Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Корейское музыкально-драматическое искусство певцов пхансори Пак Чанг Ву

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пак Чанг Ву. Корейское музыкально-драматическое искусство певцов пхансори : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Минск, 1998.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Корейское музыкально-драматическое искусство пхансори, в ко-юм синкретически слились музыкальная драма и народный песен-й сказ, как один из наиболее характерных видов музыкально-дра-гического искусства в традиционном корейском народном творче-е, воплощает многие общие для различных национальных музы-[ьных традиций черты генезиса и занимает особое место в сложной іуктуре традиционной корейской музыки, являясь историческим зазцом профессионального народного искусства и предтечей со-:менной корейской классической оперы.

Актуальность. Идеи научной интеграции, системного подхода к 'чению явлений музыкального искусства позволяют подойти к ис-ідованию (наблюдению) композиций пхансори с двух позиций, а енно: исторической и жанрово-стилистической, обосновывая пред-івление о сущности этого искусства, как совокупности универ-іьньїх жанрово-стилистических отличий с выделением ведущего нзнака, удерживающего вертикальную ось традиций, историчес-о память корейского этноса, его историческое самосознание и жи-о передачу нравственного начала. Другими словами, пхансори, в ятексте указанных выше подходов, это неотъемлемая часть духов-го базиса не только корейского искусства, но и общечеловеческой тьтуры. Синкретическая природа пхансори порождает многочис-шые предположения и суждения относительно стилистики и жан-вой основы этого уникального памятника корейской народной муки, который может изучаться с литературной (тексты), драматур-теской (сценическое действие), а также с музыковедческой узыкальная композиция пхансори и её исполнение) точек зрения, «тральное место в становлении этого уникального профессиональ-го музыкально-драматического искусства Кореи занимает певец ансори как интерпретатор и носитель традиции. Важно отметить рспективность изучения искусства певцов пхансори не только с чки зрения осмысления традиционного корейского искусства, но и контексте интеграционных тенденций, все более интенсивных и знообразных, проявляющихся в том числе и в музыкально-ис-лнительском искусстве европейской традиции в сфере вокального

интонирования, ритмики, взаимодействия речитативного (деклам ционного) и вокального начал. Особое значение приобретает сравн тельный анализ певческой манеры певцов пхансори в контексте пр никновения в корейское вокальное исполнительское искусство «чи тых» форм европейской певческой культуры, прежде всего европе ской оперы.

Сказанное обусловливает актуальность темы диссертации не т лько для корейского региона, но и для европейской музыковедчесш науки, что позволяет рассматривать данное исследование как важнь вклад в современное исполнительское музыковедение.

Целью настоящего исследования является актуализация и нау ное осмысление творческого опыта вокального и драматического и кусства певцов пхансори в контексте современной музыкально-и полнительской культуры.

Цель исследования обусловила его задачи:

проанализировать истоки и происхождение корейского м зыкально-драматического искусства пхансори;

исследовать жанровую основу музыкально-драматичесю композиций пхансори;

охарактеризовать основные школы певцов пхансори и осі бенности их регионального распространения;

проанализировать природу исполнительского искусства пеі

ЦОВ ПХанСОри С учеТОМ ИСПОЛНИТеЛЬСКИХ ОСОбеННОСТеЙ BI

кального искусства европейской традиции;

обобщить особенности метро-ритмического и МЄЛОДИЧЄі
кого воплощения музыкально-драматических композици
пхансори в исполнительском искусстве певцов.

Объектом исследования послужили музыкально-драматическ* композиции пхансори в их синкретическом единстве (музыкальш поэтическое содержание и вокально-драматургическое воплощение)

Предметом исследования является певческая традиция исполш телей пхансори в историческом и музыкально-драматургическом а< пекте.

Научная новизна исследования состоит в том, что существую-[ие исследования пхансори, искусства, нотация и аудиозапись кото-ого осуществлена сравнительно недавно, ограничиваются, как пра-ило, описанием музыкально-драматических композиций. Настоящее сследование представляет собой первую попытку обобщения и ана-иза происхождения и развития искусства певцов пхансори. Впервые сследуется вокально-исполнительское искусство певцов пхансори с озиций методологии современного музыкознания.

Важно отметить, что специальная литература по искусству пхан-ори на русском и белорусском языке отсутствует. Этот вид искусст-а лишь упоминается в справочной литературе в качестве одного из ;анров традиционной корейской музыки. Поэтому данное исследо-ание выполняет важную интеграционную функцию в развитии со-ременного музыкознания. В числе зарубежных источников по про-лемам искусства пхансори следует назвать: Kim Mi Ai. Die Rezep-onsmoglich keitea der traditionellen koreanischen Musike. - Dortmund, 988; Kwon о Seon. Die Theorie und Praxis der Intonation in der tradi-onalen koreanischen Musike. - Rogensburg, 1992; Heyman, Alan С Pansori». Essays on Asian Music and Theatre. - New York: The Per-iirming Arts Program of the Asia Sosiety, n.d; Lee, Byong-won. «Korean 4usic: Pansori». The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Ed. tanley Sadie. - London: MacMillan Publishers Ltd., 1980 Vol 10.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Пхансори, имея глубокие исторические корни в традиционном ародном корейском музыкальном творчестве, представляет собой собый вид профессионального музыкально-драматического искус-тва, которое характеризуется совокупностью универсальных жанро-о-стилистических отличий, включая особенности воплощения игро-ого, эпического и драматического начал.

  2. Эпическое в искусстве пхансори выступает в качестве тради-[ионной социально-художественной формы духовного и нравствен-юго бытия корейского этноса в истории, что определяет жанровую [рироду и исполнительские традиции пхансори.

  3. Вокальное и драматическое искусство певцов пхансори, имея [ревнюю династическую основу, представляет собой феномен объе-[инения двух тенденций корейского музыкального искусства: тради-

ционного музыкального творчества и профессионального музыкаль ного исполнительства.

Методологической базой исследования послужили труды m методологии современного музыкознания (Л.А. Мазель, Е.В.Назай кинский, Ю.Н.Холопов, В.В.Медушевский), по основам этномузыко логии и методологии фольклористики (И.И. Земцовский), по методо логии исполнительского искусства (Е.Г.Гуренко, Н.П.Корыхаловг А.Сохор), по социологии искусства (В.С.Цукерман, Ю.В.Капустин} по методологии культуры (А.Лилов).

Практическая значимость результатов исследования состоит том, что они могут применяться в различных областях современног музыкознания: теории и истории музыкального исполнительства, эт номузыкологии и фольклористике, теории музыкальной культуры 1 музыкальной социологии. Материалы исследования могут быть так же использованы в учебных курсах по истории мировой музыкально] культуры, фольклористике и этномузыкологии, истории и теории ис полнительского искусства, а также в непосредственной педагогиче ской и исполнительской практике музыкальных учебных заведений.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседали] кафедры пения Белорусской государственной академии музыки. Ос новные результаты исследования отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, тре: глав, заключения, а также списка литературы и приложений. В дис сертации 5 рисунков, 9 схем, 7 нотных примеров и 2 таблицы. Общи] объем диссертации 109 страниц.