Введение к работе
Предмет нашего рассмотрения - творчество Луиджи Ноно (1924-1990), признанного лидера западного авангарда. Его имя, уже давно занесенное в списки классиков зарубежной музыки XX века, после смерти композитора завоевывает все более пристальное внимание музыкантов, слушателей и ученых. Сочинения Ноно все чаще исполняются в концертах и на фестивалях, становятся объектом научных исследований. Достаточно просмотреть библиографию творчества композитора или ознакомиться с последними выпусками зарубежной музыковедческой периодики, чтобы убедиться в очевидно возросшем интересе к наследию Ноно в широких музыкальных кругах Запада.
Творческий облик композитора многосторонен. Однако практически ro всех зарубежных и отечественных обзорах, отражающих эволюцию современного музыкального искусства, Ноно представлен, в основном, как композитор "ангажированного" толка. Политизированное содержание большинства сочинений композитора вызвало к жизни острую дискуссию, развернувшуюся вокруг его имени. Его упрекали в бесполезных для общества и вредных для искусства призывах к классовой борьбе, в излишней концентрированное па злободневных событиях современной истории с прямым использованием документальных материалов.
Полемика по поводу музыки Л.Ноно часто сводилась исключительно к политическому аспекту, а проблемы структуры занимали в ней незначительное место. Это, в частности, подтверждает следующее высказывание композитора: "До настоящего времени мои музыкальные сочинения воспринимались - как в позитивном, так и в негативном плане, -
слишком схематично-идеологически, а мои языковые, стилистические и структуральные стремления оставались недооцененными" .
Луиджи Ноно - автор немалого количества литературных работ, среди которых находятся информативные описания, дескриптивные эссе, аналитические статьи. Однако многое для нас до сих пор остается неизвестным - и его музыкальные сочинения, и его литературные работы.
Зарубежное научное знание к настоящему времени располагает достаточно богатым материалом. В отечественном музыкознании информация о музыкальном стиле композитора отсутствует практически полностью. Исключение составляют очерк Л.Кириллиной (1995) и несколько интервью с композитором. Ноты и звукозаписи произведений Ноно для ознакомления также недоступны. Отсюда становится очевидной актуальность подобного исследования.
Основная задача диссертации - исследование индивидуально-авторского стиля Л.Ноно, особенно в области композиторской техники; построение историко-теоретической концепции, охватывающей все этапы творчества композитора. В связи с этим необходимо решить ряд специфических задач, а именно:
проследить эволюционный путь композитора;
установить фазы творчества в соотнесении с музыкальным материалом;
выделить и проанализировать репрезентативные для каждого периода произведения;
выявить характерные "конструктивные принципы", - как остававшиеся константными, так и подвергавшиеся эволюционным изменениям на протяжении всего творчества.
' Hacusler, J. Ilrennpunkl Nono II Programmbuch Zeilfluss 93 in Zusammenarbeil mil den Salzburger I'cslspielcn. - Zucrich-Stutlgart, 1993 - S. 139.
Эти и другие задачи решаются с привлечением определенного материала, полученного нами из различных источников. Для детадыюго анализа избирается ряд сочинений, хотя в поле зрения находится весь каталог произведений. (Выбор материала подчиняется как эволюционному аспекту, так и характерности той или иной композиции для каждой творческой стадии.) Кроме того, отдавая предпочтение инструментальным сочинениям, мы не отстраняемся от анализа некоторых вокально-инструментальных произведений. Понимая важность для творческой личности Ноно "ангажированной" музыки, мы позволили себе не вносить се в аналитический ряд, хотя и постоянно имели эти opus'bi в виду. Мы оставляем также за собой право, не включая оперный и электроакустический жанры, ссылаться на них в процессе рассмотрения творческого метода композитора.
В качестве материала привлекаются и авторские "скетчи", хранящиеся в архиве композитора в Венеции. В связи с тем, что доступ открыт не ко всем сочинениям, этот материал становится центральным при разборе двух "крайних" в пашем ряду произведений - "Polifonica-Monodia-Ritmica" (1951) и "Л Carlo Scarpa" (1084). Привлечение этого ценнейшего и редчайшего материала позволяет реконструировать процесс творчества и описывать композиционным метод Ноно.
Отдельного внимания заслуживает "слово" композитора, раскрывающее авторский замысел некоторых сочинений, отражающее общие музыкально-эстетические проблемы.
Методология исследования определяется как общенаучным, так и частнонаучным подходами. Аналитический метод предполагает многоаспектное раскрытие конструктивных принципов сочинений на основе "первичных моделей", связанных с художественным замыслом
произведений Ноно. Не меньшее значение имеет и контекстный подход -"стиль времени", в которое творил композитор.
Методика исследования включает дешифровку авторских эскизов, композиторское комментирование своего творчества, перевод зарубежной музыковедческой мысли - с немецкого, французского и итальянского языков.
Научная повита диссертации определяется следующим:
объектом исследования, в качестве которого избрана малоизученное в
отечественном музыкознании творчество Л.Mono;
анализом неизвестных в России произведений Ноно и проникновением
. в стиль произведения и стиль автора;
выделением периодов творчества и, в ориентации на них,
рассмотрением техники композиции в процессе ее эволюции.
Для выводов диссертации большое значение имело реконструирование творческого процесса на основе архивных материалов, чго способствовало получению новых "единиц" научного знания.
Практическая значимость работы состоит во введении в отечественное научное знание малоизвестных музыкальных и теоретических материалов, которые могут быть использованы в вузовских теоретических и исторических курсах, в спецкурсе современной музыки, а также при подготовке дипломных и диссертационных работ.
Апробация: Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных. Отдельные положения работы нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях "Веберн и пути к новой музыке" (Москва, Российская академия музыки им. Гнесиных, 1993), "Проблемы музыкальной культуры Италии" (Москва, Российская академия музыки им. Гнесиных, 1993) и "Творческий процесс: тайны, открытия, парадоксы..." (Москва, Союз
композиторов, 1999). Основные материалы представлены в ряде публикаций.
Научные положения диссертации обсуждались с проф. М.Хсрманом и проф. Х.Лахенманом (Высшая школа музыки Г.Штутгарта, Германия), а также с Нурией Шенберг-Ноно и С.Бассанезе (Архив Луиджи Ноно в Венеции, Италия). (Автор благодарен всем, кто принял то или иное участие в обсуждении нашей работы.)
Диссертация (205 с.) состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. Такая структура, ориентированная на стилевые периоды, оказалась оптимальной для отражения творческого метода и его эволюции. (Аналитическое рассмотрение внутри каждой главы предворяется предисловием. Нотные примеры по техническим причинам помещены в текст диссертации.)
В Заключении резюмируются выводы и ставятся проблемы дальнейшего изучения творчества композитора. Библиография (148 наименований) включает литературу на немецком, французском, английском, итальянском и русском языках. В качестве Приложения (52с.) вводится специфический раздел, включающий в себя целый ряд переводов статей и интервью с композитором, опубликованных в зарубежной печати и-предоставляющих богатую информацию для понимания творческих установок Ноно, его взглядов на разпообраные эстетические и композиционные проблемы. Здесь же содержится интервью с учеником Ноно, Х.Лахенманом, проведенное автором работы в 1991 году.