Введение к работе
Актуальность темы предлагаемой диссертации определяется принадлежностью мадригальной музыки Джезуальдо к наиболее интересным и малоисследованным явлениям переходного этапа в истории европейской музыки, ведущего от ренессансного музыкального искусства к искусству барокко.
В мадригалах Джезуальдо отразились характерные (порой антагонистические) черты эпохи. Предельное внимание к самым малым деталям поэтического текста и небывалый уровень музыкально-тектонической и драматургической самостоятельности музыки, высокая степень полифонизации музыкальной ткани и обостренное чувство гармонии и в частности — гармонической хроматики, устойчивость музыкально-поэтического строя и богатство резко контрастных музыкальных образов, верность единому принципу формообразования (новая строка текста — новая музыка) и безграничное разнообразие форм-схем, — таковы стилевые полюсы этого яркого представителя позднего музыкального Возрождения. Нервное, эмоционально подвижное искусство Джезуальдо проливает свет на сложные проблемы позднеренессансного творчества, делая их понятными и близкими нам — современникам драматического противоборства художественных идей и концепций XX века.
Новизна отдельных научных положений диссертации основана на попытке определить логическую и историческую обусловленность всех элементов художественного стиля Джезуальдо, которые, как правило, не укладываются в рамки традиционных эстетических и теоретических воззрений. Выдвинута идея о функционировании в мадригалах Джезуальдо особой образно-семантической системы, определяющей собой не только музыкально-образную содержательность, но и весь строй музыкального мышления в его поздних пьесах (соотношение музыки и текста, мелодический строй, новаторство
гармонического языка, приемы и принципы формообразования).
По-новому рассматриваются закономерности хроматической гармонии Джезуальдо: как результат систематически применяемых принципов строгопараллельного голосоведения и хроматического противодвижения голосов. Дается новая более детальная и более соответствующая складу старинной музыки классификация разнообразных музыкальных форм мадригала, типов фактуры, многочисленных типов повтора разделов. Впервые в определение характера музыкальной образности включается важнейший, на наш взгляд, принцип тематической персонификации, которым в последующие эпохи будет определяться динамика становления музыкальных форм и музыкального тематизма.
Практическая направленность работы имеет разные выходы: основные положения и выводы могут быть применены в учебных курсах истории зарубежной музыки, гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений при изучении музыкального искусства XVI века*; понятия семантической системы, принципов строгопараллельного голосоведения, хроматического противодвижения голосов, теория линейных и сквозных форм в мадригале могут быть применены и развиты в последующей разработке научных знаний о старинной музыке.
Публикации по теме диссертации отражают ее основные положения: художественно-эстетическую концепцию мадригального жанра у Джезуальдо, проблемы связи музыки и слова, функционирования образно-семантической системы, принципы формы, эстетику и технику хроматической гармонии.
Диссертация апробирована на заседаниях кафедры истории музыки ГМПИ им. Гнесиных, в докладах на межвузовских научно-теоретических конференциях, в публикациях.