Введение к работе
Актуальность темы. Одной из ваяных проблем современного іузьїкознания является исследование музыкально-творческого процесса и выявление общелогических закономерностей худонествен-юго мышления. Для многих работ в этой области (М.Арановского, і.Блока, П.Вайдман, Ю.Васильева, А.Волкова, Е.Вязковой, Л.Дань-to, Г.Джердималиевой, А.Климовицкого, Л.Корабельниковой, Н. >ишмана и др.) чаще всего характерно сочетание психологическо-'О и музыкально-текстологического подходов, обращение к руко-шсям как к материалу, раскрывающему этапы становления текста і личность композитора.
Творческое наследие Н.К. Метнера в этом отношении представ-іяет значительный интерес. Его архив в Государственном цент-іальном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки (фонд № 132) іключает более пяти тысяч единиц хранения. Изучение нотных ав-'ографов, дневников, эпистолярных и мемуарных материалов позво-:яет выделить нормативные стадии творческого процесса и доказа-ельно реконструировать путь создания наиболее значительных роизведений.
Н.К.Метнер - один из выдающихся композиторов конца XIX -ервой половины XX века, однако постижение его творчества и ос-оение рукописного архива растянулось на долгие годы. Список убликаций по материалам архивного фонда открывает книга, оставленная учениками Метнера М.Гурвич, Л.Лукомским и П.Васильєвої из фрагментов дневниковых записей композитора. Текстологи-эский ракурс придал особую ценность работам Е. Долинскоіг,
Н.К.Метнер. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек. - М., 1963.
Долинская Е. Николай Метнер. Монографический очерк.-М., 1966; Фортепианное творчество Н.К.Метнера. Канд. дисс. - М., 1967.
ставший первым опытом исследования творческой лаборатории Мет-
нера. Литературные и нотные рукописи из его архива частично изучались А.Алексеевым1, К.Зетелеьг и некоторыми другими музыковедами. Огромная работа была проделана З.Апетян, подготовившей к изданию эпистолярные и мемуарные материалы, расширяющие представление о личности композитора, его жизненном пути и эс-тетико-психологических основах творчества3.
В публикациях Ю.Келдыша, Н.Туманиной, Д.їштомирского,П.Васильева, Вл.Протопопова, О.Соколова, Т.Малиновой, Е.Орловой, К.Плушшкова, А.Красюк, Т.Левой, А.Хабарова и др. рассмотрены разные стороны наследия Метнера, однако вопросы творческого процесса не входят в круг исследовательских интересов авторов.
Творческое мышление Метнера, каким оно предстает при изучении его рукописного архива, являет собой благодатный материал для познания механизмов художественной продуктивной деятельности в целом. Анализ самонаблюдений композитора, отраженных в комплексе разнообразных типов документов, позволяет обнаружить константные и переменные компоненты труда, особенности музыкального мышления. Мало кто из композиторов с такой тщательностью и временами педантизмом фиксировал все этапы и стадии своего творческого процесса - в набросках, эскизах, черновиках, в разнообразных вербальных заметках, классифицируя их и сохраняя
* Алексеев А. Русская фортепианная музыка. Конец XIX - начало
XX века. - 1Л., 1969.
2 Зетель И. Н.К.Мегнер (фортепианное творчество, исполнительство, педагогика). Канд. дисс. -Свердловск, 1969; Н.К.Мет-нер - пианист. U., 1981 и др.
* Н.К.Метнер. Письма. - М., 1973; Н.К.Метнер. Статьи. Материа
лы. Воспоминания. - М., 1981.
лительное время.
Содержание архивного фонда Метнера в ГЦМЖ позволяет сформировать цель диссертационного исследования: последователь-юе изучение творческого процесса композитора в каждой его ста-[ии, определение индивидуальных особенностей труда и специфи-іеских свойств худояественного мышления.
В соответствии с целью выдвигается ряд исследовательских адач: классификация основных типов документов в нотно-рукописном архиве Н.К.Метнера;
выделение стадий и этапов творческого процесса и выявление константных свойств работы механизма музыкально-творческой деятельности (в сопоставлении с другими композиторами); исследование проблемы соотношения рационального и интуитивного, логического и эмоционального, сознательного и бессознательного в творческом процессе Метнера; соотнесение эстетико-мировоззренческих основ художественного мышления композитора с содержанием его наследия; изучение истории становления текстов некоторых сочинений в контексте необходимых музыкальных и литературных связей; подтверждение гипотезы о связи метода работы и типологических особенностей личности, ее художественного мышления.
Документальной базой работы стали:
) материалы фонда Н.К.Метнера в ГЦММК и некоторые рукописные материалы Центрального государственного архива литературы и искусства, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки;
) опубликованные работы и литературные записи Н.К.Метнера: книга "Муза и мода" (Париж, 1935 г., переиздана їМСА-PRESS в 1978 г.), статья 1933 г. "С.В.Рахманинов" и др.; книга
- б -
З.К.Метнера "Модернизм и музыка" (1912 г.);
Ъ) книги и статьи, посвященные Н.К.Метнеру и его современникам,
дневники и мемуары, воссоздающие художественный контекст эпохи.
Методологической основой исследования стали труды психологов, философско-лингвистические и текстологические публикации в области литературоведения и искусствознания: Л.Выготского, С.Рубинштейна, Д.Узнадзе, М.Бахтина, С.Бонди, Б.Асафьева и других, сборники статей Комиссии комплексного изучения художественного творчества.
Исследование опиралось на методологические положения, сформулированные в работах М.Арановского. Гак, в соответствии с определенной им типовой схемой творческого процесса, был избран стадиальный подход, выделены "круги ограничений" в художественном мышлении и стилевой системе, уточнена направленность текстологического анализа рукописей Ыетнера.
Научная новизна работы. Творческий процесс Метнера, отраженный в материалах архивного фонда, становится предметом специального изучения впервые. В ходе исследования рукописей выявлены его стадии и соответствующие им типы нотных автографов. Анализ рукописного наследия позволил определить важнейшие особенности метода творческой работы Метнера, обусловленные типологическими свойствами художественного мышления. Проведена атрибуция целого ряда нотных записей, расшифрованы и впервые публикуются некоторые литературные заметки. Реконструкция становления художественных замыслов в свете мировоззренческих и эстетических позиций создает целостное представление о творческой лаборатории Ыетнера.
Практическая значимость исследования. Аналитический материал диссертации, ее основные положения и выводы могут быть использованы з курсах истории русской музыки, музыкальной психологии и текстологии, анализа форм, композиции, а также в ис-ледованиях разных аспектов художественно-продуктивной деятельности, структуры творческого процесса.
Апробация работы. Некоторые положения были изложены на научно-практических конференциях в Курском педагогическом университете, ІУ и У Фетовских чтениях (1989 и 1990 гг.), научной конференции в Ростовской консерватории "Рахманинов в художественной культуре его времени" (1994 г.), на симпозиуме "Творчество и личность" (Курский технический университет, 1995 г.), конференции в Государственном институте искусствознания (1996 г.). Основная часть работы вошла в публикации, названные в списке. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите Отделом музыки Государственного института искусствознания.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка использованной литературы и архивно-рукописных материалов. Приложение включает нотные примеры и ранее не публиковавшиеся литературные записи Н.К.Метнера.