Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лейтмотив в русской симфонии Тихомирова Ольга Вячеславовна

Лейтмотив в русской симфонии
<
Лейтмотив в русской симфонии Лейтмотив в русской симфонии Лейтмотив в русской симфонии Лейтмотив в русской симфонии Лейтмотив в русской симфонии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тихомирова Ольга Вячеславовна. Лейтмотив в русской симфонии : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 Н. Новгород, 2006 143 с. РГБ ОД, 61:07-17/44

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной музыкальной науке большое внимание уделяется изучению содержания музыки и приемов его воплощения. Актуальными и все более значимыми становятся проблемы семантики, этимологии, художественного воздействия музыкальных явлений различного рода. Среди них проблема лейтмотива как одного из способов закрепления смысла в музыке видится интереснейшей и при этом малоизученной в специальных исследованиях.

Проблема эта затрагивается во многих музыковедческих работах, где лейтмотив однако чаще рассматривается как явление оперное. До сих пор в науке не была достаточно исследована специфика лейтмотива в инструментальной музыке в сравнении с оперой, претворение в этой сфере его принципов, драматургических возможностей и функций. В соответствующих немногочисленных работах об инструментальной музыке лейтмотивный метод рассматривается в контексте эволюции интонационного и тематического объединения цикла, но не служит объектом специального исследования.

Разрозненный анализ лейтмотивов в жанре симфонии встречается в монографической литературе, посвященной творчеству различных композиторов, однако обобщающего труда, в котором излагались бы основные принципы и специфика лейтмотивного метода в симфонии, до сих пор не создано.

В связи с этим предметом данного исследования стало явление лейтмотива в симфонии как способа процессуально-драматургического воплощения ее содержания.

Жанр симфонии выбран не случайно. Именно он, как обобщающе-концепционный, воссоздающий картину мира (по Малеру) и предполагающий крупномасштабность и широту воздействия, в гораздо большей степени предрасположен к лейтмотиву, нежели камерно-инструментальные жанры, в которых лейтмотивы тоже иногда встречаются. Именно симфония смогла максимально использовать возможности лейтмотивного метода. Такие ее качества как «склонность к выражению философских концепций и значительность вербальной стороны содержания» (О.Соколов), провоцирующие обращение к лейтмотиву, привлекают к симфонии композиторов разных времен, как к важнейшему способу музыкального высказывания своего миропонимания.

Цели и задачи диссертации. Целью данного исследования стало раскрытие специфики использования лейтмотива в симфонии в отличие от его функционирования в жанре оперы. Появившись в романтической симфонии под влиянием оперы, лейтмотивный метод дает дополнительные возможности симфонической драматургии. Это обусловило необходимость решения ряда задач:

  1. Конкретизировать понятие лейтмотива путем анализа и сравнения с другими подобными принципами, а также выявить его характерные черты.

  2. Рассмотреть семантику лейтмотивов в симфонии, не зависящую от сценического действия, и предложить классификацию симфоний с точки зрения значения лейтмотивов.

3. Проанализировать основные функции лейтмотива и различные
способы их реализации на примере русских симфоний.

Методология исследования. Жанру симфонии в музыковедении посвящено большое количество работ. Но в первую очередь среди них нас интересуют труды тех исследователей, которые рассматривают проблемы симфонизма и музыкальной драматургии, так как эти категории определяют процессуально-динамическую организацию симфонии, элементом которой является лейтмотив. Здесь должны быть названы имена Б.Асафьева, В.Бобровского, В.Конен, Т.Черновой, М.Арановского, О.Соколова. Методологической основой исследования, таким образом, стал принцип функционального анализа крупных инструментальных форм, утвердившийся в трудах этих музыковедов. Кроме того, при анализе семантики лейтмотивов автор опирался на работы М.Бонфельда, М.Арановского. Е.Назайкинского, В.Медушевского, Л.Шаймухаметовой.

Материал исследования. Одним из важнейших и специфических этапов формирования лейтмотива является русский симфонизм, причем наиболее значимым стал период конца XIX - начала XX веков, когда наблюдается расцвет симфонии с лейтмотивами. Начиная с этого времени, явление лейтмотива становится ведущим элементом музыкальной драматургии симфонии, это время интенсивного развития лейтмотивного метода в русской симфонии, его становления и кульминации. Несмотря на то, что лейтмотив в симфонии впервые появился в зарубежных произведениях, русская симфония смогла создать свою линию развития, отличную от Запада. Кроме того, если в западноевропейской музыке значение симфонии как ведущего жанра после Малера теряет свою безусловность, то русская музыка продолжает его интенсивную историю в XX веке. Поэтому материалом исследования послужили русские симфонии с лейтмотивом конца XIX — первой половины XX века, начиная от первого примера - 4 симфонии

Чайковского (1877) и заканчивая последними симфониями Д.Шостаковича. Разнообразие содержания, драматургии этих симфоний обусловили различные способы претворения лейтмотивного метода в них, что и стало объектом исследования.

Научная новизна работы. Впервые в музыкознании предложен качественно иной подход к лейтмотиву в симфонии как самостоятельному, важному принципу драматургии. Лейтмотив рассмотрен как явление, проявляющее себя по-разному в опере и симфонии и обладающее рядом специфических функций, которые в совокупности представляют метод, давший жанру симфонии новые возможности.

Научно-практическая значимость. Помимо научного значения теоретической части работы, обобщающей теорию лейтмотива, исследование может иметь широкую практическую направленность. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах анализа музыкальных произведений ВУЗов, истории музыки, дисциплин, касающихся проблем музыкальной драматургии. Кроме того, некоторые положения исследования могут представлять интерес для специалистов в области оперно-симфонического дирижирования.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии) им.М.И.Глинки и была рекомендована к защите. Ее основные положения отражены в публикациях: сборниках научных статей, а также сборниках материалов конференций «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» (ННГК им.М.И.Глинки, Н.Новгород, 2005), «Отечественная музыка от Глинки до постмодерна» (ННГК им.М.И.Глинки, Н.Новгород, 2005), «Современные проблемы науки, образования и производства» (УРАО, Н.Новгород, 2006).