цель работы - выявление и изучение на музыкальном материале, созданном и исполненном в Новосибирске, содержания протестньгх гражданственных концепций, актуальность которых в художественной практике поздней советской культуры неуклонно возрастала. Движение к обозначенной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных задач:

формирования рабочей исследовательской методологии, адекватной предмету исследования;

изучения концептуальных программных письменных источников, в которых создатели музыки - профессиональные композиторы и самодеятельные авторы - обосновывают собственное понимание роли искусства в современных общественно-политических процессах;

анализа многообразной художественной практики, оценки общественного резонанса, вызванного созданием, исполнением и бытованием разнообразных музыкальных произведений в городской культурной среде;

выявления философских и мифологических подтекстов, особым образом стимулировавших интерес к гражданственной протестной тематике в музыкальном искусстве и обусловленный этим интересом рост политической оппозиционности музыкальных деятелей, придерживавшихся подчас противоположных воззрений на искусство и собственную общесівенную миссию.

Характеризуя научную методологию, применяемую в диссертации, укажем на многосоставность ее аналитических возможностей. Историческая картина по необходимости складывается из непосредственной первичной фактологии жизни, некоторой совокупности событий, однако свой законченный вид получает благодаря накоплению описаний этих самых событий, выполненных в соответствии с известными требованиями научной историографии. Последние переводят событийную сторону истории в область исторических свидетельств, консолидируют ее в некий корпус текстов, достоверность которых по тем или иным причинам не подвергается сомнению. Методология, применяемая в диссертации, как раз нацелена на сохранение единства реальности фактологической - с одной, и текстовой исторической реальности - с другой стороны, причем, только последняя всегда и расценивается как конечный труд историка. В случае с темой данной работы и временем, обусловившим формирование ее реальных предпосылок и их дальнейшую актуализацию, следует учитывать, что автор диссертации в данном конкретном случае совмещает в себе статус очевидца событий со статусом историка, основывающего свои выводы на анализе документов - опосредованных чужой мыслью исторических свидетельств.

И чтобы не позволить языку научного исторического описания отдалиться от первичной исторической фактологии, данной не столько исследователю, сколько именно очевидцу в непосредственном опыте интерпретации «здесь и сейчас» протекающих реальных культурных и общественно-политических процессов, приходится использовать дискурсивные методы, сплачивающие первичную фактологию и свидетельства в единую историческую картину, наряду с методами, восходящими к феноменологическим истолкованиям событий и артефактов, то есть, фактичности бытия, переживаемой самым, что ни на есть, непосредственным образом. С другой стороны, невозможно целиком отказаться и от структуралистских подходов, направленных на выяснение того, каким образом исторические свидетельства, тексты, развертывают, благодаря своим структурным и семантическим возможностям, «новое», точнее, иное, нежели непосредственная реальность, историческое пространство в его конечном и подлинном предназначении. Ведь именно это историческое пространство и формирует так называемую историческую картину, стройную и логичную в своей завершенности, очищенную от всего случайного и заменяющую собой реальное прошедшее для всех, кто по известным непреодолимым причинам не мог прикоснуться к фактологической стороне истории через слияние с ней в личном «проживании» определенных событий.

Поэтому в анализе исторической фактологии новосибирской музыкальной культуры просматриваются опоры на дискурсивные методы, разработанные Д Лихачевым, Р Грубером и поныне с полным основанием сохраняющие свое влияние в области исторического искусствознания. Кроме того, к исследованию привлекаются возможности исторической методологии, предложенной Ж Старобинским, Р.Дж. Коллингвудом, Ж. Деррида, В. Декомбом, М Мерло-Понти, позволяющие почерпнуть ряд существенных наблюдений за развитием культурно-исторической ситуации, изучаемой в диссертации.

