Введение к работе
Актуальность исследования. Общей тенденцией развития гуманитарных наук в 20 в. является их стремление к строгой научности, объективности суждений и доказательности выводов. Этим обусловлено значительное обновление их методологического арсенала, что нередко связано с заимствованием методов из таких областей научного знания, как точные и естественные науки. В этномузыкологии, как и в других этнологических дисциплинах (лингвистике, этнографии, этнолингвистике, фольклористике и др.) особое значение приобрел географический (ареальный) подход к исследованию материала и в особенности метод картографирования - изучение народной музыкальный культуры посредством проецирования на карту различных ее явлений или элементов. Необходимость учета географического аспекта вызвана природой исследуемого материала: являясь продуктом устной традиции, фольклорные музыкальные тексты существуют в определенном географическом пространстве и, подобно языку, имеют вариантный характер бытования.
Музыкальная ареалогия, в русле которой выполнено настоящее
диссертационное исследование, - сравнительно молодое направление
в этномузыкознании, наиболее активно развивающееся в восточно
славянской музыкальной фольклористике. Приоритет восточносла
вянских этномузыкологов в этой области объясняется не только хо
рошей сохранностью традиционной музыкальной культуры во мно
гих регионах Восточной Славии, но и в успешном развитии струк
турно-типологического метода анализа музыкально-
этнографического материала. Не случайно инициаторами ареального
изучения традиционной музыкальной культуры стали исследователи,
возглавлявшие национальные научные школы структурно-
типологического направления: Ф. Колесса и К. Квитка на Украине, Е. Гиппиус в России.
Наибольшая активность ареальных исследований приходится на 80-90-е годы, когда выходят в свет работы белорусских фольклористов - 3. Можейко, Т. Варфоломеевой, Г. Тавлай; представителей украинской этномузыкологической традиции - Е. Ефремова, А. За-вальнюка, И. Клименко, А. Коропниченко; исследователей московской («гнесинской») школы - Б. Ефименковой, О. Пашиной и др.
Несмотря на некоторые различия в применении ареальных методик, все появившиеся в это время исследования нацелены на проблематику мелогеографии. то есть ареальное изучение отдельных музыкально-этнографических явлений: установление границ их распространения, определение территориальных разновидностей в отношении структуры (Б. Ефименкова) и функции (О. Пашина). Итогом данного этапа в развитии этномузыкальной ареалогии является наработанный опыт картографирования структурных типов напевов (преимущественно календарно-обрядовых песен западных традиций восточных славян), установление границ типовых структур (в основном, ритмических, значительно меньше - мелодических), наблюдения над соотношением ареалов мелодических и ритмических структур, и каждого из них - с функциональной характеристикой напевов.
Другой аспект ареальных исследований связан с областью диалектологии, в задачи которой входит характеристика самой территории, выявление ее внутреннего членения, иначе говоря - реконструкция этномузыкального ландшафта. На сегодня только две работы посвящены вопросам мелодиалектологии: статья В. Гошовского о закарпатских музыкальных диалектах в составленном им сборнике «Украинские песни Закарпатья» (М., 1968) и специальный раздел мо-
нографии 3. Можейко «Календарно-песенная культура Белоруссии» (Мн., 1985). Обе заслуживают серьезной критической оценки: первая - в связи со слабостью музыкально-аналитической базы исследования, вторая — из-за отсутствия собственно этномузыкологической аргументации предлагаемой территориальной структуры.
Степень разработанности данной проблематики в общем этно-музыкознании также нельзя считать удовлетворительной. Современные научные представления о структуре восточнославянского музыкального континуума, принципах его членения, соотношении различных территориальных типов (или стилей) музыкальной культуры, системе музыкальных диалектов остаются весьма условными и приблизительными. Типология локальных традиций, выработка четких критериев для их дистрибуции являются насущными проблемами современной этномузыкологии. Их решение вне музыкальной ареало-гии, без учета географического аспекта невозможно.
Актуальность стоящих перед музыкальной фольклористикой задач, связанных с выявлением системы местных и региональных музыкальных традиций, стилей, диалектов, и перспективность применения географических методов для их решения обусловили обращение настоящего диссертационного исследования к сфере этномузыкаль-ной диалектологии.
Цель работы - выявление мелодиалектной структуры одного из восточнославянских регионов на основе ареального изучения музыкально-фольклорного материала и сопоставление полученных результатов с данными смежных наук. Для ее достижения решаются следующие задачи:
осуществляется территориальная проекция музыкально-
этнографических явлений определенного пласта региональной песен
ной традиции, представленных в системе форм и разновидностей;
в результате анализа составленных карт определяются закономерности бытования картографируемых явлений, что служит основанием для их типологии;
на основе систематизации изомел (этномузыкальных границ) выявляется внутренняя, диалектная структура исследуемого региона;
проводится сопоставление полученной ареальной картины с имеющимися лингвистическими, этнографическими, археологическими и др. данными.
Объектом исследования избрана календарно-обрядовая традиция Смоленского региона, расположенного в верхнем течении Днепра, Западной Двины, Десны и Сожа и охватывающего большую часть современной Смоленской области (исключая пять северо-восточных районов) и пограничные районы Тверской и Могилевской областей. Данный регион является северо-восточной окраиной огромного этнокультурного массива восточных славян, характеризующегося хорошей представленностью архаичных форм, в частности - календарных.
