Введение к работе
Актуальность тема. Комплексный подход к изучению явлений действительности сегодня является важнейшей общенаучной проблемой. Значимость её обусловлена постоянно возрастающей специализацией науки. Специализация, позволяя углубить понимание человеком окружающей действительности, рождает множество научных направлений. Чем больше возникает исследовательских направлений, чем сильнее выражена специализация, тем наотоятельнее становится необходимость организации их в едином ракурсе. Этим требованиям ъ отвечает комплексный подход. Его задача - осмысление психологической а социально-исторической обусловленности жизненных взаимосвязей, создание целостности, гармоничности и полноты в миросозерцании человека.
.Разработка проблемы комплексного исследования актуальна ;; плодотворна и в контексте научного анализа музыки и особенно в тех случаях, когда речь идет о музыкально-педагогической практике. Становление специалиста-музыканта осуществляется в процессе овладения им несколькими циклами музыкальных дисциплин, среди которых теоретический цикл включает по меньшей мере пять различных курсов. Очевидно, что и в" музыкальном образования желательно наЗти некий общий подход, стимулирующий комплексную оиенку всего множества разносторонних в многообразных музыкальных впечатлений. Диссертация, предлагая вариант комплексного курса музыкально-теоретических дисциплин, выносит на обсуждение одно из возможных решений этой проблемы.
Предмет исследования. Курсы музыкально-теоретичеоках дисциплин возникли как музыковедческая область прикладного характера, отвечающая на сиюминутные запросы музыкальной практики, ориентирующаяся на локально-исторические (но далеко не всегда
общеэотетические) критерии оценок музыкально-эволиционного процесса.- Освещая музыкальные явления различных иоторичеоких традиций, теоретические куроы оценивают их с позиции различных организующих принципов. Поэтому содержание этих куроов, их структура, складывающийся в них исследовательский аппарат во . многом некомплементарны. В результате, если не пойти по пути серьезного изменения традиционно сложившейоя внутренней структуры каждого курса, их достаточно органичное объединение отано- ~ вится крайне затруднительным. Предметом исследования настоящей работы является поиок методологической ооновы такого внутреннего переустройства курсов, в результате которого можно было бы более целенаправленно и успешно сформировать представление о музыке в единстве всех её сторон и аспектов, музыке как неотъемлемой части искусства в целом, как феномене человеческого бытия. Вашше условия достижения этой задачи - не только теоретическое осмысление музыкальной информации неопределенном плане, но и тщательно разработанный в этом же плане путь'практической работы над изучающимися произведениями.
Теоретическая и прикладная целесообразность курсов - далеко не прямо взаимосвязанные аспекты. Курс, разъясняющий материал на глубинном уровне теоретического обобщения, обычно проигрывает в прикладной результативности. В ряде случаев - обычно . при подготовке музыкантов-исполнителей, педагогов - практической стороне обучения уделяется исключительное внимание нередко за счет теоретической углубленности. Это затрудняет становление музыканта. Оообенно типична такая ситуация для музыкально-педагогического образования. Иногда снижение уровня преподавания теоретических дисциплин характеризуется ослаблением внй->лания не только к собственно теоретическому компоненту, но
также и к практическому. Зтэ проблема особенно актуальна идя той отрасли музыкального образования, которая долгое время оставалась на периферии общественного внимания, - для подготовки музыкальных руководителей детского сада. В диссертаций ставится цель создания теоретически достаточно основательного, практически целесообразного и профессионально-ориентированного комплексного курса-музыкально-теоретических дисциплин, подготавливающего специалистов-музыкантов для детских дошкольных учреждений.
Научная новизна работы усматривается в самой её задаче: попытке найти такую методологическую пооылку, которая позволяет объединить в' едншЗ комплекс традиционно раздельные музыкально-теоретические дисциплины: элементарную теорию музыки, сольфеджио, гармонию, полифонию, анализ музыкальных произведений. Механизм объединения этих курсов в комплексе не имеет ничего общего с практикой механического суммирования раздельных курсов. В диссертации делается попытка создания курса яоэой структуры. Теоретические сведения и практическая работа, предполагающиеся' традиционными .раздельными курсами, в курсе комплексном развертываются во взаимопроникновении вокруг единой системы понятий. Курс предлагает обсуждение музыкальной проблематик:; на достаточно глубоком уровне. Разработана и предложена система заданий, которая благодаря иной, нежели традиционная,компоновке санкционирует практическую работу со студентами во всех традиционных, формах: слуховой анализ, анализ нотного текста, интонационные упражнения, запись диктантов, игра на инструменте, выполнение творческих заданий - на всех этапах курса без исключения. Существенным дополнением к традиции можно считать предложение таких творческих заданий, которые профессионально
5 ориентированы на будущую специальность студента (работа в детских оадах).