Что касается исследования мифологических составляющих, обнаруживаемых как в философии истории, так и в личных творческих и политических воззрениях новосибирских музыкальных деятелей, то в этой области методологические предпочтения, реализованные в диссертации, восходят к грудам М. Вебера, А Камю, Ф. Ницше, Я. Голо-совкера Наконец, в сфере музыкально-аналитических изысканий, образующих неотъемлемый пласт аргументации в общей доказательной базе диссертации, отправными посылками послужили достижения современного отечественного музыкознания Отметим в этой связи ис следования М Арановского, В. Бобровского, М Тараканова, М Сабининой, Г Григорьевой, Л Кириллиной, И. Барсовой, В Консн, Т Чередниченко, С Гончаренко, Л. Пыльневой.

Научная новизна работы во многом определяется избранным подходом к исследованию проблематики, актуальной в условиях региональной музыкальной культуры двух последних десятилетий советской истории. Все ее составляющие - исторические свидетельства, тексты, музыкальные произведения - рассматриваются как культурно-исторические феномены, несущие в себе информацию о способах творческого самоопределения художников в условиях ежедневного неупорядоченного становле-ния-быгия культуры. Изучение указанных аспектов в поздней советской провинциальной музыкальной культуре 70-х - начала 90-х годов вызвано изменением самой постановки вопроса о культурном взаимодействии «центра» и «периферии» под воздействием кризисных явлений в политической истории. При очевидной прогрессирующей утрате «центром» продуманных государственных стратегий развития, культура в стране в целом, и провинция не является исключением, начинала вырабатывать и пропагандировать иное видение перспектив собственного поступательного движения к нравственным и художественным идеалам, независимым от официальной идеологии. Исследование этого нового перспективного художественного зрения, оценка творческого опыта, обусловленного им, сообщает оригинальность выбранным ракурсам исследования и полученным результатам.

Обладающими новизной представляются обнаруженные в ходе анализа итоги развития новосибирской музыкальной культуры изучаемого времени:

смысловая инверсия основополагающей парадигмы построения культуры советского периода, в результате которой цель художественной деятельности - «создание нового общества и человека» -и обусловленная ею многообразная гражданственная проблематика радикально переосмысливаются и уступают место художественным парадигмам, оппозиционным официальной і осударствен-ной культурной политике;

возвращение к иудео-христианскому и дионисическому мифологическим концептам, противостоящим советскому мировоззрению, и превращение их в важнейшие стимулы творческой активности профессиональных и самодеятельных композиторов;

особый характер взаимодействия этих мифологических концептов, согласованно выступающих против официальной мифологии, сформированной Октябрьской революцией, однако избегающих прямого и непосредственного соприкосновения в творческой практике художников, и неслиянных даже в основных свойствах, в характере оппозиционности противостоящим им идеям;

впервые теоретически воссоздан алгоритм развития советского протестного рок-н-ролла. Показаны стадии становления и угасания

этого брутального самодеятельного творчества в социальных условиях крупного провинциального мегаполиса, дана периодизация новосибирского рок-движения;

исследованы особенности художественного воплощения гражданственности в ее наиболее ярких протестных проявлениях как в «высоких», академических, так и в «низовых» музыкальных жанрах. Проанализированы причины повышенного интереса к этической проблематике, к идее справедливости и ее активным и многократным реинтерпретациям. Выведены важные общие черты этих реин-терпретаций. противопоставление этических абсолютов, глубоко прочувствованных и возведенных творцами музыки в конечную цель индивидуальной художественной деятельности, представлениям, насаждаемым официальной идеологией, о поступательном историческом развитии государства и поддерживаемой им культуры. Осознание исторической необходимости как нсизбежної о зла, ограничивающего свободу творчества и горизонты культурного процесса в целом. Зафиксирован отход от обобщенных типических воплощений гражданственной художественной концепции, сложившихся в советской культуре, что явилось следствием формирования нового художественного патриотизма, противостоящего официальной социалистической классовой патриотической доктрине и опирающегося на вневременные общечеловеческие духовные коллизии. Новый тип художественного патриотизма и его конкретные воплощения в музыкальном искусстве черпали силу в представлениях об изначальных неубывающих мифологических и религиозных истоках нравственности, красоты, необычайно актуальных для того времени. Либо, напротив, опирались на представления, интуитивно найденные в ходе индивидуальной творческой деятельности, об абсолютной творческой мощи, лишенной каких-либо изначальных моральных установок, и призванной преобразовать современную действительность по своим законам;

