Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Контрапункт строгого стиля как художественная традиция Симакова, Наталия Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Симакова, Наталия Александровна. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Москва, 1993.- 53 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/2043-2

Введение к работе

Актуальность темы. Современная музыкальная практика в своем постоянном стремлении к развитию и обновлению не перестает обращаться к опыту старше мастеров. Она видит в нем немалые ресурсы для расширения и обогащения сферы образного содержания, для совершенствования техники письма, пополнения ее забытыми "секретами" творчества, приемами работы с музыкальным материалом. Фундаментальные труды Г.Бесселера, М.Букофцера, В.Апеля, Э.Спаркса, Г.Риза, Ю.Хошньсхого и др., a также Т.Н.Ливановой, С.С.Скребкова, В.В.Протопопова, Ю.К.Евдокшловой, Г.Э.Пелециса, М.А.Салонова значительно изменили наше сегодняшнее представление о сущности музыкального творчества ХП-ХУІ вв. и вызвали необходимость его дальнейшего рассмотрения с применением новых методов исследования.

Новые перспективы открылись и в изучении контрапункта строгого стиля. Наряду с вопросами, касающимися теории и техники письма ластеров ХУ-ХУІ вв., в последние годы значительно возрос интерес ї проблемам источниковедения, музыкального формообразования, искорки становления и развития музыкальных жанров. Сохранилась потребность в выяснении специфики целого ряда художественных явлений, з детальном рассмотрении особенностей музыкального мышления мастеров строгого стиля, в более тщательном освещении художественной фактики с учетом современной ей теории и педагогики. Актуальным «стается и вопрос, касающийся судьбы контрапункте строгого стиля і последующие столетия - проявления его традиций в условиях иных ворческих школ и направлений.

Цель работы - представить контрапункт строгого стиля как пгчптелъне*шее явление не только е музыке Ренессанса, но и в ис-ории всей европейской музыкальной культура, как художественное вправление, обладающее определенными принципами, особыми Еырази-альными свойствами, а также удивительно.1 жизнестойкостью, способ-

2 ностью оставаться на протяжении Солее четырех веков творческой традицией музыкального искусства и основой основ профессионального композиторского образования.

Задачи исследования - показать специфические особенности контрапункта строгого стиля,в том числе и те,которые обеспечивают ему долголетие; изложить историю учения о контрапункте, включая период становления, ранние этапы развития, собственно строгий стиль; раскрыть формы проявления контрапункта строгого стиля в музыке ХУП-5Х вв.

Метод и матетаал исследования. В работе применен системней метод исследования, обусловленный сочетанием исторического, эстетического, теоретического ракурсов подхода к изучаемому явлению. Анализу подвергается не только художественная практика, но и современная ей теория и педагогика.

Научная новизна диссертации определяется ее проблемами и харак
тером их постановки. Главная из них - трактовка контрапункта строго
го стиля как фундамента, основы для профессионального музыкального
искусства (европейской традиции) последующих эпох. В отличие от раз
работанного зарубежными учеными метода музыкального анализа, при
котором структура произведения рассматривается в виде иерархии уров
ней (слоев) с первоструктурой, имеющей такие же простые зву-
коотношеяия, что и строгое письмо , в диссертации связи и параллели
музыки ХУ-ХУІ вв. с иными художественными явлениями прослеживаются
не только в звуковысотной сфере, но и в тематической, фактурной,
жанровой, формообразующей. Этот путь ведет к решению и более широ
кой проблемы преемственности музыкальных стилей - проблемы тради
ции в искусстве.

При выяснении выразительных возможностей контрапункта строгого стиля исследуется ряд вопросов, ранее не рассматривавшихся применительно к музыке ХУ-ХУІ вв. Среди них - проявление пространственно-временных отношений, действие принципов статики и динамики, разви-

!Я и обобщения, однородности и контраста. Предлагается ряд нових іблядекий, касагснхся соотношения текста и мзгзыки, действия игро-зго принципа и возникающей,в результате.необычной музыкальной Фор-:, названной нами "дискретное остинато с изменяемой темой". В свя-і с различными композшгиокнкми функциями музыкального тематкзма риводптся его классификация. Попутно корректируются существующие литературе некоторые фактологические неточности в отношении ис-эрии строгого контралункта и трактовки отдельных сочинений ХУП-l be. - канона Шейдта, Italic alexia из 15 квартета Бетховена, Нидерландской фантазии" Танеева и пр.; установлен ранее неизвестен первоисточник " Choral - тагіе " С.Танеева.

Новым в своей совокупности является и привлекаемый к иссле-эваншо материал - музыкальные композиции, а также трактаты, ис-педоваякя ж книги по контрапункту, многие из которых подвергаот-я анализу и критической с-пэнкэ впервые»

Апробаппя. Практическая ценность работы. Диссертация обсуз-ена на заседании кафедры теории музыки Московской государствен-ой консерватории и рекомендована к запите (20.С5.1992). Ее мате— иал использовался в ряде докладов, прочитанных на научных конфе-енпиях (включая мендуквроднке), посвященных проблемам старинной узкки ("Игровой принцип в западноевропейской музыке ХУ-ХУІ ев.", ., 1988, ".Дискретное остинато" - М., 1Э89), а также юбилейным атам - памяти С.Танеева ("Танеев и контрапункт строгого стиля", ., IS76), Я.С.Баха ("Еах и традиции музыкальной культуры ХУ-ХУТ еков", М., 1985), Б.Мартину ("Мадригалы Б.Мартину", М., 1990), .А.Мопарта ("Ыоцарт - учитель", І.".., 1991), Сергия Радонежского "Особенности интерпретации контрапункта строгого стиля русским смнозкторами XIX - нач. XX вв.", I.i., 1992).

На протяжении ряда лет многие положения, разрабатываемые в лссертации, излагались ее автором на факультете повышения кзали-

фикации, а в последние годы используются в курсах полифонии у музыковедов и дирижеров-хоровиков. Кроме того, они легли в основу построения нового экспериментального курса полифонии (у музыковедов), читаемого автором с 1990 г., а также оформлены в виде рекомендаций к письменным работам по контрапункту строгого стиля для студентов музыкальных вуз *ов (см. список публикаций). Материал диссертации может быть полезен не только для курса полифонии, но и для курсов истории русской и зарубежной музыки, анализа музыкальных произведений, последующих научных разработок самых различных проблем.

Структура и объем работы. Диссертация открывается вступительным разделом (От автора), где дается обоснование теш, обзор литературы и формулируются основные проблемы. Далее следуют Введение и шесть глав, сгруппированных по три в два крупных раздела, а также Заключение.