Практическая целесообразность комплексного курса музыкально-теоретических дисциплин усматривается в целом ряде моментов.' I) При его использовании становится возможным унифицировать терминологию и упроотить учебный процеос. 2) Создаются условия для ликзидации типичных для раздельных курсов тематических повторов. Это существенно экономит учебное время. 3) Курс дает возможность для серьезных теоретических обобщений, что вытекает из его комплексного характера. Это позволяет широко использовать межпрецметные связи с дисциплинами музыкально-исторического, психолого-педагогического, обществоведческого циклов, расширяет общегуманитарную направленность обучения теории музыки. 4) Найденные приемы профессиональной ориентации курса аошшак,т интерес со стороны студентов к соответствующей области знании, а отсюда возрастает прочность усвоения приобретенных знаний, умений, навыков,делает- курс более результативным. Перечисленные свойства комплексного курса стимулируют изменения в характере общения студентов и преподавателя. Обстановка яа занятиях становится более раскованной, эмоционально свободной, насыщенной творческими находками. Данный комплексный курс может послужать основой при подготовке подобного рода комплексных курсов для музыкантов-практиков других специальностей'.
Методологической основой при созданиикурса послужили общенаучные исследования, посвященные проблемам комплексного и системного подхода Э.Юдина, И.Блауберга, М.Кагана, В;Кутырева, Г.^'ецровицкого. Основные теоретические положения опираются на исследования Ь.Асафьева, И.Барсовоіі, Т.Бердадскоі!, З.Еоброгс-когс, Э.Курта, Л.Мазеля, З.Назаїікинского, С.Скребкова, Е.Ручь-
евской, В.Холоповой.
Методическая основа курса, творческая практика, осуществляющаяся в его рамках, базируется на исследованиях, методических работах, учебных пособиях Ю.Тюлина, А.Островского, Т.Бершадс-кой, Ю.Холопова, Л.Масленковой, А.Форта. Методическая целесообразность задач, которые он ставит перед студентами, могут быть подтверждены исследованиями, посвященными проблемам музыкального воспитания детей. Это исследования З.Кодаи, К.Орфа, Д.Кабалевского, Н.Ветлугиной, О.Радыновой, Л.Ходьковой.
Диссертация утверждает методологические принципы и методические основания комплексного курса.
Методологические" принципы комплексного курса музыкально-теоретических дисциплин заключаются в следующем:
-
рассмотрение музыкального произведения в единстве трех аспектов: а) канрово-оодержательном, б) структурно-логическое, в) историко-стиластическом}
-
Специфическая этапность в раскрытии перед студентом музыкальной системы: а) разъяснение общих принципов функционирования музыкального искусства, обсуждение наиболее универсальных музыкальных понятий; б) анализ временных связей в музыке; в) обсуждение пространственной проблематики в музыке; г) развертывание проблематики ладофункциональной; д) рассмотрение принципов музыкального целого;
-
Многоаспектный авализ музыкальных произведений на любом этапе обучения.
Методическую основу курса составляет:
1) сочетание в нем определенно выраженных теоретического и
практического компонентов;
2) расширение стилистического спектра используемых проиэ-
ведений, широкое использование музыкального фольклора;
3).многофункциональное использование одного и того же музыкального произведения: как объекта для аналитической работы, для диктантов, для практических упражнений на инструменте, интонационных упражнении, как образца для творческих заданий;
4) оистема профессионально-ориентированных творческих заданий.
Апробация работы. Комплексный курс музыкально-теоретических дисциплин готовился в течение 10 лет на базе Московского педагогического института им. В.И.Ленина. Отдельные положения были внедрены автором в курсы гармонии, анализа музыкальных произведений, читавшихся им на музыкальном отделении Московского педагогического училища № 7. Результаты докладывались на УШ-ых педагогических чтениях средних специальных учебных заведений Моогорисполкома в 1985 году, на межвузовских конференциях "Ленинские чтения" по итогам научно-исследовательской работы в 1989 и IS90 гг., на Всероссийском совещании-семинаре председателей предметно-цикловых комисоий педагогических училищ РСФСР в 1989 году.
Предусмотренные работой практические подхода к проблеме воспитания опециалистов-музыкантов детского оада неоднократно докладывались на заседаниях Научно-методического Совета при ПУЗ Министерства народного образования РСФСР, а также на заседаниях рабочих комиссий Научно-методического Совета Госкомитета по народному образованию СССР. Автор .участвовал в работе по составлению учебных планов в квалификационных характеристик в рамках работы комисоий Министерства народного образования РСФСР а Госкомитета по народному образованию СССР по специальностям "Музыкальное воспитание" и "Дошкольное воспитание".
Работа неоднократно обсуждалась на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста МГШ им. В.И.Ленина. Отдельные положения рассматривались на.кафедре философии МШИ им. В.И.Ленина. Работа несколько раз выносилась на заседания кафедры теории музыки Ленинградской консерватории и решением квфедры была рекомендована к защите. Основные положения работы вошли в публикации, помещенные в списки литературы.
Структура работы.. Диссертация состоит из введения, трех ' глав, именцвх дальнейшее членение на раз целы, заключения и приложения. Приложение содержит программу-конспект комплексного курса теории музыки о пояснительной запиской.