осмыслены функции индивидуального художественного бунта, воплощенного в творческой деятельности, и связанные с ним формы социального протеста как эффективные способы критики наличного культурного бытия в условиях новосибирской общественно-политической ситуации 70-х - начала 90-х годов

В результате были сформированы основные положения, вынесенные на защиту:

- былые концентрические волны революционной метафизики куль
турного строительства, распространявшиеся от «центра» к «пери
ферии», пересеклись с вечно блуждающими волнами влияний,
идущих от античной греческой и иудейской мессианской мифоло-

гий. Их взаимодействие сформировало внутренне противоречивую ситуацию, в которой прежние перспективы развития культуры, предначертанные некогда единой политической волей центрального государственного и политического руководства, постепенно утрачивали свое значение. Они вытеснялись импульсами иного рода, по преимуществу сформированными индивидуальной творческой волей, и открывающими возможности для все более разнообразных форм творческого самоопределения людей, создававших музыку в удаленном от центра провинциальном меі аполисе;

события новосибирской культурной жизни 70-х - начала 90-х годов в их фактологической и хронологической взаимосвязи оказалось возможным изучать и интерпретировать не только как историю упадка советской государственности и культуры в условиях периферийного мегаполиса, но и как возрождающееся культурное предание в совокупности его ритуальных форм и его вечной мудрое їй - древнейших культурно-исторических интенций, способных к формированию новой метафизики культуры, в значительной степени освободившейся от жесткой социально-политической централизации и отвечающей качественно иным, чем официальные, требованиям творческой личности;

в контексте культурно-исторических процессов, изучаемых в диссертации, оказалось необходимым внесение уточнений в известные в научных кругах оценки позднего творчества А Мурова - ведущего новосибирского композитора академического направления. Анализ ключевых симфоний 70-х - начала 90-х годов - «Тобольской», Пятой и Шестой демонстрирует эволюцию взглядов художника от форм шестидесятнического протестного мировоззрения к миропониманию, пронизанному мессианскими проповедническими мотивами и целями. Этот процесс переоценки А. Муровым влияния политической истории на современное состояние культуры и обусловил существенную трансформацию образного строя, іражданствен-ного пафоса, музыкального языка, стиля и, в целом, способа личной творческой самоидентификации композитора;

новосибирское рок-движение, опиравшееся на свои собственные ценности и базировавшееся на брутальном понимании коллективистской мистериалыюй практики, восходящей к архаическим формам дионисийского неистовства, в определяющей степени было инициировано именно общим кризисом социальной и демографической политики в СССР. Не смогря на неспособность к созданию подлинных художественных ценностей, эта музыкальная деятельность, относящаяся к низовым слоям музыкальной культуры, смогла породить оригинальные способы манифестации вкусовых и жизненных пред-

почтении широких слоев городской молодежи как в Новосибирске, так и в других крупных городах страны. В условиях необычайного всплеска общественного внимания к творчеству рок-музыкантов и социальному поведению их многочисленных поклонников, протест-ный рок-н-ролл сумел сформировать особый тип жизненного опыта, собственную маргинальную субкультуру, претендующую, однако, на универсальность и распространение в многообразных видах нехудожественной социально-значимой деятельности молодых поколений, игравших и слушавших рок в 80-е - 90-е годы.

Практическая значимость работы. Теоретические положения и фактологический материал, собранный и обобщенный в диссертации, активно используется автором в курсе анализа музыкальных произведений, читаемом в Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки, в лекциях и семинарах, проводимых в рамках факультета повышения квалификации Новосибирской консерватории. Материалы диссертации могут представлять интерес для исследователей отечественной музыкальной культуры XX века. Значительная их часть вошла в коллективный труд - учебное пособие по истории музыкальной культуры Новосибирска, которое готовится к изданию в рамках серии учебной литературы Новосибирской государственной консерватории.

Апробация диссертации. Работа выполнена на кафедре истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где прошла обсуждение и была рекомендована к защите 13 апреля 2004 г.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, списка литературы, включающего 214 наименований, и Приложений, в которых сконцентрированы необходимые документальные и нотные материалы. Объем работы 14 п. л.