В центре исследования находятся обрядовые песни весенне-летнего пограничья - троицкие (в местной терминологии - духовские) и купальские. Выбор обусловлен, во-первых, доминантной позицией ритуалов троицко-купальского периода в местном календарном цикле; во-вторых, массовостью зафиксированных песенных образцов (в поле зрения автора их находилось более тысячи); в-третьих, тем, что они равномерно интенсивно представленны на охваченной территории. Все это характеризует поздневесенние обрядовые напевы как
репрезентативные для смоленской календарной традиции и ее музыкального ландшафта.
Научная новизна работы определяется отсутствием в отечественном этномузыкознании целостной концепции диалектного членения традиционной музыкальной культуры восточных славян и представлений о его конкретных механизмах. В диссертации предлагается разрабатывать мелодиалектную проблематику на основе географического исследования музыкального материала. Принципиально важно обновление методики картографирования, связанное со значительным расширением тематики этномузыкологических карт и установкой на максимальное отражение локальных особенностей музыкально-этнографических реалий. С этих позиций региональная музыкальная традиция как определенная пространственная (ландшафтная) структура, система диалектов в отечественной науке рассматривается впервые. Сопоставимость полученных результатов с данными смежных дисциплин, позволила поднять вопрос относительной датировки исследуемого материала. Новым является рассмотрение проблем типологии музыкальных структур в ареалогическом аспекте. Наконец, настоящей работой в научный обиход вводится значительный по объему новый архивный материал (музыкальный и этнографический), территориальная проекция которого представлена на 26 картах.
Методология исследования охватывает широкий спектр методов, выработанных как в этномузыкознании, так и в смежных научных дисциплинах. При анализе музыкальных текстов автор опирается на структурно-типологического метод, основные положения которого в их применении к музыкально-фольклорным текстам изложены в трудах Е. Гиппиуса, Б. Ефименковой, М. Енговатовой и др.
Ареальный метод - основной в данной работе. В методике картографирования автор, с одной стороны, выступает преемником научной традиции восточнославянских этномузыкологов, с другой -развивает ее, вносит некоторые новые элементы, опираясь на богатый опыт ареальных исследований в диалектологии и ареальной лингвистике (Р. Аванесов, С. Бернштейн, М. Бородина и др.), а также в этнолингвистике (Т. Агапкина, Н. Гаврилюк, С. Толстая, Н. Толстой и др.). При анализе карт и их типологической и диалектологической интерпретации используются отработанные в языкознании и этнолингвистике приемы и методы обобщения картографических данных.
Сопоставление полученных результатов ареального исследования с данными смежных наук проводится на основе комплексного подхода, специфика которого в приложении к проблематике этноге-нетического характера подробно освещена в ряде трудов выдающегося отечественного археолога В. Седова.
Материалом исследования служат прежде всего современные полевые звукозаписи. Источниковой базой является смоленская коллекция документальных звукозаписей из фонограммархива Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур РАМ им. Гнесиных. Массовый характер базового материала является результатом многолетней (с 1956 по настоящее время) полевой работы огромного коллектива преподавателей, студентов, аспирантов и сотрудников лаборатории. Начиная с 1986 года проводится систематическое фронтальное обследование Смоленской области и пограничных зон по специальной программе. Первичная научная обработка экспедиционных данных проделана сотрудниками лаборатории, преподавателями и студентами РАМ. Автор диссертации принимал непосредственное участие в полевых ис-
следованиях Смоленского региона с 1986 по 1995г. и в создании аналитического каталога смоленской коллекции РАМ.
В работе учитывались также материалы по исследуемому региону, имеющиеся в Лаборатории народной музыки Московской государственной консерватории, Фонограммархиве ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, в архиве Фольклорной Комиссии СК РФ, а также все существующие публикации фольклорных текстов по Смоленской области и смежным регионам.
Двухчастная структура диссертации отражает последовательность этапов проведенного исследования. Мелогеографический ракурс первой части определяет ее очерковую структуру (7 очерков, включающих карты с комментариями). Вторая часть интерпретирует результаты проведенного исследования в типологическом (1 глава), диалектологическом и историческом (2 глава) аспектах. В работе имеются также Введение, Заключение и список литературы. Два приложения (сборник песен и материалы по поздневесенней обрядности Смоленского региона), составляют второй том диссертации.
Практическая ценность работы определяется возможностью использования предложенной автором методики картографирования и интерпретации этномузыкальных карт в ареальном изучении музыкального фольклора восточных славян и других народов. Представленные в работе карты и выводы могут быть привлечены специалистами смежных дисциплин (филологами, этнографами, лингвистами, историками) при проведении сопоставительных исследований. Материалы диссертации могут быть использованы в специальных курсах по музыкальному фольклору высших и средних учебных заведений.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре истории музыки РАМ им. Гнесиных 30 июня 2000 г. и рекомендована к защите. Материалы исследования положены в основу выступлений автора на следующих международных научных конференциях: «Фольклорный текст: структура, функция, жанр» (4-Ю октября 1992 г., Руза), организованной Фольклорной комиссией (ФК) СК РФ и Институтом славяноведения и балканистики (ИСБ) РАН, «Голос и ритуал» (12-16 мая 1995 г., Руза), организованной ФК СК РФ и ИСБ РАН, «Синтаксис музыкальной речи» (25-29 мая 1996 г., Иваново), организованной ФК СК РФ. По теме диссертации был сделан доклад на семинаре проф. С. Арома в Departement Oralite et Cognition (Lacito-CNRS) и Universite Paris-IV Sorbonne (2 апреля 1999 г., Париж). Отдельные положения диссертации освещены автором в ряде статей.