Введение к работе
Актуальность исследования заключается в существенном вкладе в русское эпосоведение как в общетеоретическом, так и в историко-генетическом плане. Рассмотрение специфики русского эпоса в контексте всей жанровой системы фольклора продуктивно лишь на уровне музыкально-языковых категорий, что заметно корректирует филологические концепции. Синтезирующая природа эпоса значительно шире. Лишь с учетом музыкально-языкового материала при историко-сраанительном анализе напевных форм представляется возможным решать вопрос о так называемых "школах" в эпической традиции, который неразрешим чисто-филологическими средствами.
Особую актуальность приобретает настоящее исследование в связи с исчерпывающей полнотой введенного и систематизированного источникового материала.
Исходный материал концепции миграционного движения былинного эпоса на русском Севере содержится в рапсодическом статусе так называемой "Олонецкой" традиции /Обоиежая/,
до настоящего времени недостаточно представленной в музыкознании. В русло исследования введены практически все доступные архивные записи этой традиции. Последнее позволило сделать важные коррективы как в области историко-культурных предегавлешш о северорусском эпосе, так и представлении о миграционных истоках, путях движения традиции в целом.
Предмет и материал исследования.
Предметом исследования явились региональные /этнодиалект-ные/ напевные системы северорусской эпической традиции. Материал - максимально полный состав напевных форм эпоса различных стилистических зон по печатным и архивным источникам. Последовательно рассмотрены напевные стили Обонежья, Карельского Поморья, Беломорского "промыслового котла", Пинежья, ІЛезенско-Кулойской и Печорской эпической традиции: черты родства и различия.
Новизна предлагаемой работы заключается в многоаспект-носги рассмотрения эпоса как синтезирующего явления в жанровой системе фольклора: не только в текстуальных реминисценциях рада канров, но и в глубинной структуре музыкального и поэтического языка.
І/ В связи с этим в исследование введены некоторые новые, нетрадиционные, методики анализа напевной речи, такие
как:
- биоакустическое обоснование интонационного мышления
/предпосылки монотоникальности/;
квантометрический анализ музыкальной структуры на контуре ритмического поля /см,разработки в ежег.Русский фольклор,вып.X и ХУ /;
метод цифрового кодирования интонационного контура напевов в ранжире ритмического поля при учете осевого расположения тоновых отношении. Метод этот отвергает шкалу Белы Бартока как искусственную, связанную с семиступенной концепцией классических ладов-гласов и не отвечающую ладовой специфике фольклора;
Предлагается теория ладовой антитезы и тоникальной оппозиции.
- 5 -Перечисленные вше разработки служат рабочим инструментом
доказательства исконно-рапсодического статуса поющегося эпоса, его генезиса от свбодных структур музыкально-фразовой и ти-радной речитативной просодии / неупорядоченно-стиховой/ и от "возгласной" системы интонирования.
2/ Привлечены .использованы и частично разработаны далее концепции осевого и шогоосевого интонирования /Б.В.Асафьев "Речевая интонация".Л."Myзыка".1965/, оцнозвенных и многозвеных ладов /Х.С.Кушнарев.Вопросы истории и теории армянской мо-нодической музыки.Л."Музыка".1950/ , ладовых структур народной песни / Ф.А. Рубцов. Основы ладового строения русских народных песен. Л."Музыка".1964/ .
3/ Выдвигаются и обосновываются гипотезы существования системы жанров-предшественников и жанров-спутников "большого эпоса", явления позднейшей этнокультурной переработки архаических напевных "прототипов" и на этой основе регистрируются пути движения традиции.
4/ Ставится вопрос о неоднородности истоков эпической традиции на русском Севере и смешения миграционных потоков.
Методологической основой диссертации . являются разработанные в марксистско-ленинской философии, советской исторической науке, искусствознании положения, определяющие обусловленность явлений духовной культуры социально-экономическими факторами общественного развития; историзм форм художественного отражения действительности. В соответствии с этими положениями рассматривается специфика фольклорного мышления в многослойной структуре общественного сознания как первичной, художественно-практической формы отражения действительности.
В этом контексте обращает на себя внимание всеобщность модели жанровой системы фольклора, в которой определенное место занимает эпос.
Вместе с тем, модель жанровой системы подвижна в генетическом и этническом плане, отражая черты стадиального уровня этноса, его языковые и этнокультурные черты.
- б -
Практическая ценность исследования состоит прежде всего в многоаспектности поставленных задач, в полноте задействованного в нем систематизированного источникового материала.
В результате проведенных конкретных анализов и сопоставлении напевных структур северорусского эпоса, подвергается сомнению популярная в науке концепция новгородского освоения северо-восточных территории и складывается представление о смешанности и многослойности этого процесса. Новизна решении и полемичность придают исследованию перспективный характер.
Апробация диссертации.
Исследование было обсуждено и рекомендовано к аащите на заседаниях кафедры истории русской и советской музыки, Ученым советом ЛОЛГК имени Римского-Корсакова, а также музыковедческим коллективом Фонограмшрхива Института русской литературы /Пушкинский Дом/ АН СССР.
Основные идеи диссертации были апробированы /выдвинуты и обсуждены / в печати /см.перечень/.
Наиболее целостно они представлены в источниковои и исследовательской частях фундаментального издания двух авторов: "Былины. Русский музыкальный эпос".І»і.-Советский композитов. 1981 / -Ь2 уч/изд.лл. равными долями, где диссертанту принадлежит раздел "Былины Севера", композиция былинной части тома до Приложении, две статьи в соавторстве с Б.1«і.Добровольским, статья к разделу, музыковедческий комментарии.
На это издание в печати было пять рецензии и отзывов:
1. Советская музыка. М.,1982.-№ 2.
М.Сабинина. Л.,кйЗель -"Письмо в редакцию. Русский музыкальный эпос."
-
Советская музыка.М.-1984.-J* I. Р.Леденев. Начало большого дела.
-
Советская этнография. Ы.-1984.-J* 6 /ноябрь-декабрь/. Д.Ц.Бацер, НЛл.Владыкина-Бачинская. Былины. Русский музыкальный эпос.
-
Советская музика. М.-І985.-І* 3. Е.Васильева. Истинный мир былин.
5. Советская музика. M.-I986.-J& 12.
А.Еания. Методологическая ценность"Бішш".
По проблематике исследования автор выступал с докладами
на Всесоюзных конференциях и симпозиумах:
а/ Алш-Ата. 1982. Музыка эпоса. Доклад: "І/іузика русских бшшн".
б/ Черновцы. 1985. "Славянско-рзшнские связи в фольклоре и литературе".
Доклад:" Некоторые славянеко-романские связи в музыкальном эпосе".
в/ Ленинград. ИРЛИ. 1988. Этапы изучения классического наследия русского эпоса.
Доклад: "Некоторые проблемы структурной текстологии эпоса в музыковедческом аспекте".